Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические основы гипнотического воздействия



2016-01-26 557 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы гипнотического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ГИПНОТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

 

"Сознательно или бессознательно -- определенные формы манипуляций психикой используют все без исключения люди. Манипуляции, внушение, информационно-психологическое воздействие, гипноз наяву и т.п. - синонимические понятия одной теории: управление психикой человека. Знание и изучение механизмов такого управления является самым эффективным на сегодняшний момент способом противодействия манипуляциям психическим сознанием индивида и масс".

С.А.Зелинский

"Дети всегда находятся и тем более чем моложе в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию (эта их способность ко внушению отдает их в полную власть старших, и поэтому нельзя быть недостаточно внимательными к тому, что и как мы внушаем им). Так что учатся и воспитываются наши люди всегда только через внушение, совершающееся двояко: сознательно и бессознательно".

Л.Н.Толстой.

 

 

Оглавление.

1. Психофизиологические основы гипнотического воздействия.

2. Внушение.

3. Психотехнологии гипновоздействия.

4. Психопрограммирование (кодирование).

5. Гипногенные контакты.

6. Глубины сознания.

7. Гипноз.

8. Психотехника цыганского психологического гипноза.

9. Психика и информация.

10. Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс.

Приложение 1. Противодействие негативному манипулятивному влиянию СМК и СМИ на примере телевидения.

Приложение 2. Метод Постижения Информации Зелинского (Метод ПИ).

Приложение 3. Метод Анти-Манипуляций Зелинского (Метод Анти-М).

Приложение 4. Метод сознательно - бессознательной саморегуляции С.А.Зелинского .

Приложение 5. Метод аутотренинга (психической саморегуляции) по С.А.Зелинскому (техника идеомоторно-суггестивного погружения в глубокий транс).

Источники.

 

Психофизиологические основы гипнотического воздействия

 

Для лучшего понимания гипнотического воздействия нам необходимо знать основные закономерности высшей нервной деятельности, открытые такими академиками как И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н. Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе и др. Поэтому кратко рассмотрим основы психофизиологии.

По мнению академика И.М.Сеченова, все аспекты сознательной и бессознательной жизни являются рефлекторными (И.М.Сеченов, 1863). Рефлекс заканчивается движением. И.М.Сеченов открыл процессы торможения в центральной нервной системе. По его мнению, не всякая мысль сразу переходит во внешнее действие. Мысль является рефлексом с заторможенным концом. Страсти - рефлексы с усиленным концом. Исследования И.М.Сеченова продолжил академик И.П.Павлов. Он установил, что условный рефлекс это ответ не на само действие, а на сигнал об этом действии. Совокупность условных рефлексов И.П.Павлов назвал "сигнальной системой". Существуют две сигнальные системы. Первая - чувства. Вторая - речь. В первой сигнальной системе условный рефлекс становится условным только в случае если он подкрепляется раздражителем (например, звонок подкрепляется раздачей пищи). Во второй сигнальной системе такое распространение необязательно. Словесное выражение предполагаемого действия уже может вызвать необходимые реакции организма. Объясняется это тем, что слово, благодаря филогенезу (коллективному бессознательному, памяти предшествующих поколений), связывается в больших полушариях головного мозга с соответствующими безусловными раздражителями, заменяя их и вызывая ту реакцию, которую бы вызывали эти раздражители. Например можно выработать у человека условный рефлекс на прием пищи и соответствующее выделение слюны в ответ на реальный раздражитель (звонок), а можно в ответ на условный раздражитель (например слово о пище, рождаемое в мозге представление о пище как таковой с соответствующими реакциями организма). Таким образом мы должны говорить о том, что в условном рефлексе в неразрывном единстве представлено как физиологическое, так и психическое содержание.

В.И.Ленин определил вторичность сознания, как высшей формы психики. Сознание основывается на отражения, т.е. психического воспроизведения объекта в мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений. В итоге содержание сознания определяется окружающей действительностью. Сознание - это свойство высокоорганизованной материи. Такой материей является человеческий мозг. Мысли и образы в сознании не имеют реальных размеров. Они не подчиняются закону сохранения энергии, согласно которому материя несотворима и неуничтожима, ни одна ее частица не может возникнуть из ничего и бесследно исчезнуть. Для отражения характерно свойство предметов запечатлевать на себе действие других предметов, сохранять на какое-то время эти отпечатки, и реагировать на воздействия в соответствии с происшедшими изменениями. В живой природе отражение наиболее ярко выражено (например стебель растения реагирует на источник света). Отражение происходит и в неживой природе (например камень сохраняет отпечаток на глине). У живых организмов раздражение происходит рефлекторно, благодаря наличие нервной системы. В этом случае для осуществления рефлекторных ответов используются рефлекторные дуги. В начале каждой рефлекторной дуги имеется рецептор, который воспринимает раздражение. При раздражении рецептора в нем возникает физико-химический процесс возбуждения. Волны возбуждения передаются по нервным клеткам (нейронам) и перерабатываются в них. Основная переработка осуществляется в ЦНС (спинном и головном мозге). После этого возбуждение доходит до рабочих органов (мышц или же­лез), действие которых обеспечивает ответ на воздействие. Рефлекторные дуги благодаря вставочным нейронам взаимо­действуют друг с другом. Особенно важно возбуждающее или (чаще) тормозящее влияние головного мозга на спинномозговые рефлексы.

Сложными цепями безусловных рефлексов являются инстин­кты. На безусловные рефлексы и на инстинкты боль­шое воздействие оказывают т.н. гуморальные влия­ния -- действие особых веществ, вырабатываемых в организме. С помощью безусловных рефлексов организмы хорошо приспо­сабливаются к условиям среды. Условные рефлексы образуются в течение жизни в со­ответствии с имеющимися в момент их образования условиями сре­ды. Если животное получит ожог от огня, в следую­щий раз оно к огню не приблизится. Огонь становится сигналом опасности. Эта сигнальная функция главное в условном рефлексе. Животное реагирует не на саму опасность, а на сигналы о ней. Появляется возможность избежать опасности. Условнорефлекторная деятельность привела к дальнейшему развитию рецепторов. Особенно развиваются так называемые дис­тантные рецепторы, воспринимающие раздражение на расстоянии (рецепторы запахов, света, звуков). Развиваются и связанные с ними отделы ЦНС -- высшие отделы головного мозга.

При условнорефлекторной деятельности активность отражения достигают такой высокой степени, что условный реф­лекс следует признать и физиологической и психической формой отражения. Здесь имеются элементы идеальности отражения. Сигнал во многом подобен (хотя, конечно, не идентичен) образу. Разрушающая сила огня пропорциональна температуре горения, но сигнальное значение пламени мало зависит от его температу­ры. Условный рефлекс как бы "включает" в себя прошедшее вре­мя, когда он образовался, и в то же время позволяет "предвосхи­щать" будущее. Таким образом, возникновение психической формы отражения в живой природе неразрывно связано с развитием деятельности не­рвной системы.

Продолжим рассмотрение основных закономерностей высшей нервной деятельности.

Как известно, в основе деятельности нервной системы лежат процессы воз­буждения и торможения. Возбуждение -- это активный процесс, возникающий в ткани рецептора, нервного ствола, тела нервной клетки при их раздражении, т. е. при воздействии на них физиче­ских и химических раздражителей достаточной силы. Сложные физико-химические процессы, протекающие при этом в нервной ткани, приводят к изменению электрического заряда на поверхно­сти нервной клетки. Это изменение заряда передается по отрост­кам нервной клетки как "волна возбуждения". Волны возбужде­ния, приходя в другие клетки (при этом они проходят через особые образования -- синапсы), также вызывают в них процесс возбуж­дения. При этом в мышечных клетках происходит сокращение, в железистых клетках -- секреция. Волны возбуждения не всегда вызывают деятельность. Как установил академик Н.Е.Введенский (1950), при определенном сочетании их силы и частоты возникает торможение. Торможение может также возникнуть и в самой нервной клетке. Внешним результатом торможения является задержка дея­тельности. Нарушения процесса торможения встре­чаются чаще, чем нарушения процесса возбуждения. Торможение задерживает ненужные или менее важные в данный момент действия и участвует в координации (согласовании) действий. Например при сгибании конеч­ности в нервных центрах мышц-сгибателей возникает возбуждение, а одновременно в центрах мышц-разгибателей -- торможение. Кроме того торможение, выключая деятельность ча­стей организма, создает условия для отдыха.

Роль торможения между центрами нервной системы было исследовано в середине XIX века академиком И.М.Сеченовым. Академик И.П.Павлов (ученик И.М.Сеченова) установил, что если при действии жизненно важного раздражителя (например, пищи) одно­временно подействовать мало значимым в данный момент раздражителем (например, зажечь лампочку), то пос­ле нескольких повторений образуется рефлекс, и в последствии действие света лампочки вызывает выделение слюны. И.П.Павлов назвал это явление выработкой условного рефлекса. Физиологически условный рефлекс объясняется следующим образом: при действии слабого раздражителя в соответству­ющем участке коры головного мозга (при действии света в затылочной части) в группе нервных клеток возникает "очаг возбуждения". Если в это время принимается пища, то возникает воз­буждение и в пищевом центре коры головного мозга (в задней центральной извилине). Процесс возбуждения как бы проклады­вает между двумя одновременно возникающими очагами возбуждения "мо­стик". И.П.Павлов установил существование различных видов торможения. Он различал торможение безусловное (врожденное) и условное (вы­рабатывающееся в течение жизни). К безусловному торможению относится торможе­ние, возникающее по типу так называемой "отрицательной индук­ции". Если в нервном центре возникает сильное возбуждение, то в центрах, функционально связанных с этим возбужденным цент­ром, возникает торможение. Или, например, запредельное тор­можение, которое тоже относится к безусловным рефлексам. Можно выработать условный рефлекс на слабый звук трещотки. Но если сделать звук трещотки очень сильным, то ус­ловно-рефлекторной реакции не будет. Сила раздражения превы­сила предел работоспособности клетки, и вместо возбуждения в ней возникло торможение. Условное торможение встречается в нескольких разновид­ностях. Общим для них является следующее: если торможение возни­кает в результате не подкрепления условного раздражителя не сра­зу, а в результате более или менее длительного периода, то условный раздражитель, ранее вызывавший какое-то действие, начинает вызывать торможение.

Наиболее важными разновидностями условного торможения являются угасательное, дифференцировочное и торможение запаз­дывания.

Угасательное торможение вырабатывается в случае, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Причем торможение, возникающее при "угасании" в корковом центре условного рефлекса, распространяется на другие корковые клет­ки. Поэтому усыпляюще действуют монотонные, ничем не под­крепляемые раздражители, в том числе и речь.

Дифференцировочное торможение вырабатывается, если упот­ребляются два близких по форме условных раздражителя, но под­крепляется только один из них. Если, скажем, условный рефлекс выработан на 100 ударов метронома в минуту, то сначала и на 110 ударов метронома последует условно-рефлекторный ответ. Но если систематически дается раздражение 110 ударов и не подкрепляет­ся, а 100 ударов -- подкрепляется, то при 110 ударах условнорефлекторный ответ постепенно исчезает, и развивается торможение.

Торможение запаздывания вырабатывается в случае, если подкрепление следует не сразу, а через какое-то время. Постепенно и условно-рефлекторный ответ начинает запаздывать.

В случае если любой вид торможения связать с каким-нибудь легким раздражителем, то такой раздражитель начинает вызывать торможение. Например, если при частоте ударов метронома в 110 ударов в минуту вызывается торможение, то если одновременно с ударами зажигать лампочку, то после одно зажигание (без ударов) уже будет вызывать торможение.

Академик И.П.Павлов (1954) уста­новил три закона взаимодействия возбуждения и торможения. Пер­вый -- закон иррадиации (распространения). Возникающее в каком-либо центре возбуждение распространяется на соседние центры. Второй -- закон концентрации. Распространившиеся на сосед­ние центры возбуждение и торможение через некоторое время сно­ва концентрируются в исходных центрах. Третий -- закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения: вокруг очага сильного воз­буждения возникают очаги торможения, а вокруг очагов торможе­ния -- очаги возбуждения.

Академик Н.Е.Введенский (ученик И.М.Сеченова) установил что импульсы, приходящие в нервную клетку, вызы­вают в ней торможение или возбуждение в зависимости от частоты и силы импульсов и в зависимости от функционального состояния ткани. Это состояние определяется скоростью элементарных физико-химических про­цессов, протекающих в клетках (лабильность). Если лабильность нормальна, а частота и сила раздражающих импульсов не слишком велики, то в клетке возникает возбуждение. Торможение может возникнуть при слабом раздражении, если окажется сниженной лабильность клетки (т.е. уменьшится скорость обменных процессов). Понижение лабильности возникает при повреждении тканей. Такое состо­яние клеток Н.Е.Введенский (1950) обозначил термином "парабиоз", объясняя что такие клетки находятся в пере­ходном (но обратимом) состоянии между жизнью и смертью. При парабиотическом состоянии нарушаются правильные соотношения между силой раздражения и ответными реакциями ткани. При постепенно развивающемся парабиозе последовательно сменяют друг друга ряд фаз. В "уравнительной" фазе на сильные и слабые раз­дражения получается ответ одинаковой силы. В следующей -- "па­радоксальной" -- фазе сильные раздражения вообще не дают внеш­него эффекта (возникает торможение), а на слабые раздражения возбуждение возникает. В "тормозной" фазе ткань не отвечает ни на сильные, ни на слабые раздражения, и ее можно принять за "мер­твую", но при этом еще возможно восстановление функции.

Важную роль для понимания гипноза внес академик А.А.Ухтомский (ученик академика Н.Е.Введенского). Академик А.А.Ухтомский (1966) открыл принцип доминанты. Он по­казал, что из множества рефлексов, которые могли бы возникнуть вследствие множества раздражений, осуществляются не­многие. Объясняется это тем, что в нервных центрах той деятельно­сти, которая в данный момент становится ведущей, "доми­нирующей", возникает очаг повышенной возбудимости. Этот очаг "привлекает" к себе раздражения, адресованные в другие, в дан­ный момент не доминирующие центры. В результате доминирую­щий центр усиливает свою работу, а не доминирующие центры за­тормаживаются. Например, если во время какого-то важного для вас занятия вас чем-то отвлечь, то возможно что вы и не заметите сразу что от вас хотят, и будете продолжать заниматься своим делом. Принцип доминанты очень ва­жен для понимания процесса внимания и для объяснения физио­логической основы сознания человека.

Академик И.М.Сеченов (2007) предположил, что адекватность впе­чатления реальному стимулу обусловлена тем, что они соединены физиологическим процессом, который, с од­ной стороны, несет на себе отпечаток раздражителя, а с другой -- лежит в основе психического образа. Развивая эту идею, академик П.К.Анохин (1968) сформулировал принцип информационной эквиопотенциальности на различных этапах психического отраже­ния. Согласно этому принципу, информация, содержащаяся в совокупно­сти мозговых процессов и в соответствующих им психических, одинакова, несмотря на их качественное различие. Профессор Д.И.Дубровский (1973) сопоставляет мозг и сознание - как код и информацию. Согласно этой теории, информация есть результат отражения (данного объекта). Информация не существует вне своего материального носителя (всегда выступает в качестве его свойств). Данный носитель информации есть ее код (информация не существует вне определенной кодовой системы). Информация инвариантна по отношению к своему носителю (одна и та же информация может существовать в разных кодах, т.е. может быть воплощена и передана разными свойствами носителя). Информация может обладать не только формальными, но и содержательными характеристиками. Информация может служить фактом упрощения (инициировать изменения в системе на основе сложившейся кодовой организации).

Если любое явление сознания есть одновременно информация и функция мозга, то материальным носителем такой информации являются определенные мозговые процессы, которые описываются посредством понятия нейродинамической системы (Н.П.Бехтерева, П.В.Бувдзен, 1975).

По мнению В.М.Кандыбы (1999), через понятие информации фундаментальные науки -- физика, химия, биология, психология -- осуществляют связь меж­ду собой, результатом чего является создание единой системы взглядов, в которой каждое более сложное явление может быть объяснено при помощи простого (но не сведено к нему). Для установления связи между явлениями, относящимися к разным уровням интеграции, необходимо понять какую информацию несут явления более низкого уровня для явлений бо­лее высокого уровня интеграции. Такой информационный подход имеет хорошие перспективы и для изучения соотноше­ния мозговых процессов и психики. Если информа­ция, содержащаяся в совокупности нервных процессов и в психи­ческом образе, эквивалентна, то именно анализ информационного содержания физиологических процессов будет способствовать изу­чению связи между мозговыми и психическими феноменами.

Организация мозговых процессов, лежащих в основе построения субъективного образа проходит три этапа: сенсорный, синтез, и перцептивное решение. Сенсорный этап - анализ физических характеристик стимула. Синтез - осуществление синтеза сенсорной и несенсорной информации о стимуле. Перцептивное решение - опознание стимула (его отнесение к определенному классу объектов). Следует понимать, что поступление сенсорной информации в кору головного мозга еще не сопровождается ощущением. Ощущение возникает только на втором этапе сонсорно-перцептивного процесса. А осознание значимости стимула - приходит только на третьем этапе восприятия. Подобные три этапа восприятия - это три временных уровня мозговой деятельности, в которых развертывается последовательный анализ стимульной информации. Каждый из уровней характеризуется вовлеченностью большего числа мозговых структур, более сложной организацией внутримозгового взаимодействия и более высокой стадии ей психического отражения. При этом передача на исполнительные механизмы может осуществляться на каждом из этапов, поэтому каждой из трех стадий соответствует свой тип ответной реакции. Выбор типа ответа определяется задачей, стоящей перед человеком; при этом, проигрывая в скорости реакции, организм выигрывает в сложности и точности ответа. Необходимый минимум структур - это "жесткие" звенья. Они участвуют в реакциях любого типа. Другие структуры - это "гибкие" звенья, системы обеспечения психической функции. По академику Н.П.Бехтеревой (1999), их включение в функцию дает возможность осуществления более сложных реакций.

Рассмотрим данные типы реакций. Наиболее элемен­тарной реакцией является автоматизированный условный рефлекс. При этом типе реакции переход возбуждения на исполнительные центры осуществляется до возникновения ощущения. Эта реакция наблюдается либо в стандартных условиях, когда мы ре­агируем на раздражитель, не замечая его, и ощущение при этом может не возникать вовсе, или при реакциях скоростного типа, например, в транспорте, когда нога как бы сама нажимает на пе­даль тормоза. К более высокому уровню относится реакция, воз­никающая в ответ на ощущение, которое еще не опознано. Как мы замечали раннее, в ощущении представлены в основном физические характеристики стимула. Тем не менее ощущение может стать основой для построения двигательных актов, связанных с анализом сложной стимульной информации. Это следствие того, что информация о значимости стимула уча­ствует в генезе ощущений. Реакции высшего психиче­ского уровня -- это ответы организма, которые формируются на основании того, что возникшее ощущение опознано. Например, человек идет по хорошо известной ему дороге, его мозг в это время занят обдумыванием какого-либо дела. Его ноги твердо ступают по доро­ге, он обходит мелкие неровности, правильно координирует движения, идет быстро и уверенно, смотрит на дорогу и в то же время как бы не видит, думая о своем. Это автоматизированные реакции низшего психического уровня. Когда такой человек встречает неожиданное препятствие, например, большая лужа, человек останавливается. Он думает, как ему перебраться на другую сторону. При этом он использует понятийный аппарат и внутрен­нюю речь. Вскоре он принимает решение и переходит или обходит препятствие. Значит -- более высокие уров­ни психического отражения и реакции включаются тогда, когда низшие не обеспечивают достижение к цели.

Перечисленные нами реакции являются выработанными в процессе жизненного опыта человека. Если рассматривать вопрос высших реакций, следует говорить о том, что необходимым элементом возникновения ощущения как психического феномена является сопоставление, синтез сен­сорной информации со следами памяти, то есть информацией о прошлых встречах человека с данными или сходными сигна­лами. Происходит активизация следов памяти по принципу ус­ловного рефлекса. Однако синтез информации требует еще одно­го звена, которое не входит в условный рефлекс. Сопоставление сенсорной и несенсорной информации о стимуле обеспечивается механизмом возврата возбуждения из подкорковых центров эмо­ций и мотиваций, а также других отделов коры, включая ассо­циативные зоны и области проекции других анализаторов, в пер­вичную проекционную область. Это возбуждение несет информа­цию о значимости данного объекта внешней среды, то есть его отношение к определенной деятельности организма и сведения об иных его физических признаках, полученных в прошлом. Синтез всей этой информации и лежит в основе построения субъективного образа. Таким образом, в ответ на внешний стимул из глубин памяти (из бессознательного) поднимается все, что было накоплено в прошлом в применении к оценке данного стимула. При этом сопоставление внешнего сигнала и сферы внутренних переживаний определяется особой организаци­ей информационных процессов в мозге: активизацией следов памя­ти в ответ на внешний сигнал и обратным движением этой информа­ции на встречу с сенсорным сигналом в области его первичной про­екции, которые являются в данном случае центром интеграции мозговой системы, обеспечивающей генезис ощущений. При опоз­навании стимула на третьем этапе восприятия центр интеграции перемещается в лобные отделы полушарии. В этих процессах зна­чительную роль играет межполушарное воздействие. При этом образуется как бы второй круг возбуждения, включающий синтез информации в отделах доминантного полушария, связанного вербальной функцией.

Итак, установлено, что психическое отражение возникает на основе определен­ной организации информационных процессов мозга, высокой сте­пени согласованности всех звеньев, входящих в систему обеспече­ния данной психической функции. Возможность сложной мозго­вой интеграции обеспечивается определенными структурными особенностями мозга, разделенными на три основных функцио­нальных блока (А.Р.Лурия, 1973), наличием достаточно дифференци­рованных нервных ансамблей, корковых полей с иерархическим строением и межцентральных связей. Однако эта структурная ос­нова создает лишь возможность возникновения психики. Для того, чтобы эта возможность была реализована, необходимо еще одно условие: приобретение индивидуального опыта. Опыт играет ключевую роль в ощущения своей личности как чего-то отдельного от внешней среды. Это свойство сознания возникает в процессе общения с другими людьми, то есть в основе социально­го опыта. Общаясь с другими людьми, человек лучше понимает и себя. Вырабатывается сознание -- как собственное знание, и совесть -- как нравственный отчет перед собой. Диалектика развития проявля­ется в том, что, возникая в процессе общения с людьми, сознание в то же время является необходимым условием для их объединения в коллектив. Общество состоит из отдельных личностей. С обще­ственным опытом связаны высшие достижения человеческой культуры и науки как наиболее сложные проявления психической деятельности человека.

Академик А.Е.Личко (1977) установил сходство между понятием отношения как компонента системы "личность" и условного рефлекса как компонента систе­мы "высшая нервная деятельность". Сходство между этими поня­тиями потому, что они вырабатываются в процессе разви­тия и накопления индивидуального опыта. Условный рефлекс и отношения, раз образовавшись, никогда не исчезают полностью, а лишь могут быть заторможены и перестроены. По мнению А.Е.Личко, такой анализ сходства и различия этих понятии су­щественен для психотерапевтической практики -- разработки пси­хотерапевтических методов и понимания механизмов их действия. (А.Е.Личко, 1977).

Таким образом, условные рефлексы, психическая деятель­ность, поведение, субъективный мир человека, личность как свой­ство биологического объекта, сознание как состояние с помощью которого проявляется личность и становятся предме­том исследований психофизиологов и рассматривается как деятель­ность всего организма в целом. По мнению Ф.Энгельса (1960), такой подход к изучению субъективной реальности доказал, что сознание и мышление являются продуктом мозга.

Головной мозг человека самый совершенный орган в природе. Мозг содержит двадцать миллиардов клеток и триста миллиардов межклеточных соединений. Головной мозг управляет деятельностью организма и является центром нервной системы, мышления, воли, чувств. Масса мозга около 2,2 % от веса тела. Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Каждый участок головного мозга является ответственным за жизнедеятельность какого-то органа или системы. В мозге есть древние участки (они переключаются на борьбу или бегство при состоянии стресса (страх, ярость, боль и т.п.); эти участки называют рептильным мозгом, они расположены в подкорковых отделах. Над рептильным мозгом находится группа участков мозга "среднего возраста". Их называют лимбической системой. Любое возбуждение органов чувств проходит через эту систему. Если человек пребывает в стрессовой ситуации - рептильный мозг и лимбическая система выбрасывают в кровь гормоны стресса и у человека рождаются различные чувства (ревность, вина, зависть, страх, гнев).

Кора головного мозга отвечающая за интеллектуальные и творческие способности носит название кортекс. При переполнении гормонами стресса - реакции кортекса не возникают и наступает блокада мышления. Эндокринные железы являются производителями гормонов. При попадании в кровь гормоны оказывают влияние на деятельность чувствительных к ним клеток. Деятельностью всех желез внутренней секреции управляет гипофиз. Расположен гипофиз в т.н. "турецком седле", в центре черепной коробки. Каждой периферийной эндокринной системе в гипофизе соответствует специальный гормон-регулятор. Гормоны играют важную роль. Всего их более тридцати видов. Гипофиз получает сигналы о процессах, происходящих внутри организма. Внешний мир человек познает через органы чувств. Оттуда сигнал поступает в гипоталамус. Гипоталамус - гибрид нервной и эндокринной систем. Он состоит с одной стороны из ней­ронов (все, что нервная система знает о внешнем или внут­реннем мире организма, она передает в гипо­таламус). С другой стороны, гипоталамус -- эндокринная железа, выделяющая специальные гормоны, которые регулируют деятельность гипофиза. Сигнал от органов чувств через центральную нервную си­стему поступает в гипоталамус, от него -- в гипофиз, а от гипофиза -- в рабочие органы. Гипоталамус преобразовывает быстродействующие сигналы нервной системы в медленнотекущие специализированные ре­акции эндокринной системы. После подачи сигнала на гипофиз гипоталамус освобождается от восприятия новых сигналов из внеш­него и внутреннего мира. Это позволяет экономить количество вы­рабатываемых им гормонов. Гипоталамус функционирует автоматически, без надзора со стороны ЦНС. Через гипо­физ гипоталамус регулирует рост тела, деятельность щитовидной железы, коры надпочечников, функцию молочной железы. В гипоталамусе и прилегающих к нему отделах мозга находят­ся центр сна, центр, контролирующий эмоции, центры аппетита, теплорегуляции, энергетического об­мена. В гипоталамусе имеются структуры, связанные с регуляци­ей чувств удовольствия и наслаждений, сердечной деятельности, тонуса сосудов, иммунитета к инфекциям. Гипоталамические гормоны влияют на состояние не только тела, но и мозга, на состояние духа. Те же самые гормоны, кото­рые контролируют секрецию молочных желез, кору надпочечни­ков и образование жира, после биологического преобразования в мозге становятся способными воздействовать на процессы запоми­нания и обучения, восприятия боли, эмоциональной окраски со­бытий. На гипоталамус влияют магнитные поля. Магнитные поля нормальным состоя­нием для живых организмов. Для большинства организмов магнитное поле служит одним из системообразующих факторов. В последнее время естественный электромагнитный фон увеличил­ся за счет электро-, теле- и радиокоммуникаций. Усугуб­ляют отрицательное воздействие искусственных электромагнитных полей на организм человека и на природу в целом высоковольтные линии электропередач. При поражении гипоталамуса развиваются расстройства почти во всех органах. Установлено, что в функционировании правой и левой полушарий головного мозга существуют большие различия. Правая поло­вина более значима для формирования чувственных образов, ле­вая же наделена функциями, которые управляют абстрактным мышлением, планированием человеческой деятельности. Наибо­лее существенное различие между двумя полушариями заключа­ется в способе обработки информации: левое полушарие занимает­ся аналитическими процессами (разложение целого на составные части), а правое отвечает за синтез (соединение раз­розненных сведений в единое целое). Левое полушарие оперирует числовыми и буквенными знаками, правое - оперирует аналогиями и образами.

Цифровая переработка информации означает линейный способ действий. Последние следуют одно за другим, как бы нанизываясь друг на друга и образуя слова. Слова выстраивают­ся в ряд, образуя предложения. С позиции понимания работы полушарий необходимо заметить, что чтение формирует способность левого полушария к абстрагированию. В то время как телевидение оказывает влияние на правое полушарие. Поэтому тот кто любит читать - имеет неоценимое преимущество перед тем кто смотрит телевизор. Или необходимо и смотреть телевизор и читать. При чтении вырабатывается навык осмысления увиденного по телевизору, способствует передачи информации из правого полушария в левое, перекодирование увиденного в слова. Если же такого навыка нет, информация из телевизора прочно усваивается в подсознании, и оттуда формирует жизнь человека, программируя его мысли и поступки в соответствии с видением мира спонсора телепередачи.

С деятельностью правого и левого полушарий также связано наличие у человека двух сигнальных систем. Первая сигнальная система - чувства (образ и эмоции). Вторая - слово и речь. Преобладание правого полушария позволяет говорить о доминировании первой сигнальной системы. Преобладание левого - о второй. Левое полушарие управляет правой стороной тела и наоборот (т.н. асимметрия мозга). Простой тест на преобладание правого или левого полушария - переплетение рук. Если сверху оказывается большой палец правой руки - преобладает левое полушарие (мыслительный тип; вторая сигнальная система). Если сверху большой палец левой руки - т.н. художественный тип; первая сигнальная система.

Особенностью правого полушария является способность видеть явление в целом (образ). Левое полушарие наделяет мышление способностью анализа деталей. Познание в этом случае происходит по стадиям и носит аналитический характер.

Академик Д.Н.Узнадзе ввел понятие психологической установки. По мнению Д.Н.Узнадзе (1966), установка лежит в сфере действия бессознательного психики. Установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух), тактильные (осязаемые), визуальные (зрительные), и кинестетические (двигательные).

Психологические установки имеют следующие характеристики:

1. Возбудимость фиксированной установки (сколько требуется повторений, чтобы возникла установка).

2. Прочность фиксированной установки.

3. Вариабельность установки (в разные дни может потребоваться различное число повторений для выработки одной и той же установки).

От характера работы установок зависит характер человека. Если у человека легко возникает установка - значит он вспыльчивый, если для установки требуется большее число повторений - значит психика такого человека инертна, пассивна. Если установка динамична (т.е. долго не держится), значит человек легко приспосабливается к обстоятельствам, вынослив в конфликтах. Если установка статична - наоборот, человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка вариабельна - человек импульсивен и непоследователен. Установки формируются под действием среды и находятся в ведении бессознательного. Посредством установок формируются стереотипы.

Существуют т.н. первичные установки, когда проявляется феномен "побуждающего характера" предметов. В этом случае может происходить импульсное поведение (например читаем книгу, захотелось курить, берем сигарету, закуриваем и продолжаем читать книгу и курить; или женщина бессознательно поправляет прическу при виде гостя-мужчины). Большинство установок помогают автоматически действовать в стандартных ситуациях, не мешая думать о других проблемах. Установки могут проявляться в оговорках, описках, обмолвках и прочих бессознательных ошибочных действиях. Бывают смысловые установки, которые могут проявляться в общей смысловой окраске различных действий входящих в состав деятельности и выступая в виде "лишних" действий. Существуют установки направленные на регулирование цели действия. Например много примеров установок встречается в Библии, когда создается ложная иллюзия посредством внушаемости, и удается накормить малым числом хлеба и рыбы большого количества людей (см. Нагорную проповедь и т.п.).

Любое поведение человека разбивается на операции, которые помогают ему достигнуть заданную цель. Таким образом появляются операциональные установки, которые в обычной жизни действуют в стандартных для человека ситуациях, определяя привычный характер поведен



2016-01-26 557 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы гипнотического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические основы гипнотического воздействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)