Основные черты смешанной экономики. Роль государства в рыночной экономике
Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения. В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы. Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели. Основные черты японской и шведской моделей экономики
Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой. В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма. К предпосылкам рыночных отношений относятся: - опережающее создание правовой базы рыночной экономики; - приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции; - либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам. Условиями формирования рынка являются: - постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий; - комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда; -активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры -создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д. - постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей; - обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан. Условиями функционирования рынка должны стать: - свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов; - полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности; - свобода конкуренции, там, где она эффективна; - свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков. Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости. Цели и методы государственного регулирования О необходимости государственного регулирования рыночной экономики уже говорилось в главе 5. Государственное регулирование является результатом борьбы двух противоположных тенденций в государственной экономической политике: вмешательства и невмешательства государства в экономику. Необходимость государственного регулирования связана с нарастанием экономических проблем и трудностей, появляющихся в экономически развитых странах с большими масштабами производства и тесным переплетением экономических связей Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям. Достижение глобальной цели государственного регулирования -обеспечения стабильности и приспособления к изменяющимся условиям - возможно лишь при достижении конкретных частных целей. Объектами государственного регулирования являются экономические явления, процессы, ситуации, где возникли проблемы, неразрешимые автоматически рыночным механизмом регулирования и решение которых необходимо для стабильного социально-экономического развития. Объектами регулирования являются такие экономические процессы и условия, как экономический цикл, денежное обращение, ценообразование, концентрация производства, условия накопления капитала, конкуренции, роста занятости, условия найма на работу и социального обеспечения, условия окружающей природной среды и внешнеэкономической деятельности. В зависимости от важности, первоочередности достижения частные цели занимают определенное место в дереве целей, представляющем собой систему соподчинения конкретных частных целей главной цели. В разные периоды времени для различных экономических ситуаций взаимосвязь и соподчинение конкретных целей между собой может меняться. Государственное регулирование может осуществляться в двух формах - прямого (административного) и косвенного воздействия наэкономику. При этом используются различные средства (инструменты, методы) государственного регулирования. К административным средствам относятся меры запрета, разрешения и принуждения. В качестве меры разрешения выступает выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, а в качестве запрета - отзыв или невыдача лицензии, закрытие предприятий. Меры принуждения чаще всего закладываются в законах государства - государство обязывает предприятия строить очистные сооружения, создавать безопасные условия работы и т.д. К экономическим методам относятся инструменты, представляющие собой экономические рычаги. Основой косвенных методов является ставка на заинтересованность самого объекта регулирования. Например, домохозяйство само решает покупать ему импортные лекарства, которые подорожали в результате введения импортной пошлины. Однако вмешательство государство должно вносить ограниченный характер. Наряду с недостатками рынка, существуют и недостатки государственной экономики. Чрезмерное вмешательство государство может сделать экономику не гибкой, не отвечающей потребностям людей, неконкурентоспособной. Поэтому границы вмешательства государства в экономику является вечным актуальным вопросом. Говоря о государственном регулировании экономики, как правило, имеют следующие виды политик: • фискальная • денежно-кредитная • социальная
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2059)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |