Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2: Организационно-экономическая структура рынка ценных бумаг



2016-01-26 403 Обсуждений (0)
Тема 2: Организационно-экономическая структура рынка ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Классификация ценных бумаг.

2. Функциональная структура рынка ценных бумаг.

3. Виды организованного рынка.

4. Участники рынка ценных бумаг.

 

Классификация ценных бумаг.

Многообразие видов ценных бумаг предопределяют множественность критериев классификации:

1. Исходя из признака принадлежности удостоверяемом ценными бумагами, они делятся на именные на предъявителя и ордерные ценные бумаги.

2. Исходя из экономической природы ценных бумаг, в их составе могут быть выделены долевые и долговые ценные бумаги. Долевые ценные бумаги удостоверяют факт внесения средств в капитал эмитента, право на долю имущества эмитента и право на получение дохода. Срок действия таких бумаг обычно не органичен. К долевым ценным бумагам относятся акции акционерных обществ. Долговые ценные бумаги удостоверяют отношения займа между владельцем ценных бумаг (кредитора) и лицом, выпустившим ценные бумаги (должником). К долговым ценным бумагам относятся облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя.

3. В зависимости от длительности периода, на которые привлекаются временно-свободные денежные средства, в составе ценных бумаг выделяют краткосрочные (срок обращения от 1 месяца до года), среднесрочные (срок обращения от года до пяти лет), долгосрочные (срок обращения от пяти до 30 лет) и бессрочные.

4. Исходя из механизма выплаты дохода различаются ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации и привилегированные акции) и ценные бумаги с изменяющимся (плавающим) доходом (простые голосующие акции).

5. С учетом территорий, на которых обращаются ценные бумаги выделяют региональные, национальные, международные.

6. По уровню риска виды ценных бумаг располагаются исходя из правила: чем выше риск, тем выше доходность, но ниже надежность ценных бумаг и чем ниже риск, тем ниже доходность, но выше надежность ценных бумаг. На первом месте стоят государственные ценные бумаги, на втором – муниципальные ценные бумаги, на третьем – облигации АО, на четвертом – привилегированные акции, на пятом – простые голосующие акции, на шестом – производные финансовые инструменты.

7. С учетом правового статуса эмитента ценные бумаги подразделяются на государственные, муниципальные, корпоративные.

8. Исходя из особенностей обращения на рынке: рыночные и нерыночные ценные бумаги. Рыночные – свободно меняют своего владельца. Нерыночные – не меняют.

9. Исходя из роли ценных бумаг в воспроизводстве капитала: основные (акции, облигации), вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты), производные – удостоверяющие право на покупку и продажу основных ценных бумаг (опционы, фьючерсы).

10. По форме эмиссии: документарные и бездокументарные. Если ценная бумага выпущена в документарной форме владельцу выдается сама ценная бумага, если в недокументарной форме – владельцу выдается выписка с его счета.

11. Исходя из объемов эмиссии: эмиссионные – выпускаются крупными сериями и подлежат государственной регистрации (акции, облигации), неэмиссионные выпускаются небольшими сериями – не подлежат государственной регистрации (вексель, чек, ипотечные ценные бумаги).

 

Функциональная структура рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг обслуживает процесс воспроизводства капитала. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить на первичный и вторичный.

Первичный рынок – это рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг, основными его участниками являются эмитенты и инвесторы. Первичный рынок ценных бумаг является регулятором рыночной экономики, он мобилизует свободные денежные ресурсы, распределяет их по различным отраслям и сферам экономики. Критерием этого распределения является доход, приносимый с ценными бумагами. Первичный рынок предполагает обязательное существование вторичного рынка, более того существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически невозможно.

Вторичный рынок – это рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме или продаже ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране, он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами. Поскольку целью спекулянта является получение максимального дохода в виде курсовой разницы, то они продают ценные бумаги предприятий исчерпавших свои возможности роста прибыли и покупают ценные бумаги перспективных предприятий и отраслей.

В итоге функционирования вторичного рынка обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения ее эффективности и выступает столь же необходимым для существования рынка ценных бумаг как и первичный рынок, более того вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг и тем самым создают благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность перепродажи – важный фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на первичном рынке.

Существует два вида вторичного рынка: биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок отличается от биржевого менее жесткими требованиями к акционерным обществам, ценные бумаги которых обращаются на нем.

 

Виды организованного рынка.

Существуют различные формы вторичных рынков. Простейшими из них являются стихийный неорганизованный уличный рынок. Отличительными чертами неорганизованного рынка являются а) продавцы и покупатели непосредственно заключают сделки друг с другом без участия третьего лица (посредника), б) условия заключения сделок как правило остаются известными лишь участвующим в них сторонам, в) условия совершения одних и тех же операций могут существенно различаться даже в случае, если они происходили в один и тот же момент.

Необходимо различать следующие виды организованного рынка: простой и двойной аукционы.

1. Простой аукцион – это способ продажи отдельных видов ценных бумаг в виде публичного торга проводимого в заранее установленном месте. Он может осуществляться в форме английского, либо голландского аукциона.

1.1. Организация английского аукционного рынка состоит в следующем: продавцы заблаговременно, до начала торговых собраний, подают свои предложения на продажу ценных бумаг. Заявки сводятся в котировочные бюллетени, которые раздаются участникам торговых собраний. Покупатели соревнуются за право приобретения ценных бумаг последовательно назначая все более высокие цены. Покупателями становятся участники аукциона, назначившие самую высокую цену.

1.2. Голландский аукцион, при котором начальная цена продавца велика и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-либо из них не принимается. В этом случае ценные бумаги продаются первому покупателю, которого устраивает предложенный курс.

Недостатки простых аукционов:

- они могут функционировать в условиях монопольного положения продавцов и высокого платежеспособного спроса покупателей;

- в преимущественном положении оказываются те продавцы, которые раньше других подали заявки, так как первые покупатели обычно согласны заплатить за право приобретения ценных бумаг самые высокие цены, по мере того как наиболее заинтересованные участники выбывают из аукциона цена снижается. Каждый последующий продавец только лишь в силу своего положения в очереди на право продать оказывается поставленным в худшие условия по сравнению со своими предшественниками. По этому чем больше лиц желает продать однородные товары, тем меньше оснований для проведения простых аукционов. Ценные бумаги являются именно тем товаром, который отличается большой однородностью и наличием значительного числа потенциальных продавцов.

2. Двойной аукцион. Организация двойной аукционной торговли связана с тем, что соревнование происходит не только среди покупателей за право приобрести ценные бумаги, но и между продавцами за право реализовать их. В свою очередь двойные аукционы могут осуществляться либо в форме онкольных рынков, либо в виде непрерывных аукционов.

2.1. Онкольные рынки эффективны в случае, если концентрация спроса и предложения на ценные бумаги не достигает уровня, при котором обеспечивается высокая ликвидность ценных бумаг. При данной системе торговли в течение некоторого времени происходит накопление заявок на покупку или продажу ценных бумаг. В заявках участники торгов указывают приемлемые для них цены купли или продажи, а также объемы ценных бумаг, которые они желали бы приобрести. Длительность периода накопления заявок тем больше, чем менее ликвидным является рынок. Приоритет как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов получают заявки а) в которых участники согласны на любую цену, б) со стороны продавцов приоритет получают заявки с наименьшими ценами, в) со стороны покупателей – заявки с наибольшими ценами, г) в случае, если в разных заявках указаны одни и те же цены приоритет получают заявки с наибольшим объемом, д) очередность подачи заявок не играет роли.

Цена устанавливается на основе совпадения спроса и предложения.

2.2. Непрерывные аукционные рынки. Их организация эффективна в том случае, если ценные бумаги обладают высокой ликвидностью, то есть постоянно пользуются спросом и постоянно предлагаются. В рамках таких рынков заявки исполняются немедленно, после их поступления. При этом приоритетность в исполнении заявок определяется а) указанными в них ценами продавцов и покупателей, б) их объемов, при равенстве исполняются те, где объем выше, в) очередностью поступления, в случае равенства ценового фактора в первую очередь удовлетворяются те заявки, которые были поданы раньше. Непрерывные аукционы применяются на фондовых биржах.

 

Участники рынка ценных бумаг.

Основными участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы и профессиональные участники.

Эмитенты – это лица, которые выпускают в обращение ценные бумаги и несут обязательства по ним от своего имени и за свой счет. Эмиссионная деятельность не является профессиональной, для ее осуществления не нужна лицензия.

Инвесторы – это лица, которые приобретают ценные бумаги за свой счет. Необходимо различать институциональных инвесторов (юридических лиц) и индивидуальных инвесторов (физических лиц).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это специализированные компании, осуществляющие специфические виды профессиональной деятельности, связанных с ценными бумагами. Во всем мире профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют свою деятельность на исключительной основе, то есть не совмещают ее с другими видами деятельности. К профессиональным участником рынка ценных бумаг относятся следующие виды деятельности: брокерская, дилерская, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств, депозитарная, по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг, консультационная деятельность. Для того, чтобы заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, необходимо получить лицензию, выдаваемую федеральной службой по финансовым рынкам. В зависимости от того, какие институты выполняют функции финансовых посредников выделяют три модели рынка ценных бумаг:

1) банковская модель РЦБ – основной посредник коммерческий банк (пример, Германия);

2) небанковская модель РЦБ – основной посредник биржа (пример, США);

3) смешанная модель РЦБ – примерно одинаковую роль играют как коммерческие банки, так и биржа (пример, Япония, Франция, Россия).

 



2016-01-26 403 Обсуждений (0)
Тема 2: Организационно-экономическая структура рынка ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2: Организационно-экономическая структура рынка ценных бумаг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)