Потребности и ресурсы производства их классификация и основные характеристики
Предмет, функции и разделы экон. теории: методы эконом. теории Экономика(от греч. «экономика» - искусство домохозяйства) –наука об оптимальном использовании редких, ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей и общества в целом. Предмет ЭТ: 1. Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах (региональная, отраслевая, национальная, мировая экономика) 2. Экономика – совокупность эконом отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. 3. Экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами. Функции экономики: 1. Методологическая – ЭТ не только учение, но и метод, она помогает понять хоз. жизнь. 2. Научно-познавательная – всестороннее изучение экономических процессов и явлений. 3. Критическая – даёт объективную критическую или позитивную оценку эконом. явлениям различных форм хозяйствования. 4. Практическая – экон-ка даёт рекомендации руководству страны, фирмы и др. субъектам. Уровни экономики: · микроэкономика:особый раздел ЭТ, изучающий эконом. отношения между субъектами хозяйствования, их деятельностью Она объясняет как устанавливаются цели на товары, инвестиция, как потребители принимают решения в покупке товаров, отношения между потребителями и государством. · макроэкономика:раздел ЭТ, изучающий эконом. явления, которые охватывают нац. хозяйство как единую систему. Проблемы: инфляция, безработица, эконом. рост, ВНП, нац. доход, занятость, деньги. · мезоэкономика:изучает эконом. явления в отраслях народ. хозяйства (торговля, здравоохранение, образование) · мировая экономика– сумма все нац. экономик, связанных мир. рынком, системой международ. связей. · позитивная экономика:изучает факты и зависимости, призванные исходить из накопленного опыта и отвечатьна вопросы: «что есть, что может быть в экономике?» · нормативная экономика:поведать о том, что должно быть и как действовать, чтобы достичь этого, даёт рекомендацию и рецепцию действий. Методы: 1. Метод научной абстракции – выделяет главное в объекте исследования, вырабатывает новые научные категории, выявляет экономические закономерности. 2. Исторический метод – эконом. явления изучаются в хронолог. последовательности, как они возникли, развивались и совершенствовались. 3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деят-ти: правильно переходить от одних суждений к другим, делать выводы. 4. Метод анализа и синтеза: Анализ – метод познания, при кот. целое разделяется на отдельные составные части и таким образом изучается. Синтез – метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое. 5. Метод индукции и дедукции: индукция – движение исследования от отдельных частных фактов к общему выводу; дедукция – выдвижение гипотез и проверка их на фактах. 6. Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий – способ-ет построению эконом. моделей, отражает главные эконом. объекты и их взаимосвязи. 7. Графический метод – отражает эконом. явления с помощью схем, графиков, диаграмм. Обеспечивает наглядность и сжатость материала. Потребности и ресурсы производства их классификация и основные характеристики. Потребность – нужда личности или общества в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Потребность – состояние неудовлетворённости, из которого стремятся выйти, или наоборот, состояние удовлетворённости, которое стремятся продлить. Классификация потребностей: 1) по происхождению: эконом. (требуют производства) и внеэконом.(даёт природа). 2) в зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, соц. и духовные. 3) по участию в воспроизводительном процессе: материальные и нематериальные. 4) в зависимости от субъекта: потребности общества, потребности соц. групп, потребности индивида. 5) по очерёдности удовлетворения: первичные и вторичные. 6) с точки зрения характера изменения: эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны. 7) рационал. (в образовании, укреплении здоровья и т.д.) и нерац. (потребность в курении, алкоголе и т.д.) Всем потребностям присущи след. свойства: безграничность (относительно ограниченности ресурсов) и историчность. Т. к. природа не предоставляет человеку всего нужного для удовлетворения его потребностей, поэтому, чтобы существовать, жить и развиваться, ему необходимо заниматься производством. Производство– целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают всё то, что служит удовлетворению их материал. и духовных потребностей. Ресурсы – потенциальные возможности производства, которые в его ходе превращаются в факторы производства. Различают 5 групп ресурсов: 1) природные (земля, воздух, полезные ископаемые и т.д.); 2) материальные (все созданные человеком средства производства); 3) трудовые (экономически активное трудоспособное население); 4) информационные (данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий); 5) финансовые (все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства); Факторы производства – вовлечённые в производство ресурсы. Существует два подхода к классификации факторов производства: 1.Марксистский. Существует 2 фактора: вещественный (предмет труда и средство труда) и личный (рабочая сила). 2.Неоклассический. 4 фактора: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Можно выделить и пятый фактор – информация. Относительно факторов производства следует подчеркнуть: 1.В производство вовлекаются одновременно все факторы производства в опред. пропорциях и сочетаниях, которые определяются технологией производства. 2.Факторы производства, как и ресурсы, ограничены. 3.Факторы производства обладают свойством взаимозамен. и взаимодополняемости.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |