Модуль 2 Развитие в младенчестве и раннем возрасте
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Психология и педагогика Дошкольного образования
Форма обучения: заочная
Челябинск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Пояснительная записка………………………………………………………………..5
2 Содержание экзамена………………………………………………………………….6
3 Терминологический минимум………………………………………………………..12
4 Список информационных ресурсов………………………………………………….13
5 Вопросы к экзамену……………………………………………………………………14
6 Перечень материалов, которые студент может использовать на экзамене……….16
7 Критерии оценивания знаний студента на экзамене……………………………….16
Содержание экзамена Модуль1 Введение в детскую психологию Тема 1.1 Предмет, структура, задачи детской психологии Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки. Специфика психического развития ребенка. Детская психология как раздел возрастной психологии. Место детской психологии в системе наук. Основные разделы и связь детской психологии с философией, общей, социальной, педагогической психологией, возрастной физиологией, педагогикой, частными методиками и другими науками. Значение детской психологии в практической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе. Тема 1.2 История детской психологии Предпосылки выделения детской психологии в самостоятельную область психологической науки: требования педагогической практики, разработка идеи развития в науке, появление экспериментальной психологии. Взгляды Жан-Жака Руссо на развитие ребенка. Взгляды И.Г.Песталоцци на проблему обучения и развития. Характеристика этапов развития детской психологии. Развитие детской психологии в России Основополагающее значение для развития детской психологии психологической школы Л.С.Выготского и его последователей: Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, М.И,Лисиной и др. Детская психология на современном этапе. Основные психологические школы и направления развития детской психологии. Тема 1.3 Стратегии и методы исследования Методологические принципы изучения психики ребенка. Понятие о психологическом факте. Факты и закономерности. Принципы психологического исследования. Стратегии исследования. Эмпирические методы. Виды наблюдения, дневниковое наблюдение. Стратегия эксперимента, особенности использования при изучении ребенка; ведущее значение формирующего эксперимента. Методы опроса, беседа, условия ее проведения с ребенком. Изучение продуктов детской деятельности. Использование тестов в детской психологии; тесты – задания, тесты – опросники, проективные тесты. Организация психологического обследования ребенка в детском саду. Роль педагога в изучении ребенка. Составление психологической характеристики ребенка. Тема 1.4 Основные закономерности психического развития Понятие о психическом развитии. Неравномерность психического развития, ее причины. Акселерация. Темп психического развития. Проблемы детской одаренности и задержки психического развития. Предпосылки и условия психического развития. Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма и процессы психического развития, как предпосылки психического развития. Социальные факторы как условия психического развития: социальная среда, обучение, собственная активность ребенка. Психическое развитие и деятельность. Внутренняя ориентировочная деятельность как содержание психического развития. Ведущая деятельность, ее признаки. Психическое развитие и обучение. Обучение и сензитивные периоды развития. Понятие о зоне ближайшего развития. Роль обучения в расширении зоны ближайшего развития. Развивающее обучение. Возрастная периодизация психического развития. Критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии. Новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Противоречия, возникающие в ходе психического развития, их разрешение или обострение. Переход ребенка с одного периода на другой. Возникновение возрастных кризисов, их значение в развитии. Модуль 2 Развитие в младенчестве и раннем возрасте Тема 2.1 Перинатальный период развития Значение перинатального периода для психического развития человека. Основные закономерности и характеристика этапов перинатального развития. Взаимосвязь матери и ребенка в перинатальный период. Необходимость воссоединения матери с ребенком после родов для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Тема 2.2 Младенчество Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Типы безусловных рефлексов. Значение ориентировочных и защитных рефлексов. Рецепторы к моменту рождения. Получение внешних впечатлений как основное условие развития рецепторов. Адаптация новорожденных к внешним условиям существования Развитие движений и действий младенца. Хватание, манипулирование и подражание, их роль в психическом развитии. Двигательная активность. Сенсомоторная координация. Роль послеродового взаимодействия матери с ребенком в развитии материнско-детской привязанности и потребностно-мотивационной сферы ребенка. Комплекс оживления как первая социальная реакция, предпосылки его возникновения. Первая улыбка. Освоение новых способов взаимодействия ребенка с матерью. Закономерности развития психики младенцев. Развитие физиологических механизмов психической деятельности ребенка. Причины отклонений в поведении детей: неудовлетворение потребностей, недостаток впечатлений, двигательной активности, общения со взрослыми, утомление, неправильные воспитательные воздействия. Развитие познавательных процессов в младенческом периоде. Восприятие младенца. Различение цвета, формы, предметов. Представление о предмете как постоянном, существующим в пространстве и имеющим постоянные свойства. Память как условие появления опыта ребенка. Проявление элементарных форм наглядно-действенного мышления ребенка как установления видимых связей между предметами. Предпосылки развития речи. Понимание речи. Понимание речи и первые слова. Развитие манипулятивных действий. Социализация. Младенец и взрослый. Формы общения с взрослыми. Появление первых социальных эмоций. Развитие потребности ребенка в эмоциональном взаимодействии с взрослым. Развитие эмоциональных контактов. Появление указательного жеста как средства управления поведением взрослого. Тема 2.3. Ранний возраст. Психофизиологическое развитие Основные закономерности роста и развития детей. быстрое установление связей с окружающим миром, легкая обучаемость в связи с пластичностью мозга, высокие сенсомоторные потребности, взаимосвязь психического и физического. К трем годам: активность, самостоятельность, аккуратность. Ходьба как средство общения с окружающим миром. Значение ходьбы в развитии ребенка. Овладение ходьбой посредством мышечного чувства (кинестезия, зрение, осязание). Развитие деятельности Развитие предметной деятельности. Переход от элементарного манипулирования к предметным действиям и к предметно-игровым. Этапы формирования предметных действий. Типы предметных действий. Развитие орудийных и соотносящих действий у детей. Связь предметных действий с характером ориентировочной деятельности. Предметно – игровая активность как предпосылка игры. Игровое отношение к предмету. Предметная игра как основа зарождения сюжетно-отобразительной игры. Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Их значение в освоении способов обследования предметов, развитии ручной умелости, развитии знаковой функции сознания, творческих проявлений ребенка. Роль бытовой деятельности в развитии ребенка: усвоение культурных способов удовлетворения биологических потребностей, расширение сферы самостоятельности, освоение правил поведения, формирование основ личностных качеств. Развитие познавательной сферы Развитие речи в раннем детстве. Понимание речи. Переход к активному усвоению речи Этапы в овладении активным словом. Овладение речью на основе психологического механизма – языкового чутья. Автономная, ситуативная, описательная речь. Эгоцентризм речи. Роль раннего опыта ребенка в овладении речью. Формирование всех сторон речи. Развитие функций речи. Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка. Формирование и развитие восприятия и мышления. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста. Развитие мыслительных процессов. Появление обобщений. Формирование знаковой функции сознания. Особенности внимания и памяти в раннем возрасте. Непроизвольность всех психических процессов. Предпосылки развития личности Расширение сферы общения и особенности эмоциональной жизни ребенка. Социализация эмоций. Освоение правил поведения и выполнение нравственных норм. Ситуативность нравственного поведения, его связь с эмоциональным отношением к объекту. Изменение позиций ребенка по отношению к окружающему. Ситуативные формы общения с взрослым. Предпосылки развития самосознания ребенка: отделение действий от предмета и себя от своих действий; осознание того, что собственные чувства и желания могут не совпадать с желаниями других; сравнение себя с другими; имя как первое звено структуры самосознания; появление местоимения «Я»; гордость за собственные достижения; потребность в самостоятельности. Проблема кризиса трех лет. Симптомы кризиса. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса. Отношение взрослого к ребенку во время протекания кризиса.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |