Баллы
| Виды работы на уроке
| Фамилии учащихся
|
|
|
|
|
|
|
1. Изложение собственных мыслей:
|
| может самостоятельно донести свою мысль до других
|
|
|
|
|
|
|
| может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов
|
|
|
|
|
|
|
| не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
|
|
|
|
|
|
|
2. Ведение дискуссии 2.1. Способность отвечать на вопросы:
|
| обычно отвечает, давая развернутый ответ
|
|
|
|
|
|
|
| обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря
|
|
|
|
|
|
|
| практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Способность задавать вопросы:
|
| обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
|
|
|
|
|
|
|
| формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
|
|
|
|
|
|
|
| практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Способность корректно возражать оппоненту:
|
| обычно возражает своему оппоненту корректно
|
|
|
|
|
|
|
| не всегда корректно возражает своему оппоненту
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
|
|
|
|
|
|
|
3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:
|
| обычно отстаивает свою позицию аргументированно
|
|
|
|
|
|
|
| не всегда аргументированно отстаивает свою позицию
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:
|
| обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости
|
|
|
|
|
|
|
| не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага
|
|
|
|
|
|
|
| не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
|
| обычно может подчиниться решению группы
|
|
|
|
|
|
|
| не всегда может подчиниться решению группы
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, не подчиняется решению группы
|
|
|
|
|
|
|
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):
|
| обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
|
|
|
|
|
|
|
| не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения
|
|
|
|
|
|
|
| как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
|
|
|
|
|
|
|
Общий балл:
|
|
|
|
|
|
|
Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).
Группа, баллы
| Статус
| Рекомендации учителям
|
Слабая группа (8–13 баллов)
| Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.
| Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
|
Средняя группа (14–20 балла)
| Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.
| Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
|
Сильная группа (21–26 балл)
| Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.
| Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.
|
Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в одном и том же классе (не чаще, чем в начале и в конце года) можно увидеть динамику развития ОУНов. Одним словом, у данной методики есть определенный потенциал.
Уважаемые коллеги!
Если вас заинтересовала предложенная диагностическая методика,
попытайтесь провести ее в своей школе. Нам будет интересно узнать ваше мнение
о ее эффективности. Возможно, что-то необходимо доработать или переделать.