Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (Э.МЭЙО, М.ФОЛЛЕТ, Г.МЮНСТЕРБЕРГ, Ф.РОТЛИСБЕРГ)



2016-01-26 835 Обсуждений (0)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (Э.МЭЙО, М.ФОЛЛЕТ, Г.МЮНСТЕРБЕРГ, Ф.РОТЛИСБЕРГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Зародилась в 20- 30-е гг. XX столетия. Ее особенностью является концентрация внимания на ключевой роли человека. Возникновение доктрины человеческих отношений обычно связывают с именами таких ученых, как Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Роэзлизбергер, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. В частности, Роэзлизбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом, обеспечивающее достижение общей цели.

Наибольший вклад в изучение проблем организационного поведения внесли Хотторнекис исследования, проводившиеся в американской компании "Western Electric" под руководством уже известного специалиста в области менеджмента Элтона Мэйо (1880-1949). Они доказали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда (однако только в том случае, если организация труда может' характеризоваться как рациональная и эффективная).

Мэйо сформулировал следующие тезисы.

1. Индивиды имеют уникальные нужды, потребности, цели, мотивы.

2. Положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались как с личностями. Даже высокая заработная плата далеко не всегда ведет к росту производительности труда и достижению желаемых для менеджеров целей. В то же время люди весьма отзывчивы на благоприятный морально-психологический климат и условия труда, созданные руководством.

3. Личные и семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.

4. Обмен информацией между людьми имеет важное значение, а своевременная, полная и достоверная информация представляет собой один из решающих факторов управления.

5. Главные проблемы не могут быть простыми.

Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) стала первой в истории США женщиной - доктором социологии. Она была сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, где индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения и воплощали их в жизнь, ибо форматизация и рационализация процессов, с ее точки зрения, противоречат идеи активизации творческого начала. По ее мнению, менеджеры должны не манипулировать подчиненными, что вызывает ответную негативную реакцию, а обучать их.

М. Фоллетт утверждала, что иерархическое разделение между руководителями и подчиненными искусственно, а власть должна опираться на превосходство в знаниях. Она одной из первых сформулировала тезис о необходимости и возможности участия рабочих в управлении; обосновала положение о конструктивной роли конфликта и предложила три способа его разрешения: доминирование, компромисс, интеграцию. Фоллетт известна как адепт принципа ситуационного лидерства.

Школа человеческих отношений делала основной упор не только на человека, но и на коллектив. Однако коллектив представлялся относительно "безликой массой", однородным образованием, а этого в условиях усложнения и индивидуализации производственной деятельности было явно недостаточно. Именно поэтому со второй половины 1930-х гг. в дополнение к школе человеческих отношений начали формироваться поведенческие концепции, ставящие во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, а также их использование в соответствии с интересами организации.

Бихевиористский подход, заложенный в теории человеческого поведения, был направлен на преодоление недостатков концепции человеческих отношений. Бихевиоризм акцентировал внимание на поведении человека (а не на его сознании и воле). Роль основного регулятора поведения человека отводилась выгоде. Возникновение бихевиоризма связывают с именем Ч. Барнарда. Впоследствии это направление развивалось в трудах А. Маслоу, Р. Лайкетра, Д. Мак-Грегора, Ф. Херцберга.

Ранние теории мотивации включали в себя теорию иерархии потребностей по Маслоу; теорию X и теорию У, разработанные Дугласом Мак-Грегором, а также мотивационно-гигиеническую теорию Фредерика Херцберга. В теории иерархии потребностей Маслоу определены пять основных потребностей, которые .поди стремятся удовлетворять в конкретном иерархическом порядке: физиологическая потребность, потребность в защищенности, социальная потребность, потребность в уважении и потребность самореализации. Теория X основана на негативной оценке человеческой природы, в то время как теория У в основном декларирует положительные качества человека. Согласно мотивационно-гигиенической теории Херцберга не все факторы работы могут служить мотивацией для рабочих и служащих. Гигиенические факторы просто снижают неудовлетворенность, в то время как мотивационные факторы обеспечивают удовлетворенность работой.

Ранние бихевиористские исследования лидерства сосредоточивались на изучении поведенческих стилей, которые демонстрировали лидеры. В ходе исследований в университете штата Айова (США) были определены основные стили руководства: авторитарный, демократический и стиль невмешательства. Кроме того, были выделены две характеристики поведения руководителя: степень исходной структуризации и внимательность, а также идентифицированы две характеристики поведения руководителя, названные "ориентированность на персонал" и "ориентированность на производство". Ученые Р. Блейк и Дж. Мутон воспользовались этими характеристиками и разработали так называемую двумерную менеджерскую сетку, наглядно отображающую эффективность разных стилей руководства.

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ХОТОРНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Перенос центра тяжести в управлении с функций и процедур на человека является основной отличительной характеристикой школы «человеческих отношений», зародившейся в современном менеджменте в конце 20-х начале 30-х годов 20 века. Создателем этой школы считается профессор социологии Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Принципиальным этапом в разработке его концепции управления явилось проведение Хоуторнского эксперимента с 1923 по 1940 годы на заводах «Вестерн Электрик Компани». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование в области менеджмента.

Цель эксперимента — выяснение факторов, в максимальной степени влияющих на производительность и качество труда рабочих. В результате его проведения выяснилось, что важнейшими факторами оказались не управленческий контроль и система оплаты труда, как считали представители рационалистической и классической школ, а творческий, интересный труд, самостоятельность работников, возможность роста индивидуального мастерства, дружеские отношения в рабочем коллективе, благоприятные условия труда. Это обусловило практические рекомендации по совмещению профессий, отказу от конвейерной системы, переходу от принципа иерархичности к делегированию полномочий, побуждению подчиненных к самостоятельности, подбору работников с учетом их психологической совместимости, повышению удельного веса моральных стимулов к труду.

Резюме исследований

1. Социальные отношения, складывающиеся в индустриальном производстве, нельзя рассматривать как нечто «чуждое» рабочему, препятствующее его человеческому развитию в обществе, то есть рассматривать их исключительно в аспекте концепции «отчуждения». Наоборот, социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе.

2. Индустриальный труд — это всегда групповая деятельность, исключающая традиционно индивидуалистическое представление о рабочем как «эгоисте», преследующем только своекорыстные цели. Причем те группы, в которых социальная жизнь рабочего протекает самым непосредственным образом, являются «неформальными», и определяют они не только трудовой ритм работы их членов, но также оценку каждым из них всего окружения, формы поведения и характер исполнения производственных задач.

3. Позиция отдельного рабочего в социальной структуре предприятия, характеризующая его общественный престиж и статус, удовлетворяет его потребности в гарантированности своего существования, по крайней мере, столь же серьёзно, как и высота заработной платы; а с точки зрения социальной жизни рабочих она имеет скорее даже большее значение, чем зарплата.

4. Восприятие отдельным рабочим условий своего собственного труда, его «самочувствие» в производственном процессе, многое (если не все) из того, что относится к «психофизике индустриального труда», следует оценивать не как «факт», а как «симптом», то есть не в качестве свидетельства о фактическом состоянии условий индивидуальной трудовой деятельности, а в качестве показателя его индивидуально-психологической или социальной ситуации на производстве, и прежде всего — опять-таки — в производственном коллективе.

 



2016-01-26 835 Обсуждений (0)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (Э.МЭЙО, М.ФОЛЛЕТ, Г.МЮНСТЕРБЕРГ, Ф.РОТЛИСБЕРГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (Э.МЭЙО, М.ФОЛЛЕТ, Г.МЮНСТЕРБЕРГ, Ф.РОТЛИСБЕРГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)