Изменения звуков речи
1)Аккомодация -частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков в потоке речи; По направлению влияния различают: а) прогрессивную аккомодацию, в процессе которой наблюдается приспособление в результате рекурсии предыдущего звука на экскурсию последующего. б) регрессивную аккомодацию – приспособление в результате влияния экскурсии последующего звука на рекурсию предыдущего. 2)Ассимиляция -артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи (между гласными – вокалическая А:́; между согласными – консонантическая А·); а) по направлению влияния выделяют прогрессивную ассимиляцию – уподобление в результате влияния рекурсии предыдущего звука на экскурсию последующего (в словахзакончить, мастер, происходит уподобление по твердости/мягкости; в словах просьба, лодка, – уподобление по глухости/звонкости); б) по степени уподобления выделяют неполную ассимиляцию – уподобление по отдельным акустико-артикуляционным признакам при сохранении различий (уподобление по глухости/звонкости: молотьба, трубка) и полную ассимиляцию – уподобление звуков по всем акустико-артикуляционным признакам (сжечь, отдать); в) по расстоянию между звуками выделяют контактную ассимиляцию – уподобление смежных звуков (ложка) и дистантную (дистактную) ассимиляцию – уподобление звуков на расстоянии (в рус. просторечии хулюган вм.: хулиган); 3)Диссимиляция -артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи, утрата ими общих признаков (между гласными – вокалическая Д., между согласными – консонантическая Д.); а) по направлению влияния выделяют прогрессивную диссимиляцию – расподобление в результате влияния рекурсии предыдущего звука на экскурсию последующего (расподобление по глухости/звонкости: прост. асвальт из асфальт) и регрессивную диссимиляцию – расподобление в результате влияния экскурсии последующего звука на рекурсию предыдущего (расподобление по способу образования верблюд из велблюд) б) по расстоянию между звуками: контактная диссимиляция – расподобление смежных звуков (расподобление по месту образования: прост. бонба из лит. бомба) идистантная (дистактная) диссимиляция– расподобление звуков на расстоянии (расподобление по способу образования: прост. пролубь вм. лит. прорубь); 4)Диэреза (выкидка) – выпадение звуков: [пра́зн’ик]. Разновидность диэрезы – гаплология – выпадение одного из одинаковых или подобных слогов: знаменосец вм.знаменоносец; 5)Эпентеза - вставка звуков (радиво вм. радио); разновидность эпентезы – протеза – вставка звуков в начале слова: восемь из др.-русск. осьмь; 6)Метатеза - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова; по расстоянию между звуками выделяются: а) контактная метатеза – перестановка смежных звуков: рус. мрамор из лат. marmor; б) дистантная метатеза – перестановка звуков на расстоянии: расстановка звуков на расстоянии: рус. футляр от нем. Futteral. Ударение. Просодия – характеристики звуков, которые накладываются на звуковую цепочку. Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта. Типы ударения:
Функции ударения: 1. Кульминативная - оформление слова: ударный слог подчиняет себе безударные. 2. Дистинктивная - различение слов и форм слова. 3. Делимитативная - обозначение границ между словами. Интонация. Элементы интонации: 1. Тон(мелодика) – главный элемент во всех языках, кроме тоновых : в разных частях высказывания тон может повышаться, понижаться или оставаться ровным. 2. Длительность: гласные (и согласные) могут растягиваться и т.п. (ср. «московскую» интонацию). 3. Темп: замедляется на важных фрагментах и т.п. 4. Интенсивность :одни части предложения произносятся громче и выразительнее, а другие – приглушенно. 5. Тембр(окраска голоса): голос может становиться более низким, «скрипучим» и т.п.: Да, сейчас. – Ага, щщаааас. 6. Паузы(включаются не всеми исследователями): Казнить нельзя помиловать. Функции интонации: 1. Оформление высказывания. Ср. Карл, у, Клары, украл, кораллы. – Карл у Клары украл кораллы. 2. Обозначение коммуникативной цели высказывания (утверждение, вопрос) и т.п. 3. Выделение новой информации. Пример – 4 варианта: Карл у Клары украл кораллы. 4. Отражение грамматической структуры предложения (см. «Паузы»). 5. Выражение эмоций и отношения. Интонация даже может изменить смысл высказывания на противоположный (см. «Тембр»).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |