Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Язык как семиотическая система. Понятие и виды знаков в разных разных концепциях (Пирс, Бюлер, Карцевский)



2016-01-26 859 Обсуждений (0)
Язык как семиотическая система. Понятие и виды знаков в разных разных концепциях (Пирс, Бюлер, Карцевский) 0.00 из 5.00 0 оценок




По Ч. Пирсу. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название.

Классификация знаков:

1) Иконы (или подобия) - знаки, чьи означаемое и означающее содержание сходны качественно или структурно.(фотография, звукоподражательные слова, план сражения, если считать сражение означающим)

2) Индексы (или указатели) – отношения между означ. и означ. по смежности в пространстве или во времени. (Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня,местоимения)

3) Символы – связь означаемого и означающего условная, по договору. Форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Символы по Пирсу – знаки по Соссюру. Например, знак сложения «+»никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Символы – любые значки, придуманные человеком.

Бюлер. Делит знаки по функциям.

1) Симптомы выполняют функцию выражения (экспрессивная) – выражается состояние говорящего (междометия ай, ох)

2) Сигналы выполняют функцию призыва, обращение к слушателю (аппелятивную). Команды, вопросительные предложения

3) Символы выполняют функцию «представления», репрезентативная (экспликативная) функция, когда один другому передает сообщение. Самая существенная функция, благодаря ей осуществляется коммуникация.

Карцевский.

Знак и значение не покрывают друг друга полностью. Их границы не совпадают во всех точках: один и тот же знак имеет несколько функций, одно и то же значение выражается несколькими знаками. Всякий знак является потенциально «омонимом» и «синонимом» одновременно, т. е. он образован скрещением этих двух рядов мыслительных явлений.

Семиологические значимости языка будут непременно иметь виртуальный и, следовательно, общий характер, для того чтобы язык оставался независимым от настроений индивида и от самих индивидов. Такого рода знаки должны, однако, применяться к всегда новой, конкретной ситуации.природа лингвистического знака должна быть неизменной и подвижной одновременно. Призванный приспособиться к конкретной ситуации, знак может измениться только частично; и нужно, чтобы благодаря неподвижности другой своей части знак оставался тождественным самому себе.

Лингвистический знак по своей внутренней структуре соответствует скрещению координат различных степеней обобщения в зависимости от семиологического плана, которому он принадлежит. Истинно новым, например, в слове, которое только что создалось, является скрещение координат, а не координаты как таковые.

Общее и индивидуальное даны во всякой семиологической системе не как сущности, а как взаимоотношения двух координат или двух рядов семиологических значимостей, из которых одна служит для дифференциации другой. Однако не следовало бы слишком настаивать на дифференциальном характере лингвистического знака. Бессмысленно спрашивать, например, какова в русском языке значимость -а как морфемы. Прежде всего нужно установить ряды общих значимостей, внутри которых это -а проявляется. Например, стол, стола, столу…, паруса, парусов…, жена, жены… и т.д. Только тогда, учитывая ряд, мы можем понять, какова дифференциальная значимость этой морфемы.

Если один и тот же звуковой знак, как мы видели, в разных рядах может служить для передачи различных значимостей, то и обратное оказывается возможным: одна и та же значимость внутри различных рядов может быть представлена разными знаками. всякий лингвистический знак непременно должен быть дифференциальным, иначе он ничем не будет отличаться от простого сигнала.

В «полном» знаке (таком, как слово, которое сравнивается с морфемой) имеется два противоположных центра семиологических функций; один группирует вокруг себя формальные значимости, другой — семантические. Формальные значимости слова (род, число, падеж, вид, время и т.д.) представляют элементы значений, известные всем говорящим; эти элементы не подвергаются, так сказать, опасности субъективного истолкования со стороны говорящих; считается, что они остаются тождественными самим себе в любой ситуации. Семантическая часть слова, напротив, представляет некий род остатка, противящегося всякой попытке разделить его на элементы такие же «объективные», каковыми являются формальные значимости.

благодаря асимметричному дуализму структуры знаков лингвистическая система может эволюционировать: «адекватная» позиция знака постоянно перемещается вследствие приспособления к требованиям конкретной ситуации.

 

 



2016-01-26 859 Обсуждений (0)
Язык как семиотическая система. Понятие и виды знаков в разных разных концепциях (Пирс, Бюлер, Карцевский) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Язык как семиотическая система. Понятие и виды знаков в разных разных концепциях (Пирс, Бюлер, Карцевский)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)