Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III Наука и обыденное познание



2016-01-26 758 Обсуждений (0)
Глава III Наука и обыденное познание 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука не является единственной формой познавательной деятельности. Наряду с наукой существуют иные формы познания: религиозное, художественное, обыденное, игровое и т.д. для уяснения специфики науки выделим основные особенности научного познания: 
1. Основная задача науки — обнаружение объективных законов действительности, прежде всего законов природы и общества. Поэтому наука ориентируется главным образом на исследование общих, существенных свойств предметов. Само понятие науки предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых предметов. 
2. Научное знание носит системный характер, т.е. здесь знания логически упорядочены. Знания превращаются в научные только тогда, когда они включаются в систему понятий, в состав теорий. 
з. Непосредственной целью и высшей ценностью науки является достижение объективной истины. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества. 
4. Научному знанию присуща строгая доказательность, иначе говоря, это знание должно быть подтверждено фактами и аргументами. 
5. для научного знания характерна опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов научного исследования. 
Наука и философия 
Существует три возможных подхода к проблеме соотношения науки и философии: 
1. Философия есть наука: это своеобразная наука всех наук (Аристотель, Г. Гегель). 
2.Философия — не наука,т.к. выводы философии нельзя верифицировать, т.е. проверить опытом (позитивисты О. Конт, Л. Витгенштейн и др.). Сторонник неопозитивизма Б. Рассел дал определение философии как ничейной земли между наукой и богословием. 
3. Философия отчасти наука, а отчасти не наука (Ф. Энгельс). С одной стороны, философию можно считать наукой, так как, во-первых, она возникает одновременно с наукой (первые философы являлись одновременно учеными), философия - это праматерь» всех наук; во- вторых, как и наука, философия опирается на силу разума (это постижение мира с помощью специальных понятий, категорий). 
Но, с другой стороны, есть существенные отличия философии и науки: 
а) частные науки исследуют явления, которые существуют объективно (независимо от сознания), а философия исследует явления через призму их связи с человеком, с его сознанием; б) наука опирается на экспериментальную проверку своих положений, а философия исследует явления, которые постигаются умом, эти явления, по сути, недоступны чувственной проверке. 
Таким образом, философия — это не только наука, но еще и мировоззрение. 
Наука и искусство 
Общее между наукой и искусством состоит в том, что они являются средствами познания и преобразования мира. 
Но существуют и принципиальные различия: 
1. Наука нацелена на поиск общих закономерностей, а искусство уделяет внимание каждой отдельной человеческой личности, единичному событию, случаю 
2. Наука исследует мир с опорой, прежде всего, на силу разума, на абстрактное мышление. Наука — это отражение мира в понятиях, категориях, умозаключениях. Искусство же исследует мир, опираясь на чувства, эмоции. Искусство — это отражение мира с помощью художественных образов, а художественный образ есть сплав чувства и мысли, при этом чувственная сторона преобладает. 
Наука и обыденное познание 
Обыденное знание люди приобретают в ходе непосредственной практической деятельности, в труде. Это народная медицина, народная агрономия и тд. Обыденное знание часто называют здравым смыслом. 
Наука и обыденное познание едины в том, что направлены на поиск истины. Поэтому непреодолимой пропасти между ними нет. (Например, врач и знахарь преследуют цель излечить больного). 
В то же время существуют принципиальные различия научного и обыденного познания: 
В обыденном познании отсутствует теоретический «этаж» знания. Это совокупность практических сведений о чём-либо. Наука предполагает наличие теории. 
Обыденное познание носит несистематический характер, а научное знание — это знание, приведённое в систему, то есть упорядоченное знание.

Заключение

 

Таким образом, из особенностей предмета науки мы получили в качестве своеобразного следствия отличия в средствах научного и обыденного познания.

Спецификой объектов научного исследования можно объяснить далее и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта.

Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики.

Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

 

Список используемой литературы

1. Алексеев П. В., Панин А В. Философия: Учебник. - М., 2006. Разд. 2.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2004. Гл. 2.1, 2.5.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2006. Гл.I.

4. Философия. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2007



2016-01-26 758 Обсуждений (0)
Глава III Наука и обыденное познание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III Наука и обыденное познание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)