Вопрос 17 Технологии обучения географии. Технология проектной деятельности на уроках географии
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира. Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности. Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Реализовать перечисленные требования в значительной мере способна проектная деятельность школьников. Метод проектов не является принципиально новым педагогическим явлением. Он возник в 20-е гг. XX в. в США и назывался методом проблем. Одним из его авторов был Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании. Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале XX в. Идеи такого обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников под руководством С.Т. Шацкого, которая разрабатывала проектные методы в практике образования. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, и попытки его возродить долгое время не предпринимались. За рубежом технология проектной деятельности нашла своих последователей, наиболее активно она развивалась в США, Великобритании, Бельгии, Израиле. В 80--90-е гг. XX в. в отечественной методике обучения географии появились исследования, посвященные проблемному обучению, в которых также затрагивались вопросы, связанные с решением проблем в рамках учебных проектов (работы Л.М. Панчешниковой, Г.А. Шнуровой). Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. При этом существует различие между терминами «метод проектов» и «проектная технология». Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Проектная технология -- понятие более широкое, она включает в себя совокупность целей, методов (исследовательских, поисковых, проблемных), средств обучения, критерии оценки деятельности учащихся. Главная идея проектной технологии -- стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта -- прообраза (модели) предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта (явления, процесса). Это могут быть макеты, карты, схемы, описания объектов. Таким образом, в основу технологии положена прагматическая направленность на результат. Итоги выполненных проектов должны быть конкретными: решение теоретической проблемы, конкретная разработка, готовая к внедрению. При этом учитывается развитие критического мышления и познавательных навыков учащихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для организации проектной деятельности в.процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения -- проблемного изложения, исследовательского метода. Число таких вопросов и заданий возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учительможет найти немало заданий типа «Мы -- проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны). Применять проектную технологию целесообразно уже в 6 классе, при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить составить простейшие проекты-прогнозы, например по синоптической карте, или свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен в атласе. Учителями уже накоплен определенный опыт проектирования в процессе изучения курса географии материков и океанов, например изменений очертаний материков в отдаленном будущем по карте литосферных плит (проект составляется яа базе знаний основ теории движения литосферных плит). В ходе работы с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли через миллионы лет. При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить ребятам задание создать проект озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений -- природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Таким образом, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими к одной природной зоне. Возможен и другой вариант -- разместить растения по территориальному признаку: растения Африки, Южной Америки и др. Примерная тематика проектных заданий по географии
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным (схема 45). Наиболее часто учителя сами определяют тематику с учетом учебной ситуации по предмету. Тема проекта может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной географии (экологические проблемы мегаполисов, состояние животных и растений на различных охраняемых территориях и т. д.). В других случаях тематика проектов может быть предложена учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и прикладные. В данном случае проект будет над предметным, выходящим за рамки школьной программы. В проектах могут разрабатываться и интегрированные темы, требующие привлечения знаний из нескольких школьных предметов. Как показывает школьная практика, наибольший интерес у учащихся вызывают проекты, посвященные комплексной характеристике территории, экологическому анализу, природоохранным мероприятиям. Особенностью проектной деятельности является получение результатов, максимально приближенных к реальности, поэтому наряду с традиционными средствами обучения (учебники, пособия для учащихся, справочная литература, видеозаписи и др.) необходимо использовать современные (электронные базы данных, виртуальные библиотеки, интерактивное телевидение, мультимедийные средства и др.). Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2--4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть посвящен значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов. Первый этап -- подготовительный. На этом этапе учитель помогает учащимся определить и сформулировать тему проекта, его цель и задачи, отражающие основные направления исследования.. Второй этап -- исследовательский. В ходе этого этапа осуществляется индивидуальная или групповая самостоятельная работа участников проекта: поиск, сбор и обработка информации, разработка моделей, формулирование выводов, подготовка материалов к презентации. Учитель выполняет контролирующую и корректирующую функции: наблюдает, организует промежуточное обсуждение полученных данных в группе (на уроках, на занятиях в научном обществе, кружке и др.), консультирует. Третий этап -- заключительный. Учитель на этом этапе помогает проанализировать проделанную работу, обобщить ее результаты, сформулировать рекомендации и выводы, объявляет оценки. По окончании работы над проектом учащиеся должны его защитить. Экспертизы Основные достоинства технологии проектной деятельности: 1) осуществление проблемно-поисковой познавательной деятельности учащихся, имеющей личностно-ориентированный характер; 2) формирование всех компонентов содержания географического образования (знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру); 3) приобретение учениками новых знаний, интеграция знаний внутри школьной географии или знаний из разных школьных предметов; 4) развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, умения ставить цели, планировать, прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность, работать в коллективе, решать общие задачи, принимать нестандартные решения и т. д.); 5) достижение учащимися реального, конкретного результата; 6) реализация профессиональной направленности школьников.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |