http://studopedia.ru Примерный перечень вопросов к экзамену
по дисциплине «Комплексный анализ хозяйственной деятельности»
1. Понятие, задачи и содержание комплексного анализа хозяйственной деятельности. Роль комплексного анализа в управлении организацией. Анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. 1. изучение характера действий экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; 2. научное обоснование текущих и перспективных планов; 3. контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов и т. п.; 4. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; 5. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей; 6. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Основная цель анализа – достижение и обеспечение эффективного функционирования управляемого объекта. Для достижения этой цели выделяют следующие задачи: 1. содействие выполнению плановых заданий на основе выявления и устранения отрицательных причин, порождающих недостатки, мобилизация резервов роста экономической эффективности производства; 2. обеспечение объективной оценки результатов деятельности трудового коллектива; 3. содействие разработки научно-обоснованных планов; 4. содействие принятию оптимальных управленческих решений. Таким образом, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Экономический анализкак наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Методы, способы и приемы комплексного анализа хозяйственной деятельности. 1. диалектический подход к изучению процессов; 2. использование системы показателей, характеризующих все аспекты деятельности предприятия; 3. изучение причин изменений показателей; 4. выявление и измерение взаимосвязей между показателями путем специальных приемов.
3. Система экономических показателей, используемая в комплексном анализе хозяйственной деятельности. Главные особенности системного подхода - динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.
4. Методика выявления и расчета резервов в комплексном анализе хозяйственной деятельности. Способы прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционного анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования, моделирования и др. Их назначение и алгоритмы расчетов. Сущность формального и неформального подходов при подсчете хозяйственных резервов. Для того чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный). При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных оргтехмероприятиях. Для подсчета величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, стохастического факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, маржинального анализа, математического программирования и др. Способ прямого счета применяется для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Возможность увеличения выпуска продукции (Р VBП) в этом случае определяется следующим образом: Способ сравнения применяется для подсчета величины резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяются в сравнении с плановыми нормами или с их затратами на единицу продукции на ведущих предприятиях. Резервы увеличения производства продукции за счет недопущения перерасхода ресурсов по сравнению с нормами определяются так: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножается на фактический объем ее производства в натуральном выражении (VBПф) и делится на плановую норму
Для определения величины резервов в АХД широко используются способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц и интегральный метод. Например, если объем валовой продукции представить в виде произведения количества рабочих и производительности труда (ВП = ЧР х ГВ), то резервы увеличения объема производства продукции за счет увеличения численности рабочих, используя способ абсолютных разниц, можно подсчитать по формуле:
Особенно высокоэффективным методом выявления резервов является функционально-стоимостный анализ (ФСА). Использование этого метода позволяет на ранних стадиях жизненного цикла изделия найти и предупредить лишние затраты путем усовершенствования его конструкции, технологии производства, использования более дешевого сырья и материалов и т.д. Более подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе. Существенную помощь при подсчете резервов оказывает расчетно-конструктивный метод. Этот способ применяется в тех случаях, когда исследуемый результативный показатель можно представить в виде кратной модели
5. Информационное и методическое обеспечение комплексного анализа хозяйственной деятельности. Использование в анализе современных информационных технологий. Результативность АХД в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для АХД делятся на нормативно-плановые, учетные и вне-учетные.
6. Значение комплексного анализа в процессе планирования и мониторинга выполнения бизнес-планов.
Комплексный управленческий анализ особенно необходим при формировании бизнес-планов новой коммерческой организации, а также годового и долгосрочного плана действующего предприятия, при анализе выполнения бизнес-планов и комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности Хорошо саставленный, научно обоснованный бизнес - плaн необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерaм по бизнесу, потенциальным инвесторам, банкам, административным органам и др. Он дает им необходимую информацию для анализа и оценки предпpинимaтельствa с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности. Разработке бизнес-плана предшествуют детальный финансовый и производственный анализ предприятия. Финансовый анализ включает оценкy текущего состояния предприятия, анализ его баланса, стpуктуры активов (основной и оборотный капитал), характеристику материальных ресурсов, зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудовaния (остаточная стоимость и степень износа), незaвeршенного строительства, материальных запасов, динамики объемов выпускa и реализации продукции, пpибыли и рентaбельнocти предприятия. B процессе производствнного анализа оценивают качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификацию персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектyющих и т.д.
Выручка, или дoходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является оснoвным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем 6юджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа, в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель. Многочисленные объекты маркетинговых исследований можно разделить на три основные группы: 1)потребители товaров, или рынок; 2)товар и его свойства; 3)конкуренты. Основная задача этого вида плана — описание обеспеченности бизнес-плана с производственной и технико-технологической стороны. Пpоизводственный план формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, a также прогноза производственных запасов и потерь. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие дaнные: структура производства, планируемого к использованию в текущей деятельности или рамках инвестиционного проекта; технологическая схема; схема распределения производственного процесса в пространстве и времени; трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих; данные о квалификации персонала; структура персонала и виды затрат на персонал; перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимoстные характеристики; основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок; потребное количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления; перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления процесса производства и реализации продукции; объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам; затраты по перечисленным позициям (итоговые данные). Качественный анализ риска может проводиться различными мeтoдaми. Чаще всего используют следующие методы: статистический; aнaлиз целесообразности затрат; экcпертныx оценок; использование аналогов
7. Связь планирования с предварительным, текущим и последующим анализом. Анализ и диагностика в составлении основных разделов и показателей бизнес-плана. предварительный (перспективный, прогнозный) анализ, проводимый до совершения исследуемых экономических операций, и последующий (ретроспективный, исторический) анализ, который проводится после совершения таких операций. Предварительный анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий анализ используют для контроля за выполнением принятых планов, диагностики состояния объекта анализа, итоговой оценки результатов деятельности и для изучения тенденций развития. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Например, анализ результатов организации за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности ее развития, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый. Оперативный (текущий) анализ проводится сразу после совершения исследуемых экономических операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (за рабочую смену, за одну торговую сессию, за сутки, декаду и т. д.). В рамках оперативного анализа выполняется контроль текущей деятельности. Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на происходящие процессы. Информационной базой оперативного анализа являются данные оперативного учета. Их достоинство – в быстроте получения и в актуальности, а недостатком является непроверенность этой информации, из-за чего больше вероятность ошибок и неверных выводов по результатам анализа. Итоговый (заключительный) анализ проводится по окончании какого-либо этапа деятельности (месяца, квартала, года). Его ценность заключается в том, что деятельность объекта анализа изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и глубокая оценка деятельности и использования имеющихся возможностей. Итоговый анализ основан на данных всех видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической). Это – проверенная информация, вероятность содержания в ней ошибок или недостоверных данных существенно ниже, чем в оперативной информации. Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность не только оперативно ликвидировать недостатки, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности в будущем.
8. Значение, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа маркетинговой деятельности организации. Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются: изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента; анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции; оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня; разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции; оценка эффективности производства и сбыта продукции.
9. Использование результатов маркетинговых исследований в комплексном анализе хозяйственной деятельности. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
10. Значение, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа организационно-технического уровня производства.
Определить фактический уровень организации и техники производства, конкурентоспособность продукции (работ, услуг).
Выявить резервы повышения организационно-технического уровня и конкурентоспособнюсть предприятия.
Наметить наиболее вероятные пути использования резервов.
Дать экономическую оценку различным вариантам использования выявленных резервов.
Значение анализа состоит в том, что он дает реальную конкретную основу повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия и организации в целом.
Другие виды анализа значительно проще. Они базируются на конкретных бухгалтерских данных, балансовых отчетах.
11. Анализ организационно-технического уровня производства и других условий хозяйственной деятельности
Стратегия развития организации определяет требования к совершенствованию технико-организационного уровня хозяйственной деятельности. Повышение технико-организационного уровня и других условий (внешнеэкономических, социальных и природных) в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в уровне использования всех трех элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда.
Важными составляющими анализа научно-технического уровня производства являются анализ экономической эффективности научно-технических мероприятий по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, расширению масштабов. Совершенствование применяемой новой и прогрессивной технологии, применение новых видов сырья и материалов и улучшение их использования, изменение конструкции и технических характеристик изделий, освоение производства новых видов товаров, компьютеризация производства — все это составляющие технического прогресса.
С внедрением новых технологий изменение трудоемкости производства товара определяет колебания себестоимости и нижнюю границу цены товара, что оказывает стимулирующее влияние на рыночный спрос, изменяет частоту и объем продаж.
Важнейшими направлениями анализа организации производства являются:
—анализ типа производства;
—анализ специализации и кооперирования производства;
—анализ длительности и структуры производственного цикла;
—анализ организации обслуживания и обеспечения производства.
12. Анализ уровня организации производства и труда. Анализ эффективности управления организацией.
13. Значение, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. 14. Анализ объемов и структуры выпуска и продажи продукции. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи: оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
15. Анализ ассортимента выпускаемой продукции. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен ,,,,, а по реализации - только на ….. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 2 – Анализ ,,,,,, по выпуску и реализации продукции предприятием.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
16. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Показатели качества разделяют на обобщающие, индивидуальные и косвенные. Обобщающие – характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Включают долю новой продукции в общем объеме выпуска, долю сертифицированной продукции, долю продукции, соответствующей ГОСТ, ТУ, ИСО, долю экспортной продукции, долю забракованной продукции и той, по которой подана рекламация, коэффициент сортности.
17. Анализ и оценка влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объемов производства и продажи продукции.
К общим относятся факторы, действующие во всех отраслях и сферах деятельности (инфляция, налоговая политика государства и др.), а специфическимипринято считать те, которые действуют в условиях лишь отдельных отраслей либо предприятий (особенности технологии производства, состояние нормирования и др.). Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности конкретных отраслей, предприятий, их производственных подразделений и, тем самым, дать более точную оценку их деятельности.
18. Анализ использования внеоборотных активов организации. ---основные средства; — нематериальные активы; — незавершенные капитальные вложения; — оборудование, предназначенное к монтажу; — долгосрочные финансовые вложения;
19. Анализ движения и технического состояния основных средств.
Техническое состояние ОС характеризуется возрастным составом оборудования, коэффициентами или процентами изношенности и обновления.
Возрастная структура основных фондов характеризует их распределение по возрастным группам: до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет и свыше 20 лет. Возрастной состав оборудования позволяет судить о потенциальных возможностях лучшего использования основных средств. При анализе возрастного состава оборудования следует группировать его по видам, а внутри их – по продолжительности использования, по количеству и удельному весу.
20. Анализ обеспеченности, состава, структуры и динамики основных средств. Основные средства – один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению объемов строительно-монтажных работ, снижению их себестоимости, трудоемкости. В соответствии с ПБУ 06/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо выполнение следующих условий: · Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для правленческих нужд организации; · Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 мес. или операционного цикла, если он превышает 12 мес.; · Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; · Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Оценка основных средств – это денежное выражение их стоимости: первоначальная, восстановительная, остаточная. Первоначальная стоимость – это стоимость приобретения основного средства. Восстановительная – стоимость с учетом переоценки. Остаточная стоимость = первоначальная стоимость – износ. Под производственной структурой понимается соотношение различных групп основных средств по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости. Важнейший показатель производственной структуры – доля активной части. В соответствии с Ф№5 приложения к балансу структуру основных средств можно представить по следующим их видам: · здания; · сооружения и передаточные устройства; · машины и оборудование; · транспортные средства; · производственный и хозяйственный инвентарь;
· рабочий скот; · продуктивный скот; · другие виды основных средств; · земельные участки и объекты природопользования; · капитальные вложения на коренное улучшение земель. Технологическая структура основных средств характеризует их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном отношении от их общей стоимости (или отдельных видов оборудования в общем их количестве). Возрастная структура основных средств характеризует из распределение по возрастным группам (до 5 лет, 5-10, 10-15, 15-20, свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная. При анализе определяют производственную структуру, а также удельный вес производственных и непроизводственных фондов, основного вида деятельности и других отраслей, а также активную и пассивную часть.
21. Анализ эффективности использования основных средств.
22. Анализ резервов улучшения использования основных средств. Главным фактором повышения эффективности использования основных средств является их обновление и техническое совершенствование. Увеличение времени работы машин и оборудования: · ликвидация бездействующего оборудования (сдача в аренду, лизинг, реализация и пр.); · сокращение сроков ремонта оборудования; · снижение простоев: целосменных, внутресменных. III. Улучшение организации и управления производством: · ускорение достижения проектной производительности вновь введенных производственных систем;
23. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.
24. Анализ источников формирования оборотных активов. Между статьями актива и пассива баланса существует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования. Источником финансирования внеоборотных активов, как правило, являются собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Оборотные (текущие) активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы они были наполовину сформированы за счет собственного капитала, а наполовину – за счет заемного. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга. Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной части текущих активов (создание за счет краткосрочных обязательств предприятия) и уменьшению постоянной части текущих активов (запасов и затрат), что свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости его положения.
25. Система показателей оборачиваемости оборотных активов. Оценка эффективности использования оборотных активов организации и резервы ее повышения. Основной задачей экономического анализа является оценка экономической эффективности деятельности организации. Это сложная категория экономической науки, измеряемая при помощи показателей рентабельности (прибыльности, или доходности капитала, ресурсов или продукции) и оборачиваемости (соотношения между динамикой продукции и динамикой затрат). Основными показателями оценки эффективности являются:
Задачей любого предприятия является ускорение оборачиваемости оборотных средств, позволяющее получать бóльшую сумму выручки на первоначальную сумму денег. Иными словами, ускорение оборачиваемости означает условное высвобождение оборотных средств, а ее замедление – иммобилизацию (усиленное привлечение дополнительных средств).
26. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
(0.015 сек.) |