Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этрусское искусство (скульптура, керамика)



2016-01-26 1018 Обсуждений (0)
Этрусское искусство (скульптура, керамика) 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX- началу VIII в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э. В формировании древнеримского искусства огромную роль сыграло знакомство с древнегреческой культурой, носителями которой являлись выходцы из Великой Греции, соседствующие с этрусками, а затем и римлянами на Аппенинском полуострове. После победы Тита Квинкция Фламинина на Балканах Греция превратилась в одну из провинций Республики, а затем и Империи под названием Ахайя, и с этого времени из Эллады начался массовый вывоз произведений искусства. В бесчисленных количествах они стали украшениями вилл и дворцов римской знати. Очарованные скульптурой, картинами и архитектурой греческой античности, римляне стремились воспроизвести их в большом количестве. Бесчисленные копии с греческих оригиналов быстро разошлись по всей территории ойкумены. Однако массовое воспроизведение шедевра убивает сокрытый в нём смысл, превращая его в красивую пустышку. И как не пытались римляне тиражировать вызвавшие восторг произведения, за их прекрасной оболочкой чувствовалась печальная утрата греческого образа, а временами проглядывали римский практицизм и приземлённость: прекрасные боги Греции, отлитые из бронзы, в мраморе снабжаются весьма прозаичными пенёчками и подпорками. Скульптура, произведения живописи становятся театральными, напыщенными, или чересчур томными, чувственными. Наследуются не лучшие черты, характерные для греческого искусства позднего времени - эпохи эллинизма. Главной заслугой римлян станет умение ценить и изучать произведения искусства (искусство они, правда, считали ремеслом и создавались произведения часто рабами-греками). Римляне были не создателями, а ценителями искусства. Они впервые систематизировали вывозимые из Эллады шедевры, введя понятия "архаика" и "классика", которые весь мир использует сейчас уже вне контекста древнегреческого искусства.

Скульптура, хотя на ней также лежит отпечаток этой эсхатологической концепции, по-другому связана с миром мастерства и ремесел, с реальным миром этрусского общества[1]. Помимо культа умерших пластика имела и другие функции — существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для обстановки дома, украшения. Погребальная скульптура существовала в виде канопов (урна с крышкой в виде головы) и саркофагов. В период Вилланова преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период, начавшийся в VII веке до н. э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем. Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. Около 600 года до н. э. в Этрурии начался архаический период, продолжавшийся до 475 года до н. э. К VII в. до н. э. восходят канопы из Клузиума. Сосуд воспроизводит человеческое тело, разумеется схематически. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного. Материал — терракота или металл. Эта пластика относится к древнейшей в Средиземноморье — судя по упрощенному характеру изображения и грубо намеченным чертам лица. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. В течение VI века до н. э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов. Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э. В VI в. до н. э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), либо кто-то из его окружения, создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке фактуры, отлично взаимодействующей со светом. Возникают более резкие светотеневые контрасты — благодаря новому принципу постановки фигуры. Капитолийская волчица также характеризуется ионийским влиянием: тонкая проработка тела, но стилизованная передача шерсти, градации в игре света и тени. В V в. до н. э. Химера из Ареццо демонстрирует усиление ионийского влияния, которое переходит в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н. э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта. Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Саркофаг из Черветри 6 в. до н. э. (илл. 255 а) представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.



2016-01-26 1018 Обсуждений (0)
Этрусское искусство (скульптура, керамика) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этрусское искусство (скульптура, керамика)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1018)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)