УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
ТЕМА
В современных условиях дебиторская задолженность большинством финансистов классифицируется по следующим видам: - дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил; - дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок; - дебиторская задолженность по векселям полученным; - дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; - дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; - прочие.
В отличие от запасов, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов: • предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом); • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги); • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю). В современной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов. Последняя схема наиболее не выгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Политика управления дебиторской задолженностьюпредставляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам: - срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции); - стандарты кредитоспособности (т.е. критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты); - система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форсмажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя); - система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существовании нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.); - система предоставления скидок (т.е. система скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: - качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; - определение оптимальных условий кредитования; - четкую процедуру предъявления претензий; - контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Система администрирования взаимоотношений с покупателями подразумевает: - регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции. Объему задолженности, срокам погашения и др.; - минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; - направление платежных документов по надлежащим адресам; - аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; - четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим этапам (рис.1.) Рассмотрим каждый этап более подробно.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |