Форма работы с детьми – «Ознакомление детей с пословицами и поговорками»
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире - в формировании общих художественно-творческих способностей детей. Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи. Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова). Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений. Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам. В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок: 1)семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают; 2)художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста; 3)частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике. Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной. Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации. Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи). О.С. Ушакова предлагает определенную структуру занятия по работе с пословицами и поговорками для детей старшего дошкольного возраста:
Литература 1. Алексеева В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / А.М. Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с. 3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с. 4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |