Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С. Милграм Эксперимент в метро



2016-01-26 1132 Обсуждений (0)
С. Милграм Эксперимент в метро 0.00 из 5.00 0 оценок




Недавно мы обратились к изучению метро — весьма характерного атрибута жизни Нью-Йор­ка. Поразительный факт: в часы пик духота, дав­ка, чужие локти в вагоне метро, битком набитом незнакомыми людьми, почти не порождает аг­рессии. Более того, поведение людей вполне рег­ламентировано и упорядочено; и мы попытались исследовать, каким нормам оно подчиняется. Я предложил, чтобы каждый студент моего курса подошел к кому-то в метро и попросил уступить место. Студенты немедленно отреагировали так же, как и вы, — смехом. Однако нервный смешок часто означает, что затронута важная проблема. Многие студенты считали, что ни один человек в Нью-Йорке не уступит место другому просто потому, что тот его об этом попросит. И вот еще в чем обнаружились предрассудки моих студен­тов. Они утверждали, что человеку придется сде­лать вид, что он болен, сказать, что у него тош­нота, головокружение; они полагали, что самой просьбы уступить место будет недостаточно, ретий факт: я хотел набрать добровольцев из

числа аспирантов, но они единодушно и катего­рически отвергли мое предложение. Это весьма показательно. В конце концов, все, что от них тре­бовалось, — обратиться к человеку с довольно безобидной просьбой. Почему это предприятие казалось столь пугающим? Иными словами, пер­вые данные, необходимые для ответа на вопрос о факторах, регулирующих поведение человека в метро, мы получили уже во время обсуждения будущего эксперимента, я имею в виду описан­ную эмоциональную реакцию. Наконец, выпол­нить это задание героически взялся один смель­чак. Он обратился с просьбой лишь к 14 пасса­жирам, а не к 20, как предполагалось вначале. Откровенно говоря, я полагал, что это будет не­сложно. Я подошел к сидящему пассажиру и при­готовился произнести волшебную фразу. Но ока­залось, что слова застряли у меня в горле и наот­рез отказывались выходить наружу. Я застыл на месте, а затем ретировался, не выполнив моей миссии. Студент, наблюдавший за мной, побуждал меня сделать еще одну попытку, но мои центры са­моконтроля были парализованы. Я убеждал себя: «Ну что же ты, трус несчастный! Велел сделать это своим студентам. Как же ты вернешься к ним, сам

В нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и женщины последовала такая же широкая свобода его растор­жения. Нормы свободного заключения брака требовали свободного растор­жения брачных уз. Без этого невозможно осуществить индивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX в. резко увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представить себе такое в тра­диционном обществе было невозможно. Интересен и другой факт: уровень разводов вначале рос в развитых странах, а затем в слаборазвитых, по мере того как они переходили от традиционного уклада жизни к индустриализа­ции и урбанизации.

Современное общество и культура модернити предполагают широкие и открытые международные контакты, а значит, свободное перетекание цен­ностей и норм с Запада на Восток. Сегодня отмечается странная закономер­ность: молодежь в традиционных обществах придерживается не заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростков из более развитых стран. На этом основан феномен вестернизации культуры. И вот уже люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения, обсуж­дают права женщины на свободный выбор добрачной модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над рождаемо­стью. Некоторые культурологи, в частности Аира Рейсе, выдвигают програм­му нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому бо­лее моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно принуди­тельно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви'.

Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем со­гласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинт-

не выполнив задания?» Наконец, после нескольких неудачных попыток я подошел к одному пассажи­ру и выдавил из себя просьбу: «Простите, пожалуй­ста, вы не уступите мне место?» На мгновение меня охватил совершеннейший, безотчетный ужас. Но человек тут же поднялся и уступил место. И здесь меня поджидал второй удар. Сев, я почувствовал общую необходимость оправдать эту просьбу сво­им поведением. Я почувствовал, что бледнею, и скорчился так, что едва не уперся лбом в колени. Ролевая игра тут не при чем. Казалось, что я вот-вот отдам концы. Затем третье открытие: как толь­ко я сошел с поезда на следующей станции, напря­жение исчезло без следа.

Данные эксперимента показали, что нарушение правил поведения в обществе обычно вызыва­ет у нас тревогу, которая выступает как сдержи­вающий фактор. Попросить уступить место — казалось бы, сущая ерунда, и все же сделать это было чрезвычайно трудно. Во-вторых, он вы­двигает на первый план могущественную необ­ходимость оправдать свою просьбу, прикинув-

шись больным или усталым. Должен подчерк­нуть, что дело не в притворстве, мы действуем так, подчиняясь логике общественных отноше­ний. Наконец, тот факт, что все эти сильные чувства порождались конкретной ситуацией и не выходили за ее рамки, демонстрирует, насколь-

ко сильна ситуационная обусловленность чело­веческих переживаний и поведения. Я ощутил облегчение и вернулся в нормальное состояние моментально, как только сошел с поезда. Источник: Милграм С. Эксперимент в социаль­ной психологии. СПб., 2000. С. 13.

' ReissI.L. The Family System. N.Y., 1971.

эссенция культурных ценностей, массовых верований и идеалов, нормы — всего лишь практические инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями может быть противоречие? Если такое слу­чается, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.

Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль об­щества — предписания того, что такое правильное и неправильное поведе­ние в соответствии с провозглашенными нормами. Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни. Когда нормы со­гласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперниче­ство и конфликты. Гипотеза Рейсе о том, что сегодня формируется «новая сексуальная мораль», всего лишь попытка привести к единому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков и ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласова­ны. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетво­рения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа. В традици­онном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсемест­но, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к любовным по­хождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда ту приглашали в гости. Но времена меняются, и современная Япония отходит от норм традиционной культуры.

НОРМЫ И ИХ СОБЛЮДЕНИЕ

Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все чело­веческое поведение — прежде всего результат научения. Мы с детства обу­чаемся правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нор­мам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем им.

Нормы— правила, регулирующие человеческое поведение. Они указыва­ют, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они ока­зываются как бы картой или схемой культурной жизни. Тротуары, улицы и дорожные знаки — метки культурного пространства — служат своеобразны­ми сигналами, которые предупреждают нас об опасности и направляют наше движение в нужную сторону.

Социокультурная норма — это правило, образец, стандарт должного по­ведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма является глав­ным способом регуляции поведения людей.

Совокупность таких норм образует соционормативную систему(рис. 28). Основными типами нормативных систем выступают обычай, мораль, рели­гия, право.

Нормативная система предписывала членам традиционного сообщества по­рядок и характер их действий. Это могло выражаться внешне мягко, скажем, в форме мифов и преданий о героях. «Если человек умер, его младший брат дол­жен жениться на его женах, чтобы они не могли стать женами человека из друго­го племени. Чтобы сохранить людей, нужно сохранить скот, и люди смогут на­следовать скот и не будут страдать от голода», — наставлял зулусский миф об Ункулункулу. Позднее, когда культура выработала развитый правовой регулятор и записала его положения в виде законов и уставов, «решетку» их конструкций крепили с помощью таких жестких слов, как «обязан», «должен», «не вправе».

Рис. 29. Соционормативная система напоминает жесткую кристаллическую решетку,

про помощи которой общество, с одной стороны, ограничивает поведение людей,

а с другой пытается ими управлять (а. Ь, с элементы такой системы)

В социологии нормы иногда подразделяют на социальные и культурные. Однако большинство исследователей вполне справедливо полагают, что меж­ду ними не существует принципиальных различий, поэтому их можно рас­сматривать как некое единство — социокультурный статус, двумя гранями которого выступают социальные и культурные нормы.

Социальные нормы— это предписания, требования, пожелания и ожида­ния соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они регу­лируют поведение людей путем дозволения — указания на варианты поведе­ния, которые не запрещены, желательны, но не обязательны, предписания — указания на требуемые действия и запрета. Дозволение — предписания — ука­зания на действия, которые не следует совершать. Норма характеризует эти действия как общественно вредные, плохие, несправедливые.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — молодежных тусовках, компании дру­зей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах. Они относятся к так на­зываемым групповым привычкам. К примеру, американский социолог Эл­тон Мэйо обнаружил нормы, которые применяли по отношению к нович­кам, принятым в бригаду, старшие товарищи, в частности «не держись со

своими официально», «не говори начальству то, что может навредить членам группы». Другие нормы возникают и существуют в больших группах или обществе в целом и называются «общие правила». Большой социальной груп­пе, будь то народ, профессиональное сообщество или молодежная группа, присущи такие правила, а кроме них, свои манеры, обычаи и этикет.

Социальные нормы одновременно похожи и вместе с тем сильно отличают­ся от законов природы и религиозных заповедей. С законами природы соци­альные нормы, в частности юридические законы, роднит неизбежность или обязательность исполнения. Закон всемирного тяготения заставляет яблоко падать на землю с той же непреложностью, что и закон, предписывающий по­жизненное заключение для преступника, совершившего умышленное убийство. Различие между ними в том, что: а) от карающего меча правосудия можно все-таки уйти, а от законов природы — никог­да; б) юридическим законам человек под­чиняется добровольно — после того, как выбрал гражданство и признал правомоч­ность над собой конституции данной страны, а природным законам тела сле­дуют безо всякой свободы выбора.

Существуют сходство и различия также между социальными нормами и религиозными заповедями. Сходство выражается уже в самой природе — обе системы являются творением человека. Правда, социальные нормы в форме юридических законов закреплены в конституции и соответствующем своде законов, а религиозные заповеди освящены Богом (если брать в пример хри­стианство). Какой гарант сильнее — государство или Бог, — надо еще посмот­реть. Большинство людей не слушает и того, и другого.

Нарушая юридические законы, люди боятся попасть в тюрьму. Это впол­не реальная угроза провести годы вдали от благ цивилизации, снизить свой статус и имидж в глазах значимых других, получить негативный ярлык и после выхода на свободу стать либо аутсайдером, либо маргиналом.

Нарушая религиозные заповеди, люди боятся непрощения грехов после смерти. Это ирреальная угроза, но страх перед таинственным действует под­час не менее сильно, чем реальное заточение. Попасть в чистилище или сго­реть в аду — это перспектива, не имеющая конца. Тому, кто попал сюда, об­ратного хода нет. У Бога нет сроков, нет дат и нет конца.

Религиозные заповеди предполагают подчинение своей воли нравственным императивам, предписанным Богом. Тем они и отличаются от юридических законов, выполнять которые человек обязан независимо оттого, нравится ему этот закон или нет. Подставить щеку — это личный выбор каждого человека, причем выбор, чреватый, возможно, трагическими последствиями. Жертвен­ность во имя чего-то высшего, самопожертвование и добровольность — это именно те свойства, которых нет ни у законов природы, ни у социальных норм. Законы природы вообще не оставляют выбора, а решение соблюдать (или не соблюдать) социальные нормы диктуют зачастую интерес и выгода: если инди­виду выгодно не нарушать закон, он будет законопослушным, невыгодно — он нарушит и попытается обелить себя, солгав судьям, подкупив свидетелей и т.п. При выполнении религиозных заповедей нельзя ни солгать, ни подкупить. Потому, видимо, они так трудны для исполнения. Подавляющее большин-

ство землян, независимо от страны проживания, исповедуемой веры и раз­деляемой культуры так или иначе, в большей или меньшей мере, нарушают религиозные заповеди. Грешат и каются, потом снова грешат, и им снова отпускают грехи после искреннего раскаяния. Всепрощение ослабляет нрав­ственную дисциплину. Небесная кара не страшна, если ее как-либо удается избежать еще на земле. Лишь единицы понимают, что самая страшная кара ожидает нас не на небесах, а в собственной душе.

Рис. 30. Современное общество переобременено законами, нормами, кодексами

Современное общество, переобремененное множеством законов, подза­конных актов, указов, инструкций и нормативных документов, в которых разбираются только специалисты, и то каждый в своей узкой области, обла­дает, во-первых, гетерогенным, во-вторых, искривленным пространством. Кривизну ему придают: запутанность и противоречивость законов, их неис­полнение со стороны государства и самих граждан, необходимость социаль­ной системы давать своим членам больший люфт и маневр действий.

Юридические нормы и религиозные заповеди соблюдают почти одни и те же слои общества, как и нарушают их сходные между собой группы населе­ния. Атеисты не верят в Бога и данные им заповеди. Маргиналы и аутсайде­ры, находящиеся на социальном дне, не получившие достойного воспита­ния, выросшие в неблагополучной среде, не верят обществу, не признают его ценностей и постоянно пополняют ряды нарушителей.

Законо- и религиознопослушной частью населения обычно выступает ин­теллигенция (социологи еще добавили бы «средний класс»), получившая до­стойное воспитание, выросшая в благополучной среде, разделяющая ценно­сти общества и религиозные ценности. Если в какой-то стране численность

среднего класса составляет 60 или 80% населения, то уровень его стабильно­сти выше, чем в той стране, где доля среднего класса и, соответственно, доля интеллигенции не превышают 15—20%.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — предписания, требования, пожела­ния и ожидания соответствующего (общественно одобряемою) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), пред­писывающие, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизыва­ют всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обыч­но ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили свой статус и не пре­вратились в общественные.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона, культурные нормы сразу становились ценнос­тями особо почитаемыми представлениями о том, как должен быть уст­роен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности обере­гаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полага­лись всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля, который дей­ствует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их на­рушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

В разных культурах различаются даже представления о расстоянии, на ко­тором следует вести беседу. Североамериканец не терпит, чтобы до него дот­рагивались и отступает от собеседника, тогда как латиноамериканцам надо подойти достаточно близко, чтобы заговорить. Так, для канадца удобное рас­стояние при разговоре 75 см, а для аргентинца это слишком далеко, и он мо­жет подумать, что американец, с которым он разговаривает, держится холод­но и отчужденно. Таковы этические критерииобщения.

Весьма существенно различаются эстетические нормы,представления о прекрасном. Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не оставалось верти­кального лба: профиль оказывался чуть ли не горизонтальным. У инков го­лова делилась как бы на две части, связанные перемычкой: они перетягива­ли череп младенца специальной повязкой. В Африке еще сохранился обы­чай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI в. было популярным вытягивание носов.

Люди отличаются друг от друга и тем, что и как они могут съесть. Для муж­чин и женщин, для детей и взрослых выработаны разные правила поведения и пищевые табу. Только женщины, толстяки и богатые знают, что такое ди­ета. Бедняки зачастую недоедают, потому им не знакомы культурные нор­мы ограничения в приеме пищи. Иностранцы не всегда с удовольствием едят то, от чего приходят в восторг местные жители. Однако раскрыть свое не­удовольствие означает проявить неуважение к хозяевам.

Всевозможные культурные практикипризваны помочь человеку достичь установленных норм и идеалов. Физкультура и спорт, аэробика, лечебная

гимнастика, массажные кабинеты, салоны красоты и т.п., ставшие в совре­менном обществе настоящей индустрией, позволяют желающим избавиться от лишнего веса, курения, гиподинамии, поддерживать приятный цвет лица, спортивную форму и здоровье. В большинстве европейских стран и США здоровый образ жизни возведен в своеобразный культ, который буквально навязывают населению.

Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов. К при­меру, в штате Миссури (США) пожарным не разрешается ходить по улицам

в нижнем белье. В штате Индиана чело­век, поевший лука, не имеет права в те­чение двух часов после этого пользо­ваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремно­го заключения запрещается строить гримасы из окна автобуса. В Калифор­нии нельзя купить мышеловку, не полу­чив разрешения в полиции. Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях —разре­шениеи запрещение.Это не значит, что каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать. Куль­турные нормы суть не только разрешение на одобряемые поступки, но и зап­рещение совершать неодобряемые действия. В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. Например, шариат запрещает мужчинам носить золотые украшения, хотя в христианстве это вполне допускается.

Православная церковь запрещает употреблять в пищу во время поста ско­ромное и настоятельно рекомендует воздерживаться от исполнения супружес­ких обязанностей. А поскольку интимные отношения вне брака церковь от­вергает вообще, то половая жизнь оказывается под запретом. Кроме того, в православии лежит запрет на чертыхании и произнесении имени Господа всуе. Практика не выявила, какой вид норм — разрешающих или запрещаю­щих — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются рав­нодушными к всевозможным призывам и советам, иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Иначе говоря, культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать.

Чем древнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количество культурных норм и традиций обнаруживается в этом об­ществе. К древнейшим культурам мира принято относить Индию и Китай. В Китае культурные нормы пропитали все поры общества, поэтому здесь в норму и соответствующую ей ценность возводятся такие явления, которые в других странах никак не нормированы, например существуют нормы детно-сти, сыновней почтительности, предпочтения сыновей и наследования по мужской линии, проживания поблизости от родных, недопущения повтор­ного брака вдов у зажиточных людей, наконец, культ предков.

СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ

Социальные нормы (нравственные, религиозные, правовые) регулируют социальные отношения, т.е. отношения междулюдьми и социальными груп­пами. В этом их отличие от других норм, например технических, которые ус­танавливают правила обращения с материальными объектами. Но и некото­рые технические нормы могут приобретать социальное значение (правила техники безопасности).

Любая социальная норма имеет определенную (трехчленную) логическую структуру. Эта структура проще всего выявляется в правовых нормах как наиболее формализованных. В структуру нормы входят гипотеза, диспози­ция и санкция.

♦ В гипотезе говорится о круге лиц, являющихся адресатом нормы, и об­стоятельствах, выступающих условием ее реализации. Очень часто в формулировке нормы гипотеза опускается, поскольку круг лиц и об­стоятельств или представляется самоочевидным, или вытекает из об­щих принципов нормативной системы.

♦ В диспозиции описывается собственно правило поведения, говорится о правах и обязанностях субъекта, причем правоспособного и дееспособ­ного. Субъективное право определяет границы возможного поведения, а обязанность — должного.

♦ В санкции указываются меры воздействия на субъекта, реализующего норму.

В социальных нормах используются три основных способа(метода) соци­ального регулирования и контроля:

1)дозволение указывает на варианты поведения, которые не запрещены (разрешены). Это наиболее мягкий способ контроля;

2)предписаниеуказывасг на определенные, обязательные варианты поведения;

3)запрет указывает на варианты поведения, которые запрещены, но ни­чего не говорит о вариантах разрешенного поведения.

Соответственно, все нормы по способу контроля можно разделить на три группы:

1) дозволяющие (управомочивающие) представляют определенные права, например право на отдых;

2) обязывающие (предписывающие) налагают определенные обязанности, например обязанность взрослых детей по содержанию престарелых родителей;

3) запрещающие устанавливают запрет на совершение какого-либо конк­ретного действия (бездействия), например на хищение чужого имущества.

Социальная норма характеризуется такими свойствами, как социальная обусловленность, или общественная полезность; обязательность; реализуе­мость в поведении.

Социальная обусловленностьнормы означает ее производность (но не про­извольность) от характера социальных условий. Всякая норма устанавлива­ется потому, что она отвечает каким-то общественным потребностям, она по­лезна, выгодна для интересов какой-либо социальной группы (или общества в целом). Но интересы группы меняются, то, что выгодно для одной соци­альной группы, невыгодно для другой. Норма, теряющая свою полезность,

отмирает. Поэтому социальные нормы исторически изменчивы. Из этого следует, что нормы имеют не абсолютный характер, а относительный.

Свойство обязательностиотличает норму от других, сходных по форме, велений —пожелания, совета, рекомендации. Без этого свойства норма теряет свои контрольные функции.

Но полезная и необходимая норма будет эффективной в плане социаль­ного контроля только в том случае, если она реализуется в поведении людей.Норма — это идеальный образец поведения, а не само реальное поведение. Эффективность социального контроля определяется степенью реализации норм в поведении людей. Наибольшая эффективность проявляется в привыч­ном поведении: привычка умываться по утрам как способ реализации санитар­но-гигиенических норм предпочти­тельнее, чем умывание из желания по­ощрения или страха перед наказанием. Существуют три основные формы реализации социальных норм:

1) использование нормы заключается в осуществлении (или неосуществлении) субъективных прав, предоставляемых нормой. Человек может вступить или не вступить в политическую партию, тем самым он волен использовать (или не использовать) свое право на учас­тие в общественных объединениях;

2) исполнение нормы заключается в осуществлении субъектом обязаннос­тей, возлагаемых на него нормой. Например, наемный работник обязан вы­полнять условия контракта или коллективного договора с работодателем;

3) соблюдение нормы заключается в воздержании от действия, запрещен­ного нормой. Например, гражданин не приобретает, не хранит и не носиторужия, запрещенного законом.

В тех случаях, когда правовая норма не используется, не исполняется или не соблюдается, вступает в действие особая форма реализации — применение нор­мы.Здесь норма реализуется путем вмешательства государственного органа или должностного лица (приговор суда, взимание штрафа за безбилетный проезд).

Нормы в зависимости от сущности установившего их (и контролирующе­го) социального института и характера санкций делятся на формальными не­формальные.

Формальные нормы — это писаные нормы, они текстуально закреплены; их установление и отмена связаны с определенной установленной процедурой; они, как правило, имеют ясно обозначенные санкции; применяют санкции уполномоченные на то органы и должностные лица. Неформальные нормы таких ограничений не знают2.

Социокультурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

♦ являются обязанностями и указывают меру необходимости в человечес­ких поступках;

♦ служат ожиданиями в отношении будущего поступка;

♦ контролируют отклоняющееся поведение;

♦ выступают образцами, эталонами поведения.

2 Подробнее см.: Курганов СИ., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 117-130.

Рассмотрим первые две функции (третья рассматривается в главе о соци­ализации, а четвертая описывалась в начале данной главы).

С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому (или другим) лицу. Запрещая курить в учреждениях, администра­ция накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и коллегами. Следовательно, нор­мы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.

С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную нор­му человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, — по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При на­рушении правила возникает беспорядок. Стало быть, нормы формируют сис­тему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направ­ленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

В некоторых обществах женщины и дети не садятся за один стол со взрос­лыми мужчинами и принимают пищу после них. Здесь ожидают, что жен­щина будет есть последней и очень мало. В одних обществах женщина при­служивает мужчинам за столом, а в других эти обязанности делят между со­бой муж и жена. Во всех обществах за столом хозяева прислуживают гостям, а не наоборот. В ресторане с меню первой обычно знакомится женщина.

Рис. 31. В некоторых обществах домашние обязанности делят между собой муж и жена

Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

♦ как стандарты поведения (обязанности, правила) или

♦ как ожидания поведения (реакция других людей).

Зашита чести и достоинства членов семьи — обязанность каждого мужчи­ны. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стан­дарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подоб­ная норма ценится очень высоко, а отступление от нее строго карается. То же можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, но позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т.д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются пись­менно и составляют своды бесчисленных кодексов чести: дворянина, саму­рая, рыцаря и т.п. Другие закрепляются в устном предании народа и переда­ются из поколения в поколение через рассказы и обучение.

С древнейших времен человечество нормировало, кажется, все, что растет, двигается, умирает, вступает в брак, переезжает, ест, лежит и т.д. Существо­вали нормы на то, как надо одеваться, ходить, какой длины должны быть ногти и шея, какой формы — голова, шляпка, галстук. Маникюр сегодня — элемент моды, а в древности длинные ногти свидетельствовали о том, что их облада­тель не занимался физическим трудом; это отвечало существовавшим нормам и традициям. В Древнем Китае специально отращивали ногти, которые слу­жили признаком благородного происхождения.

У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались — для роста шеи — положить его так,

Врезка

Кодекс чести самурая

Примером тщательно разработанного кодекса чести служит бусидо — неписаный норматив по­ведения японского воина-самурая, представляв­ший собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо кодифицировалось в единую систему этических принципов прибли­зительно в XVI в. Бусидо, первоначально трак­товавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится еще и как «долг», «мораль», что имеет соответ­ствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой эти­ческой нормой (дао-дэ). Таким образом, буси­до — это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс. Основные поло­жения и принципы бусидо развивались из поко­ления в поколение в течение длительного вре­мени. Бусидо как специфическая мораль воин­ского сословия представляло собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определен­ных нравственных качеств и отношений. Буси-

до сформировалось в феодальном обществе и касалось отношения самураев к своему кругу людей, определенному классу, государству в целом. Впитав в себя положения различных ре­лигиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма— национальной религии японцев), бусидо превратилось в моральный кодекс вои­нов, одновременно выполняя функции фило­софского знания и этического учения. Из дзен-буддизма бусидо восприняло идею строгого самоконтроля. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В не­посредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смер­ти. Из конфуцианства идеология самураев вос­приняла прежде всего конфуцианские требова­ния о «верности долгу», послушании своему гос­подину, а также требования, касающиеся морального совершенствования личности. Кон­фуцианство способствовало возникновению в среде самураев и в их идеологии презрения к производительному труду, в частности к труду крестьян. Являясь неразрывной частью восточ­ной философии, бусидо приняло характер прак­тического нравоучения. Самураи считали его

чтобы голова оказалась ниже плеч, а некоторые африканские племена доби­вались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почи­тались за образец только у европейцев, например древние греки специально выпрямляли ноги, а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли более 8-10 см. У древних майя ново­рожденной девочке ко лбу и затылку на несколько дней привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским и вдавленным. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала ко­соглазой. Таковы были стандарты прекрасного у майя.

У некоторых народов нормировался даже цвет кожи. Так, в вождествах(первобытных общинах, находящихся на зрелой фазе развития) предводите­лем племени мог быть избран только человек с красивой и гладкой кожей со­ответствующего цвета. »

В какие-то эпохи строго нормировались мастерство и поведение оратора. В одних обществах это личное дело каждого, в других ораторское мастерство помогало занять высокие политические посты, а в древнем обществе оно слу­жило неизменным требованием к тем, кто решил стать вождем или жрецом.

КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ

Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, напри­мер по сфере применения в малой или большой социальной группе. Соот­ветственно различают два типа норм. Нормы первого типа возникают и су-

методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидо призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном об­ществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивида, его



2016-01-26 1132 Обсуждений (0)
С. Милграм Эксперимент в метро 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С. Милграм Эксперимент в метро

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)