Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнеиндийская философия. Ранний буддизм и ведийские школы



2016-01-26 1191 Обсуждений (0)
Древнеиндийская философия. Ранний буддизм и ведийские школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Индийская философия — одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Индийская философия своеобразна и весьма отличается от религий и других философий, таких как античная философия и христианское учение. Главнейшим в древнеиндийской философии являлось ритуальность. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие, основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.
Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых – на санскрите. Поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
1) ведийский период (1500-500 до Рождества Xристова),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Рождества Xристова - 1000 после Рождества Xристова),
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Буддизм– самая ранняя по времени возникновения мировая религия. Он зародился в сер. 1-го тысячелетия до н.э. на территории северо-восточной Индии. В этом регионе позиции старой религии брахманизма осложнялись возвышением иного благородного сословия – кшатриев (воинов, правителей), связанным с развитием государственности. Кроме того, по всей Индии ведическая религия переживала кризис, что выражалось в появлении различных сект и течений, отвергавших авторитет Вед, сложную культовую практику и стремившихся к самостоятельному поиску истины. Одним из таких мудрецов-отшельников, искавших истину и был Сиддхартха Гаутама – исторический основатель буддизма.
По легенде, после рождения к младенцу призвали астролога, который на основании 32 признаков сообщил царю, что этот ребенок может стать либо великим правителем либо мудрецом, познавшим истину – пробужденным (на санскр. – буддой). Конечно, отцу не хотелось, чтобы его единственный сын стал отшельником, размышляющим о смысле жизни.C самого детсва молодого Сиддхартху стараются оградить от проблем и несчастий этого мира, он растет в атмосфере праздненства. Так беззаботно царевич из рода Шакьев живет в своем родном городе Капилавасту до 29 лет, у него появляется жена и ребенок. Однако в этот период происходят четыре легендарные встречи или четыре мимолетных взгляда, изменившие его дальнейшую судьбу. Первые три встречи – с больным, стариком и похоронной процессией заставили задуматься Сиддхартху о том, что жизнь полна страданий и ни богатство, ни знатность не могут избавить от них, а также об изменчивости и преходящести всего в этом мире, кем бы ты ни был – царем или бедняком, тебе не избежать старости и смерти. Во время четвертой встречи Сиддхартха увидел мудреца-отшельника, погруженного в медитацию и понял, что существует путь избавления от страданий и непостоянства и этот путь – самоуглубления, самопознания.

Будда не стремился создавать религию со сложными догматами, культовой практикой, основанной на авторитете его слов. Он отказывался отвечать на вопросы о конечности или бесконечности мира, смертности и бессмертии познавшего истину и тому подобное, считая их бесполезными. Прежде всего, он хотел показать путь, с помощью которого любой человек сможет на собственном опыте познать истину, открывшуюся Будде: «И теперь не верьте всему, что я сказал, только потому что это сказал Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом». Сущностью его учения и основой всей буддийской религии являются так называемые Четыре Благородные Истины буддизма, провозглашенные во время первой проповеди в Оленьем парке.

Первая – истина о страдании. С точки зрения буддийской традиции человеческая жизнь полна страданий – не имея желаемого (богатства, известности, здоровья) мы страдаем, имея все это, боимся потерять. Мир изменчив и непостоянен и даже в мгновения наслаждения, счастья мы понимаем их преходящесть и страдаем.

Вторая истина – истина о причинах страдания: жизнь полна страданий из-за наших привязанностей, страстей и желаний.

Третья истина о прекращении страдания, гласит, что существует состояние свободное от страданий. Это и есть нирвана.

Последняя Благородная Истина указывает путь, с помощью которого каждый человек сможет достичь нирваны, в буддизме он также известен как Благородный Восьмеричный Путь.

Веды - это наиболее известные священные писания индуизма. Считается, что у них нет автора, и что они были "ясноуслышаны" святыми мудрецами далёкого прошлого. Ведавьяса ("веды скомпилировавший") структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Все веды состоят из основного текста - самхит, а также трёх дополнительных разделов, которые большинство пандитов (ведических учёных) не относят к собственно тексту вед:
1) брахманы - гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов
2) араньяки - заповеди для лесных отшельников
3) упанишады - философские тексты.



2016-01-26 1191 Обсуждений (0)
Древнеиндийская философия. Ранний буддизм и ведийские школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнеиндийская философия. Ранний буддизм и ведийские школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)