Последствия конфликтов
-Негативные последствия: -Отношения конкуренции между людьми. -Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. -Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. -Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей. -Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. -Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности. Позитивные последствия: -Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы. -Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. -Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем. -Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других. -Улучшаются отношения между людьми. Правила разрешения конфликта: 1.Выявить предмет, источник причину конфликта; 2.Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности); 3.Надо знать, как развивается конфликт (стадии); 4.Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д; 5.Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше; 6.Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон. С конфликтом, как с явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное взаимодействие в ходе конфликта – это верный, хотя и нелегкий путь к согласию.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9 1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика. 2. Смоделировать профессиографическую модель тьютора студенческой группы
1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика.
Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлены совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств. Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Профессиограмма преподавателя состоит из разделов. Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др. Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности. Специальные знания - знание предмета на уровне науки; - знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки; - знание современного состояния данной отрасли производства; - знание области профессиональной деятельности по специальности; - знание ГОС ВПО; - знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету; - знание цели и задач обучения предмету; - знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста. Специальные умения - умения по специальности …………. Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии. Психолого-педагогические знания - знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.); - знание теории педагогической деятельности; - знание современных концепций высшего профессионального образования; - знание методики обучения предмету. Педагогические умения - диагностические умения; - проектировочные умения; - конструктивные умения; - коммуникативные умения; - организаторские умения; - аналитические умения Раскроем более детально вопрос о педагогических умениях. Содержание профессиональной деятельности преподавателя вуза. В содержании деятельности вузовского преподавателя выделяют: а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную); б) внеучебную работу. Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС. Учебная нагрузка планируется на каждого преподавателя в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор). Внеучебнаяработа преподавателя складывается из следующих ее видов: а) учебно-методическая работа; б) научно-исследовательская работа; в) воспитательная работа; г) организационно-методическая работа. Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную» часть нагрузки и занимает вторую половину дня. Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя: - подготовка к лекциям - подготовка к практическим занятиям - разработка учебно-методических комплексов, учебных программ - разработка содержания лекций по новому курсу - разработка содержания семинарских (практических) занятий - разработка тестов, задач, контрольных заданий - разработка электронных учебных и методических пособий - составление экзаменационных вопросов - разработка и подготовка к изданию новых учебных пособий - подготовка к переизданию методической литературы - редакционная работа - подготовка наглядных, мультимедийных пособий для учебного процесса - осуществление рейтингового контроля знаний студентов - проведение и посещение открытых занятий - участие в работе методических комиссий и советов факультета, вуза. Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя: - выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ - участие в научных конференциях - подготовка монографий, научных статей - участие в международных, федеральных, республиканских и отраслевых грантах и проектах - работа над кандидатскими и докторскими диссертациями - работа в качестве оппонента или научного рецензента - научное редактирование научных сборников, научных отчетов - руководство научным кружком или проблемной группой студентов. магистрантов, аспирантов - руководство экспериментальной площадкой - подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках. Воспитательная работа преподавателя включает в себя: - работа в качестве куратора академической группы - подготовка и проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты) - работа в студенческом общежитии - руководство клубами, секциями, кружками и др. - подготовка и участие в общеуниверситетских и факультетских воспитательных мероприятиях. Организационно-методическая работа включает в себя: - выполнение поручений ректората, деканата - подготовка докладов к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры - выполнение общекафедральных поручений Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.). 2. Представить модель образовательной среды с конфликтными элементами. Предложить технологию совместной деятельности школьного социального педагога и психолога, обеспечивающую психологическую безопасность образовательной среды.
1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.). В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования. Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей. Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза . В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться. В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено. Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития. Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы: ● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы; ● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ; ● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов; ● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: ● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени); ● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом); ● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов); ● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); ● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу); ● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить: ● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности); ● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках). Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения. Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● портфолио достижений ● портфолио – отчет ● портфолио – самооценка ● портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую) Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |