Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития теории государственного управления как научного направления



2016-01-26 693 Обсуждений (0)
Этапы развития теории государственного управления как научного направления 0.00 из 5.00 0 оценок




1 этап (80-е годы 19 в. – 1920 г.)В.Вильсон, Ф.Гуднау, М. Вебер
- для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций
- аппарат административно-государственного управления должен быть отделен от сферы политики

2 этап (1920 – 1950 гг)– А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси, М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо, У.Мэрфи
- классическая школа
- школа человеческих отношений

3 этап (1950 г. – н.в.)– Г.Саймон, Д.Смитцберг, В.Томпсон, Д.Истон
- поведенческий подход
- системный подход
- ситуационный подход

Основные современные направления науки ГУ:
1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.
2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права.
3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте).

1. Школа научного управления (тейлоризм)
Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте.
Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда.

2. Административная (классическая) школа управления
Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.
Главной целью школы было обоснование универсальных принципов руководства организации в целом. Основоположник этого направления А. Файоль сформулировал набор таких принципов. К их числу он относил поддержание инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Важными принципами организации, по А. Файолю, являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.

3. Школа человеческих отношений
Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.
Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный стимул развития управления.
Э.Мэйо , А.Маслоу и другие исследователи выяснили , что иногда влияние других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной этого является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.

4. Наука управления и исследование операций
Суть рассматриваемого подхода и его вклада в развитие управления - в переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.

5. Процессный подход
Управление рассматривается здесь как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая из этих функций также является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая сумма, а единство, синтез этих частных процессов.
В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.

6. Системный подход
Организация рассматривается как открытая система, которая общается с внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов организации также представляет собой систему более низкого уровня.

7. Ситуационный подход
Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления. Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

3.Эволюция науки государственного и муниципального управления.

Государственное и муниципальное управление - относительно молодая наука - ей немногим более 100 лет. Предмет науки за это время часто менялся. В современном виде данная наука существует последние 30-40 лет, в России - менее 15 лет.

 

В эволюции науки государственного и муниципального управления выделяют 3 этапа:

 

• конец XIX - начало XX вв - зарождение науки;

 

• первая половина XX в - формирование предмета науки, ее окончательное обособление от других наук;

 

• вторая половина XX - начало XXI вв - развитие современной науки государственного и муниципального управления.

 

2. В конце XIX в. немецкий ученый М. Вебер одним из первых выделил теорию государственного управления как самостоятельную область исследования - разработал концепции государства как главного субъекта:

 

• политики и власти;

 

• бюрократии;

 

• государственного аппарата.

 

По мнению Вебера, государство, так же как и политические союзы, предшествующие ему, - это господство людей над людьми с помощью легитимного насилия как средства. Он выделял 3 вида внутренних причин, в силу которых одни люди подчиняются другим: • авторитет "вечно вчерашнего" (исторически сложившиеся нравы, традиции, господство патриарха или патримониального князя старого типа);

 

• харизматическое господство (харизма - власть, построенная на личных особо выдающихся качествах человека, например власть демагога, вождя толпы);

 

• господство в силу "легальности" (в силу веры в обязательность легального правления и деловой компетентности руководителей).

 

По Веберу, в своей эволюции государство прошло (или проходит) все 3 типа системы властвования - сначала власть держится на традициях, затем - на харизме лидеров и в конечном итоге - на признаваемых обществом законах.

 

Вебер также впервые предложил теорию бюрократии. Он признал бюрократию самым чистым типом легального господства. Бюрократия определяется как тип организации, для которой характерны: • распределение труда; • специализация;

 

• четкая управленческая иерархия;

 

• правила и стандарты;

 

• единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника.

 

В Веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т. е. с упорядочением, систематизациейf и измеряемостью общественных процессов, и в частности управления.

 

Немалый вклад в теорию гос. управления внесли французские исследователи. А. Эсмен в книге "Элементы конституционного права" проанализировал основные принципы государственного управления во Франции. Другие французские ученые - Л. Дюги, А Мишель, М. Ориу - выработали институциональный подход к проблемам государственного управления. Особенностью этих авторов является рассмотрение государственного управления не самого по себе, а лишь в той мере, в которой она помогало изучению государственно-политических институтов.

 

3. Изучение государственного управления в Великобритании и США началось в конце XIX в. в Лондонской школе, а продолжилось в Оксфордском, Кембриджском, особенно - Гарвардском и других университетах. Наибольший вклад внесли американские ученые Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг др. Профессор В. Вильсон, будущий президент США, провозглашал идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он говорил о том, что в ходе президентских выборов смена политического руководства не должна отражаться на административном аппарате. Он предложил использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления. В настоящее время данная идея В. Вильсона {разделение политики и административного аппарата) стала одной из важнейших доктрин организации государственного управления Великобритании, США, а также многих других стран мира.

 

4.Конституционные основы государственного управления.

Российское государство провозглашено и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют основы конституционного строя России.
Государство реализовывает свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя. Основы конституционного строя - это основные принципы в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя: - права и свободы человека, гражданина как высшая ценность; - народовластие и республиканская форма правления; - федеративное устройство; - разделение властей; - государственный суверенитет; - верховенство права; - политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; - социальный характер государства; - светский характер государства; - признание и гарантирование местного самоуправления. Все эти положения изложены в главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции. Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их. Носителем власти в России, ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма. Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления. Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия. Конституция РФ устанавливает, что Россия - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие «социальное государство», главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений. На основании Конституции РФ (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) .
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Его особая роль в системе государственной власти проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, представление страны в международных отношениях. Значительная часть полномочий Президента направлена на обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти в стране. При взаимодействии с законодательной властью глава государства имеет право назначать выборы Государственной Думы, а также распускать ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент вносит законопроекты в нижнюю палату парламента, подписывает и обнародует федеральные законы. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В полномочия Президента по отношению к Правительству (исполнительной власти) входят: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; назначение на должность заместителя Председателя и других должностных лиц Правительства, а также освобождение их от занимаемых постов; отмена решений органов исполнительной власти в случае их противоречия с Конституцией, федеральными законами; принятие или отклонение отставки Правительства. В плане взаимодействия Президента с судебной властью он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Вносит предложения об освобождении их от должности.

5.Федеральные округа в РФ: нормативная база образования федеральных округов в РФ, состав федеральных округов.

 

Все субъекты Российской Федерации (регионы России) объединены в девять федеральных округов.

Правовой основой создания федеральных округов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе .

В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный,Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский.

Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 82 О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 849 и в Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 724 Вопросы системы и структуры федеральных округов исполнительной власти из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Указом президента Владимира Путина от 21 марта 2014 г. образован девятый федеральный округ – Крымский.

Каждый из восьми существующих федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

В состав ЦФО вошли: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва.

СЗФО включил в себя Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

СКФО (с лета 2000 г. – «старый»{1} Южный федеральный округ) охватил: Республику Адыгея (Адыгею), Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Калмыкия, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия - Алания, Чеченскую Республику, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область.

ПФО включил в свой состав: Республику Башкортостан, Республику Марий Эл, Республику Мордовия, Республику Татарстан (Татарстан), Удмуртскую Республику, Чувашскую Республику - Чаваш республику, Кировскую область, Нижегородскую область, Оренбургскую область, Пензенскую область, Пермскую область, Самарскую область, Саратовскую область, Ульяновскую область, а также Коми-Пермяцкий автономный округ.

В УФО вошли: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В состав СФО были включены: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Наконец, ДФО объединил Республику Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Камчатскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

 

6.Президентская власть и Президент РФ.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ — форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности. П.в. в республиках президентского типа — это всегда сильная власть. Президент занимает своеобразное положение в системе разделения властей. Он не только действует независимо от иных властей, но и отчасти законодательствует, обладает значительными исполнительными полномочиями и может реально влиять на судебную власть. Президент получает свой мандат непосредственно от народа, в силу чего он не подлежит контролю со стороны парламента. Президент (с незначительным участием парламента) самостоятельно формирует правительство, которое подконтрольно исключительно президенту, приобретая вследствие этого стабильный характер (что исключается для республик парламентского типа). Считается, что сильная П.в. не только не подрывает демократический характер правового государства, но и при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

П.в. имеет свои символы. В соответствии с описанием символа П.в., утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906, знак Президента РФ изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре — накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посредине — крупный медальон, по окружности которого девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона — дата изготовления — 1994. В нижней части медальона — изображение лавровых ветвей. Цепь знака выполнена из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев, 9 из которых — в виде изображения Государственного герба РФ, 8 — в виде крупных розеток с девизом "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев в цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента РФ и год его вступления в должность.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[5][6].

Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Должность президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 года[3][4] на основании результатов всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»[7], который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР»[8], который определял процедуру его избрания.

Конституция Российской Федерации (см. об истории и проектах конституции России), принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (основного закона) Российской Федерации — России 1978 года с изменениями, вступившими в силу 16 мая 1992 года.

 

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации[14].

Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседанияхПравительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Формально, правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность).

Ввиду такой двухступенчатости исполнительной власти термин «глава исполнительной власти» в Конституции РФ (как и Франции) отсутствует (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладают президент и правительство):

«На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.)[15].

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране»[16], в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[18].

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия полный срок, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок[19].

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82 Конституции РФ)[20]:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

 

 

7.Федеральное Собрание - парламент в системе органов государственной власти.

 

Место Федерального Собрания в системе
органов государственной власти России

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти выступает представителем всего многонационального народа России и выполняет законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации осуществляет представительство субъектов (один представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта, другой – от законодательного органа субъекта Федерации).

Федеральное Собрание РФ обладает следующими функциями, а именно:

а) представительная;

б) законодательная;

в) контрольная (осуществляется за деятельностью исполнительной власти);

Компетенция Федерального Собрания – совокупность полномочий, посредством которых осуществляются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания можно подразделить на три группы:

а) полномочия, которые осуществляются только одной из палат;

б) полномочия, которые осуществляются обеими палатами;

в) полномочия, осуществляемые обеими палатами Федерального Собрания в равной мере независимо друг от друга.

Компетенция Совета Федерации прописана в ст. 102 Конституции РФ, а именно: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, назначение выборов Президента РФ и т.д.



2016-01-26 693 Обсуждений (0)
Этапы развития теории государственного управления как научного направления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития теории государственного управления как научного направления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)