Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автономная этика И. Канта



2016-01-26 2785 Обсуждений (0)
Автономная этика И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок




Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов». Последняя работа представляет собой более завершенную, строгую концепцию об этике.

Этика Канта описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.

По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.

Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни. Этика Канта кратко дает понять, в каких случаях человек может позволить себе блаженство. Этика и счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни, это предписывает Бог, когда главным долгом человека будет возможность испытывать блаженство. Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога, а значит только на моральной почве, и ни в коей мере не на умозрительной.

Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.

Вопрос №26

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. польза) — стремление извлекать из всего только непосредственную материальную или другую выгоду. В более широком смысле — это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Утилитаризм - это отрицание возвышенных мотивов, преуменьшение роли духовных интересов человека. Теоретики утилитаризма продолжили традицию гедонизма в этике. Основа этики утилитаризма — принцип наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Выбор поведения определяется подсчетом тех выгод и потерь, которые влекут за собой различные поступки. Так или иначе, понятие утилитаризм означает подчинение всех действий эгоистическому расчет, получению выгоды, пользы.

 

ЭВДЕМОНИЗМ (иначе - эпикурейство) в основу нравственности ставит свойственное людям стремление к счастью. При этом, счастье здесь понимается как сумма удовольствий и наслаждений, от которых жизнь человека делается приятною и счастливою. Однако, эвдемонисты расходятся в своих мнениях по вопросу о том - каких же именно удовольствий должен искать человек, желающий быть "счастливым." Некоторые из них (едва ли не большинство) говорят почти исключительно о грубых, чувственных удовольствиях. О таком грубом эвдемонизме ал. Павел говорил: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем." Другие эвдемонисты, ссылаясь на то, что увлечение чувственными удовольствиями разрушает тело и душу человека, рекомендуют не прельщаться ими, а добиться удовольствий более устойчивых и длительных, а также более одухотворенных. Таковыми являются, напр., музыка, поэзия и вообще - различные роды искусства и науки.

 

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

идейное течение в буржуазной социологии (кон. 19 — нач. 20 вв.), объяснявшее причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора. Понятию борьба за существование Ч. Дарвин придавал широкий смысл, включая в него самые разные формы отношений между организмами, а также между организмами и окружающей средой. Он сознавал возможность превратного истолкования этого понятия как выражения только крайних форм проявления конкуренции (хищничество, каннибализм). Однако многие социологи и биологи вложили в это понятие именно тот смысл, против к-рого Дарвин категорически возражал. С.-д. разнороден, но все его проявления характеризуются биологизацией обществ, процессов (такой подход ведёт начало от трудов Г. Спенсера), стремлением видеть в борьбе за существование и естеств. отборе движущую силу обществ, развития. С.-д. неоднократно был подвергнут критике со стороны классиков марксизма (Ф. Энгельс) и учёных-биологов (К. А. Тимирязев); против перенесения биол. понятий в область обществ, наук выступал В. И. Ленин. Т. о., С.-д., будучи направлением в социологии, не был одной из концепций в эволюц. теории и созвучен с ними лишь по названию.

Вопрос 27

Социобиологическая этика.Эволюционная этика - тип этической теории, согласно которой мораль является моментом развития природной (биологической) эволюции, коренится в природе человека, а морально положительным является такое поведение, которое способствует "наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни" (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер ( "Основания этики"), однако ее основные принципы были предложены Ч.Дарвином, который по сути дела попытался естественнонаучно обосновать идеи, воспринятые из философского эмпиризма и этического сентиментализма (в частности, Д.Юма, А.Смита). Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали, развитые эмпиризмом и эт. сент., заключаются в следующем: а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и любые социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, оказывающиеся ближним; б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря к-рой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

Британский философ Мэри Миджли разработала теорию идентичности природы и животного - мы не просто похожи на животных, мы – животные. М. Миджли утверждает, что такого понятия, как "человеческая природа", нет вообще. Для экзистенциалистов существуют только человеческие условия, показывающие, что с человеком происходит, а вовсе не то, каким он рожден. Для понимания поведения мыслящих существ необходим серьезный подход к мотивации поведения. С этой целью Миджли рассматривает понятия "эгоизм" и "альтруизм". Философы, обосновывающие эгоизм, не находят объяснения феномену появления альтруизма. Их оппоненты полагают, что поступки могут определяться не только собственными интересами людей, но и вопреки им. Здесь особую важность приобретает проблема лицемерия, поскольку ей свойственно искажать и преувеличивать требования, предъявляемые к нам другими. "Благие намерения" – это термин, описывающий такую мотивацию, с которой начинается любое действие. Бессознательный альтруизм присущ и животным, которые ухаживают за детенышами, защищают их (часто ценой своей жизни), а некоторые даже берут на себя заботу о сиротах. Природа человека, как считает Миджли, объединяет разумное начало с животным.

 

Этология. Дисциплина выросла из зоологии, и, по сути изучает генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей, в чем кардинально отличается от этики. Сам термин – древнегр. «этос» - переводится как нравы, характер, привычка, обычай. Наука окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренцаи Николаса Тинбергена. К настоящему времени на базе этологии возникли такие направления как социобиология, эволюционная психология, и ряд других. Опираясь на эволюционную теорию, они рассматривают поведение как такой же критерий для классификации, как и морфологические особенности организма. Представляя развитие психики как непрерывную цепочку от животных до человека и, используя сравнительный подход, ученые пытаются ответить на вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.

Критика -В обществе, по учению этологии, фигурируют не личности со своими уникальными психическими особенностями, а некие доминанты и подчиненные особи, в лучшем случае – «довольно хорошие» и «очень плохие» люди. В этой карикатурной картине людских взаимоотношений действуют какие-то безмозглые манекены, все поведение которых определяется некими «врожденными программами». Более того, причина всех заблуждений, в плен которых попадают особи – в том, что они не дают себе труда разобраться в сути этих самых программ. Не хотят выучить «урок чистой этологии».

Вопрос 28

Марксизм-ленинизм.Этика марксизма, с одной стороны, продолжает линию классической философии с ее принципом рационализма в объяснении общественных явлений, в том числе и морали. С другой стороны, марксизм преодолевает абстрактное морализаторство через материалистическое понимание истории.

Мораль - продукт общественного производства материальных благ. Марксизм переосмысливает натуралистическое понимание человека и морали, которая выводилась из “природы человека”. Ключ к пониманию сущности человека марксизм видит не на пути выявления биологических и антропологических свойств человека, а в изучении совокупности общественных отношений, создаваемых человеком. Раскрытие сущности человека, по марксизму, предполагает исследование процесса общественной жизни вместе с явлениями духовной жизни – ценностями, идеалами. Поэтому нравственные ценности понимаются не изначально данными человеку от природы, а выработанными в ходе общественного развития. Марксистская этика основана на убеждении во всесилии социальной практики, коренным образом преобразующей систему общественных отношений. Исторический оптимизм основывается не на вере, что мир устроен таким образом, что в конечном счете истина и человечность совпадают, а на убежденности, что этот идеал достижим в силу созидательной деятельности самого человека.

СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ.Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Определение -Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

Выражается светский гуманизм в 10 принципах, сформул.Полом Куртцем.

Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.

Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.

Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.

Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.

Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.

Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.

Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.

Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.

Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».

Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ».

Критика – т.н.истинная и ложная.

1 –Истинная критика говорит о лжи в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться.

2 - Ложная критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека.

«В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности». ( Николай Бердяев)

 

 

 

 

 



2016-01-26 2785 Обсуждений (0)
Автономная этика И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Автономная этика И. Канта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)