Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. 1. Сущность, меры и виды фискальной политики. 2. Мультипликатор государственных расходов. 3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Сущность, меры и виды фискальной политики. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на: -обеспечение полной занятости, -равновесия платежного баланса, -экономический рост, при производстве неинфляционного ВВП. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер. В более долгосрочной перспективе средства: -проведение комплексной налоговой реформы, -оптимизация структуры государственных расходов, -ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ. Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция). Её цель- ограничение циклического подъема экономики. Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала. Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.
Мультипликатор государственных расходов. ∆Y/∆G = 1/1-b В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета. b - это пред. скл. к потребления (MPC). 1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC. ∆Y = ∆G * Mq Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq. b -> MPC -> предельная склонность к потреблению. С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора. С учетом налогообложения Y модель мультипликатора: Y = C + I + G C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G) t- предельная налоговая ставка где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике. Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода: t = ∆T / ∆Y Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.
Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. ∆Y / ∆T = -b / 1-b Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T. Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b, где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов. Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y, где t – пред. ставка налогов. В этом случае функция потребления имеет вид: C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y, а модель налогового мультипликатора принимает вид: mt= -b / 1-b (1-t), где mt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая ф-ия имеет вид: T = Ta + tY, где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д. С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид: C = a + b [Y – (Ta + tY)] В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид: Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta, где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике. При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как: ∆Y = ∆G * ( 1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’)) Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы. При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета). Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’)) Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину ∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’)) Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет: ∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))], где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1. То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (mq превышает mt). Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики. Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |