Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Охрана природной среды при содержании и ремонте автомобильных дорог



2016-01-26 1367 Обсуждений (0)
Охрана природной среды при содержании и ремонте автомобильных дорог 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным способом эксплуатации автомобильных дорог яв­ляется передвижение транспортных потоков, что вызывает основ­ные виды загрязнения окружающей среды.

Нарушение технико-эксплуатационных характеристик ав­томобильных дорог ведет к росту всех экологически нормирован­ных параметров и вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому в процессе эксплуатации автомобильная дорога требует регулярных ремонтно-профилактических мероприятий. В их число входит проведение работ по содержанию дорог, текущему, среднему и капитальному ремонтам.

При выполнении работ по ремонту и содержанию автомо­бильных дорог дорожно-эксплуатационные организации обязаны постоянно учитывать требования охраны природной среды и ог­раничивать отрицательное воздействие технологических процес­сов на землю, воду и воздух.

Дорожная служба должна обеспечивать:

· сохранение или улучшение существующего ландшафта;

· защиту почв и растительности;

· повышение устойчивости земляного полотна на оползне­вых участках;

· создание благоприятных условий для последующего ис­пользования временно выделяемых земель под дорожно-ремонтные работы;

· защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыли­вающими, противогололедными и другими химическими веще­ствами;

· выполнение мероприятий по предупреждению загрязне­ния воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли;

· защиту от шума и вибрации.

Ответственность за соблюдение установленных правил и требований по охране окружающей среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов несут руководители выполняе­мых работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и до­рожных сооружений.

При планировании, составлении проектно-сметной докумен­тации на выполнение работ по содержанию, ремонту и реконст­рукции автомобильных дорог должны предусматриваться мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и ис­пользованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйст­венных угодий, сохранению плодородного слоя почв, предотвра­щению загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также по предупреждению возможности возникновения отрица­тельных геологических и гидрологических явлений, эстетическо­го ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения ус­ловий существования животных, птиц и растительности.

Для проведения дорожно-ремонтных работ должны по воз­можности использоваться земли несельскохозяйственного назна­чения или сельскохозяйственные угодья низкого качества; земли, занятые кустарником иди мелколесьем неценных пород. При не­обходимости использования ценных земель принятые решения должны обосновываться технико-экономическим расчетом и срав­нением возможных вариантов.

В настоящее время пересматривается отношение к болотам, которые являются естественными природными аккумуляторами пресной воды. В США, например, болота являются охраняемой законом природной зоной.

Увеличение радиусов кривых в плане, смягчение продоль­ных уклонов дороги необходимо осуществлять без нарушения ландшафта, не вызывая эрозии почв, развития оврагообразования, применяя водоотвод в придорожной полосе и при строгом соблю­дении требований земельного законодательства.

Затраты на рекультивацию земель по восстановлению их плодородия, а также снятия плодородного слоя почвы, хранение и нанесение его на рекультивируемые земли или малопродуктив­ные угодья при капитальном ремонте автомобильных дорог и до­рожных сооружений относятся на стоимость этих объектов, а при разработке нерудных месторождений (карьеров) — на себестои­мость продукции предприятия.

Работы по рекультивации земель должны начинаться в пе­риод реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги и заканчиваться не позднее чем через 1 год после их окон­чания.

Рекультивация нарушенных земель проводится, как прави­ло, за два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает: подготовку поверхности для производства основных работ (отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов); снятие растительного слоя, транспортирование его и ук­ладка в штабеля для хранения; разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации, транспортирование и укладка их в штабеля; планировка отработанных площадей и формирование откосов; распределение ранее снятого растительно­го грунта на спланированную поверхность.

Биологический этап рекультивации заключается в восста­новлении плодородия нарушенных земель, создании растительно­го покрова, возобновлении фауны. При биологической рекульти­вации земель для сельскохозяйственных целей производят внесе­ние удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия.

Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разде­лов, входящих в состав проекта на ремонт дороги, или отдельных проектов рекультивации.

При ремонте автомобильных дорог должны быть приняты мероприятия по сохранению и предупреждению загрязнения во­доемов, рек и грунтовых вод.

При прохождении дороги вблизи населенных пунктов, зон отдыха, больничных комплексов необходимо устраивать шумозащитные экраны, барьеры и другие сооружения.

Для снижения загазованности территорий населенных пунктов, прилегающих к существующим автомобильным дорогам, проводят мероприятия по обеспечению проветриваемости дорог, равномерности движения автомобилей, устройству различных экранов.

С целью защиты окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, бытовыми отходами, горю­че-смазочными и другими материалами рекомендуется:

· предусматривать устройство покрытий, исключающих пылеобразование на участках дорог, проходящих через населен­ные пункты, в непосредственной близости от больниц, санаториев, школ, детских садов, зон отдыха, водоохранных зон, а также по земельным угодьям, где пыль снижает урожайность или каче­ство сельхозпродукции;

· предусматривать устройство достаточного количества площадок для стоянок автомобилей, предъявляя повышенные требования к их санитарно-гигиеническому обустройству и обору­дованию; в пределах водоохранных зон устройство стоянок авто­мобилей запрещено.

Средние величины концентрации пыли в мг/м3 для разных видов покрытия составляют:

щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами 1-3;

щебеночные покрытия из прочных пород, устроенные по методу заклинки 10-20;

гравийные 20-40;

щебеночные из известняков (подобранные смеси) 40-60;

грунтовые улучшенные 60-100;

грунтовые >100.

Грунтовые дороги без покрытий имеют износ поверхности в различных условиях эксплуатации от 5 до 10 см за летний сезон. С каждого километра такой дороги уносится ветром 350-700 м3 пыли ежегодно.

Основными способами обеспыливания автомобильных дорог являются:

· увлажнение водой;

· обработка поверхности дороги жидкими органическими вяжущими материалами (жидкими битумами; тяжелой нефтью; топочным мазутом; вязким битумом; битумной эмульсией);

· распределение по поверхности материалов, сорбирующих влагу из воздуха (КаСl, КСl и др.);

· механизированное обеспыливание.

Наиболее эффективной является механическая очистка до­рожных покрытий. Для этого применяют автомобильные очисти­тели (со щетками различных типов), которые имеют цистерны и поливочные устройства. Но и эти машины не обеспечивают пол­ного удаления мелкой пыли или прилипших к покрытию глини­стых частиц. Тем более они не могут удалить грязь, заполнившую неровности в специально устроенных шероховатых покрытиях. Целесообразно на таких покрытиях применять моющие машины (типа ПМ-10), которые, сметая крупный мусор, одновременно сильной струей воды промывают покрытие.

Поливка покрытия водой сама по себе способствует умень­шению пыли, но эффект поливки недолог (в жаркую погоду не более одного часа). Целесообразнее для поливки применять мор­скую воду, воду из соленых озер и лиманов. Отсутствие источни­ков получения такой воды вынуждает применять для обеспыли­вания покрытий переходного типа гигроскопические соли (на­пример, хлористый кальций), которые, поглощая влагу из возду­ха, продолжительное время удерживают их на покрытии. Расход раствора хлористого кальция при 20-30% концентрации состав­ляет около 0,15-0,25 л на 1 м2. Лучшие результаты дает приме­нение хлористого кальция не в растворе, а в порошке — из расче­та 0,5 кг/м2. Действие хлористого кальция продолжается в тече­ние 1-2 месяцев, поэтому в сухих районах хлористый кальций достаточно применить 2-3 раза за лето. Однако сильные дожди могут смывать раствор с покрытия и поэтому необходима повтор­ная обработка.

Для обеспыливания покрытий также применяют жидкие органические вяжущие атериалы — жидкие битумы, тяжелую нефть, топочный мазут, эмульсии, битумные пасты. Разлив про­изводят по сухому покрытию, очищенному от пыли, в жаркие солнечные дни, в часы наибольшего нагрева солнцем. Разлив вя­жущего производят авто гудронаторам и с наименьшим расходом на 1 м2, которые могут осуществить распределители. Более целе­сообразно для обеспыливания устраивать слои износа, которые придают покрытию беспыльность на более длительные сроки. Слишком короткие въезды и переезды через автомобильную доро­гу с грунтовых дорог приводят к занесению на проезжую часть глинистого грунта, который в сырую погоду создает опасность для движения. Глинистый грунт смывают водой или соскаблива­ют с усовершенствованных покрытий щетками и ножевыми машинами.

Эффективность того или иного способа оценивается продолжительностью действия, стоимостью обработки, техно­логичностью.

На дорогах с интенсивным движением необходима уборка посторонних предметов, попавших на проезжую часть с проез­жающих автомобилей.

В США производят специальную уборку металлических предметов (гаек, гвоздей, болтов), которые могут вызвать повреж­дение шин. Для этого по дороге пропускают грузовые автомобили, на которые укреплены мощные электромагниты, работающие от генератора с двигателем, помещенным в кузове автомобиля. Маг­ниты расположены на высоте 10-20 см над покрытием и могут поднимать предметы весом до 1 кг. Через каждые 10 км магниты освобождают от собранного металлического мусора.

При проведении работ по содержанию автомобильных дорог нельзя допускать ухудшения природной среды на прилегающих территориях из-за применения химических противогололедных и обеспыливающих материалов.

Для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных доро­гах за рубежом, в основном, используют хлористый кальций (СаСl2), хлористый натрий (NaCl) и хлористый магний (МgСl2) в твердом и жидком виде. Иногда используют и другие химические вещества, способные плавить снежно-ледяные отложения.

Применение всех этих веществ существенно влияет на ок­ружающую среду. Происходит засоление прилегающих почв, а также разрушается ткань зеленых растений в результате просачивания рассола в зоны расположения посадок. Вероятность гибели растений снижается по мере удаления от кромки земляного по­лотна. Загрязнение придорожных земель транспортными и до­рожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется долго даже после ликвидации дороги. Загрязнение тяжелыми металлами тра­вяного покрова выявлено в полосе до 100 м в каждую сторону. Максимум получен в 10 м от проезжей части, на расстоянии 50 м концентрация снижается в 1,6-4 раза.

Исследование перед покосом злаковых трав показало сни­жение концентрации на расстоянии 25 м: свинца — в 1,5 раза, меди — в 1,8 раза.

Зеленые насаждения улавливают существенное количество опасных загрязнений (табл. 13). Уход за ними должен включать удаление срезанных ветвей и опавших листьев в отведенные для отходов места.

Таблица 13. Загрязнение придорожных насаждений, мг/кг

Объект исследования Свинец Цинк Кадмий Железо
Ветви ивы 6/4 130/40 0,54/0,34 230/80
Ветви осины 10/5 40/28 0,65/0,32 210/100
Хвоя ели 11/6 64/41 0,33/0,28 235/72

Примечание. В числителе — со стороны дороги, в знамена­теле — с полевой стороны.

 

Сток использующихся в процессе эксплуатации химических веществ загрязняет водоемы.

Твердые хлористые соли, применяемые для борьбы с зимней скользкостью и обеспыливания, рекомендуется хранить в закры­тых складах, имеющих твердые полы и дренажную систему. Ма­териал, поступающий в рыхлом виде, лучше хранить в складах бункерного или силосного типа.

Допускается хранить соли в буртах на специальных пло­щадках с асфальто- или цементобетонным покрытием. По пери­метру площадки устраивают укрепленный ровик для сбора и от­вода воды в водосборный колодец. Бурты соли должны быть ук­рыты полиэтиленовыми тентами.

Растворы солей, природные рассолы, жидкие технические лигносульфаты хранят в стальных или бетонных закрытых резер­вуарах, исключающих попадание материалов в почву и грунтовые воды.

Хранилища гигроскопических материалов и технических лигносульфатов не должны располагаться в водоохранной зоне и ближе 200 м от других источников водоснабжения, уровень мате­риала в хранилище необходимо контролировать 1 раз в неделю; при обнаружении утечек срочно их устранять; состояние храни­лищ проверяют 1 раз в год и фиксируют в специальном журнале.

Для уменьшения отрицательного влияния на почву и при­дорожную растительность противогололедных и обеспыливающих химических веществ необходимо соблюдать следующие правила:

· рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы исключалось попадание материалов за пределы проезжей части и не создавалось помех движению автомобилей;

· строго следить за нормами распределения противоголо­ледных и обеспыливающих веществ;

· в населенных пунктах запрещается производить обеспы­ливание дорог дегтем и солями в мелкодисперсном виде (порошком).

При появлении первых признаков засоления почв вдоль ав­томобильной дороги следует применять гипсование, известкова­ние, промывку почв или другие мероприятия.

Все источники питьевой воды (родники, колодцы и т.д.), расположенные около автомобильных дорог, должны быть благо­устроены с учетом удобного их использования, постоянно под­держиваться в чистоте и порядке. Не реже 1 раза в 2 года произ­водится контроль качества воды.

Лекция №13. Основы экологического права и экономики природопользования

 

Органы государственного управления охраной окружающей среды в Республике Беларусь. Организация природоохранной деятельности в промышленности. Управление экологической деятельностью на транспорте. Экологическая стандартизация и паспортизация. Нормативные документы по охране окружающей среды (стандарты, строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила). Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический аудит. Система государственной отчетности предприятия по охране окружающей среды.

Основы экологического права. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Проблема права собственности в природопользовании. Виды собственности на природные ресурсы (владение, пользование, распоряжение). Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Профессиональная ответственность.

Эколого-экономические проблемы природопользования. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.

Экологическое образование и воспитание. Экологическая культура.

В последние годы наглядно проявилось разрушительное воз­действие человека на окружающую среду. Это воздействие неиз­бежно отрицательно сказывается и на самом человеке. Благодаря усилиям передовых ученых, политиков, деятелей культуры чело­вечеством в основном выработаны важнейшие принципы рацио­нального и гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой. Для реализации этих принципов необходимо правовое обеспечение. Решением этих вопросов и занимается экологическое право.

В любом обществе отношения между людьми, организация­ми в процессе создания, функционирования и развития общества регулируются правовыми нормами. Экологическое право как от­расль права регулирует отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы с целью обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны ок­ружающей среды.

Экологическое право как наука представляет собой систему основополагающих категорий, принципов, выводов, суждений в сфере общественных экологических отношений. Кроме того, она изучает законодательство, правоприменительную практику, про­водит обобщение результатов, отражающих тенденции развития данных отношений.

В экологическом праве как отрасли права закрепляются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и не нарушающие гармоничного равновесия между об­ществом и природой.

Отношения между обществом и природой в области исполь­зования природных ресурсов возникают из-за необходимости обеспечения требований искусственной экологической ниши чело­века, его культурных потребностей. Природоохранные отношения связаны с необходимостью сохранения экологической ниши чело­века и других живых организмов. Природопользование и охрана природы неразрывно связаны между собой и являются двумя сто­ронами одного процесса.

Природопользовательские и природоохранные отношения основаны на отношениях собственности на природные ресурсы. Они также связаны с отношениями по управлению природополь­зованием и природоохранной деятельностью, экономическому и юридическому обеспечению этих отношений и т.д. Например, отношения по использованию лесных ресурсов могут возникнуть при предоставлении их собственником в пользование, владение или аренду юридическим и физическим лицам.

Исторически система правового регулирования отношений общества и природы содержит четыре раздела: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный и экологический. Сле­дует отметить, что главную роль в системе этих отношений всегда выполняло земельное право, т.к. через свои нормы оно выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов. Видимо, первые природоохранные понятия человека выразились в созда­нии всевозможных табу — запретов, ограничений на отлов опре­деленных животных, на пользование дарами лесов, рек и озер.

Система случайных запретов — табу постепенно сменилась довольно стройной и последовательной системой религиозных запретов и ограничений. В священных рощах нельзя было пасти скот, заготавливать дрова, священных животных нельзя было убивать ни при каких обстоятельствах, священные источники надо было беречь и охранять от загрязнения. Каждый из таких объектов имел своего могущественного духа — покровителя, ко­торый мог причинить виновникам различные неприятности (бо­лезни, стихийные бедствия, разорение и т.д.). Например, в Древ­нем Египте обожествляли кошек, которые в то время были прак­тически единственными защитниками запасов зерна от грызунов.

Большое значение для природоохранной деятельности имело становление и распространение христианства. Основы христиан­ства как учения, изложенного в Библии, направлены на сохране­ние и рациональное использование окружающей среды.

Первыми письменными документами по охране окружаю­щей среды, видимо, являются законы вавилонского царя Хамму-рапи, содержащие статьи об охране лесов. Древнейшим охранным документом является декрет о сохранении леса, принятый в 1122 г. до н. э. в Китае. Аналогичный закон в Европе принят более чем через 2,5 тыс. лет (Франция, 1515). В 240 г. до н. э. индийским императором Ашокой изданы эдикты в защиту мно­гих представителей животного мира. Представляют интерес указы об охране туров, изданные в Польше в XI веке. Образцом приро­доохранного законодательного акта является «Ордонанс Людови­ка XIV, короля Франции и Наварры, о водах и лесах, изданный в Сен-Жермен ан-Ле 13 августа 1669 г.»

Глубокие исторические корни имеет охрана природы и в России. В одном из ранних законодательных актов — «Русской правде» Ярослава Мудрого (XI в.) — есть запреты на добычу лебе­дей, бобров, соболей и др. Впервые были установлены заповедные («засечные») леса.

Важная роль в становлении экологического права в России принадлежит Петру I. Он положил начало организованному лесо­водству и лесоразведению. Леса были подразделены на обычные и заповедные. Им были введены строгие указы по охране лесов, источников питьевой воды, пушных зверей и рыбы. За нарушение предусматривались очень строгие меры. Например: «За дуб, буде хоть одно дерево срубит, также и за многую заповедную лесов посечку, учинена будет смертная казнь». При нем была запреще­на свалка мусора и отходов в реки Неву и Москву, а также очи­щены московские Поганые пруды, которые, сейчас называются Чистыми прудами.

Система современного экологического законодательства в России начала создаваться с подписанием 8 ноября 1917 г. декре­та «О земле». Затем были введены декреты «О лесах» (1918), «Об охоте» (1919), «О недрах» (1920). С 1917 по 1924 г. было принято 324 природоохранных декрета, которые основывались на общего­сударственной собственности на все природные ресурсы.

Первый заповедник в России создан в 1910 г. на острове Вайка (Эстония). В 1912 г. на острове Морисцала в Западной Лат­вии был учрежден резерват, обладающий статусом заповедника. Затем, в 1916 г. основаны два крупных заповедника: Баргузинский (побережье озера Байкал) и Кедровая Падь (Приморский край), в 1920 г. был создан Ильменский заповедник (окрестности г. В. Новгород).

Система экологического права в Республике Беларусь бази­руется на Конституции, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы, Декреты и Указы Президента и другие нормативные до­кументы издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В качестве источников экологического пра­ва наиболее важное значение имеют следующие конституционные нормы.

В соответствии со ст.9 Конституции территория Республики Беларусь является естественным условием и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета страны. Эта норма юридически защищает приоритет экологических интересов народа страны в месте жительства, оп­ределяет территорию как основу его жизнедеятельности.

В Конституции закреплено (ст. 13), что недра, вода и леса составляют исключительную собственность государства. В собст­венности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Наибольшее значение, как источник экологического права, имеет ст. 46 Конституции, устанавливающая право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, при­чиненного нарушением этого права. Данная конституционная норма определяет, что государство осуществляет контроль за ра­циональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни и восстановления окружающей сре­ды. При этом в соответствии со ст. 34 Конституции гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, досто­верной информации о состоянии окружающей среды. Конститу­ция Республики Беларусь устанавливает также и обязанности каждого гражданина в данной области. Так установлено, что ох­рана природной среды — долг каждого.

Рассмотренные конституционные нормы являются основой для законов и подзаконных актов в данной области.

В ноябре 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями от 29 января 1993 г.), который заложил основы прогрессивного развития экологического права на современном этапе развития страны.Данный закон является главен­ствующим в системе экологического законодательства и определя­ет основные задачи природоохранной деятельности.

Представляет собой комплексный нормативный акт, который призван обеспечить основы устойчивого экономического и социального развития государства, защиту прав человека на окружающую среду для его жизни и здоровья, а также определить правовые и экономические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Регулирует природоохранные отношения, объектом которых является окружающая среда как единый природно-ресурсный комплекс естественного происхождения. В нем определяются: объекты правовой охраны; задачи и основные принципы охраны окружающей среды; права и обязанности граждан и общественных объединений в этой области; компетенция органов государственной власти и управления; экономический механизм природопользования; общее и специальное природопользование; наблюдение и учет в области окружающей среды; нормативно-техническое и метрологическое обеспечение охраны окружающей среды; экологическая экспертиза и ее виды; система экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; характеристика зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; понятие особо охраняемых природных объектов и территорий; система контроля и надзора в области охраны окружающей среды; система экологического просвещения, образования и воспитания; меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства; порядок разрешения экологических споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Наряду с Законом «Об охране окружающей среды» в РБ действуют четыре кодекса, определяющие порядок и усло­вия использования и охраны объектов природной среды: Лесной кодекс РБ, Кодекс РБ о земле, Ко­декс РБ о недрах и Водный кодекс.

Лесной кодекс (от 14 июля 2000 г.) Содержит основные положения правовой охраны и защиты лесов РБ. Регулирует общественные отношения в области использования и охраны лесов. Предусматривает, что леса являются государственной собственностью и предоставляются только в поль­зование. Действия в прямой или скрытой форме, нарушающие это право, запрещаются. Им определяется право лесопользования как совокупность правовых норм, устанавливающих условия и поря­док многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении лесной продукции, использова­ния иных полезных свойств леса и обеспечения охраны лесов.

В Кодексе понятие леса связано с понятием лесного фонда. В его включены леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса заповедников и колхозные леса. Земли, занятые лесами, считают­ся землями государственного лесного фонда.

К ним в первую очередь относятся земли, покрытые лесом. Кроме того, сюда относятся земли, не покрытые лесом, но пред­назначенные для нужд лесного хозяйства (вырубки, гари, болота, дороги, сенокосы и т.д.). К лесам не относятся отдельные деревья, группы деревьев и кустарников на землях сельскохозяйственного назначения, защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов, озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках.

В основу построения лесного законодательства положен принцип неистощаемого использования лесов. Обеспечение этого принципа осуществляется путем выполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов расчетной лесосе­ки. В соответствии с хозяйственным значением лесов, их место­расположения и выполняемыми экологическими функциями все леса подразделяются на две группы. К первой группе относятся леса, выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий и заповедного фонда. Здесь запрещается промышленная заготовка леса и допускаются только вырубки для ухода за лесом (санитарные вырубки). Вторая группа - это леса районов с высокой плотностью населения и ограниченными экс­плуатационными возможностями, а также с недостаточными лес­ными ресурсами. Допускается заготовка древесины в пределах расчетной лесосеки.

Извлечение полезных свойств леса осуществляется путем лесопользования, а именно:

а) заготовка древесины;

б) заготовка живицы;

в) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты и т.п.);

г) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор и заготовка орехов, грибов, лекарственных растений и др.);

д) пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства;

е) пользование лесом в культурно-оздоровительных целях.

За невыполнение обязательных мероприятий по охране, восстановлению и улучшению лесов, за нарушение порядка использования и охраны леса предусмотрено прекращение права лесо­пользования.

Основным нормативным актом, регулирующим земельные отношения в Республике Беларусь, является Кодекс о земле(от 4 января 1999 г.). В правовом смысле земля это поверхность, охватывающая пло­дородный слой почвы. В экологическом понимании земля обеспе­чивает взаимосвязь живой и неживой природы путем круговорота вещества в литосфере.

Земля — это особая ценность для человечества, обладающая исключительными, только ей присущими свойствами. Она не яв­ляется продуктом человеческого труда, не может быть перенесена в другое место. Земная поверхность ограничена и не может быть существенно увеличена людьми в зависимости от их потребно­стей. Земля — это единственное место обитания всех людей, базис значительного числа экосистем. Оценка земли в денежном исчис­лении не соответствует ее действительной стоимости, т.к., явля­ясь общечеловеческим достоянием, земля бесценна.

В соответствии с данным Кодексом все земли, образующие государственный земельный фонд, подразделяются на семь кате­горий:

1. сельскохозяйственного назначения;

2. населенных пунктов;

3. промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначе­ния;

4. особо охраняемые земли - природоохранного, оздоровительного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения;

5. лесного фонда;

6. водного фонда;

7. земли запаса.

Особую категорию составляют особо охраняемые земли. К ним относятся земли природоохранного, рекреационного и исто­рико-культурного назначения. Они призваны поддерживать необ­ходимый для жизнедеятельности человека уровень и качество природной среды. На данных землях запрещена деятельность, противоречащая их целевому назначению.

В Кодексе о земле предусмотрена система правовых, органи­зационных, экономических и других мероприятий, направленных на обеспечение охраны земель.

Одной из первооснов существования цивилизации является использование полезных ископаемых. Без этого невозможно раз­витие энергетики, транспорта, строительства, промышленности. Использование недр неизбежно приводит к изменениям верхней части литосферы. Эти изменения оказывают существенное влия­ние на экологическую обстановку не только в районах добычи, но и на биосферу в целом, т.к. через верхние слои литосферы проис­ходит круговорот веществ и обмен энергией с тропосферой и гид­росферой. Поэтому вопросы правовой охраны литосферы играют в настоящее время важнейшую роль.

Основным законодательным актом, регулирующим отноше­ния, возникающие в связи с геологическим изучением, пользова­нием и охраной недр Беларуси, является Кодекс о недрах(от 15 декабря 1997 г.).

В соответствии с данным Кодексом, недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, допустимых для геологи­ческого изучения и освоения.

Основным богатством недр являются полезные ископае­мые — твердые, жидкие и газообразные образования земной ко­ры, используемые или пригодные для использования во всех сфе­рах человеческой деятельности. В соответствии со ст. 3 Кодекса недра являются исключительной собственностью государства и предоставляются в пользование для геологического изучения; добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуата­ции подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых природных террито­рий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; сбора минералогических, палеонтологических и других уникаль­ных геологических материалов.

В Кодексе подробно изложен порядок предоставления поль­зователям недр. Пользователями могут быть юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности и физические лица, в том числе иностранные. Кодексом определены права и обязанности пользователей. В числе важнейших следует отметить, что пользователь обязан обеспечивать безопасное ведение работ, разрабатывать и выполнять мероприятия по охране окружающей среды и месторождений полезных ископаемых, обеспечивать безопасное хранение и захоронение производственных, бытовых и иных отходов, очистку сточных вод и контроль за содержанием мест хранения и захоронения и т.д.

Кодекс о недрах устанавливает порядок ограничения, при­остановление и прекращение права пользования недрами. В Ко­дексе установлено, что пользование недрами является платным.

Нормативы платежей за пользование недрами, порядок их взимания и распределения, льготы по платежам за пользование недрами устанавливается налоговым законодательством. В ст. 53 Кодекса о недрах приведен перечень нарушений, за которые пре­дусмотрена административная, уголовная и иная ответственность.

Вода — самое распространенное на земле вещество, играю­щее исключительно важную роль в функционировании биосферы. Как отмечалось ранее, без воды невозможна жизнь на земле.

Общественные отношения в области использования и охра­ны вод в Республике Беларусь регулирует водное законодательство, основу которого составляет Водный кодекс(от 15 июля 1998 г.). В соответствии со ст. З Водного кодекса все воды (водные объекты) составляют единый государственный водный фонд, который включает в себя реки, озера, водохранилища, водные источники, воды каналов и прудов, а также подземные воды.

Водный кодекс определяет виды водопользования: для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздо­ровительных и иных нужд населения; для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и общественных надобностей; для сброса сточных вод.

Также Кодекс определяет общее и специальное водопользо­вание. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, специальное — с применением таких сооружений и устройств или без их применения, но оказывающих влияние на состояние вод. Порядок и условия предоставления водных объектов в поль­зование различен в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений, а специальное — только в разрешенном порядке.

В Водном кодексе (ст. 69) изложены основы правовой охра­ны вод. Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухуд­шение условий в



2016-01-26 1367 Обсуждений (0)
Охрана природной среды при содержании и ремонте автомобильных дорог 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Охрана природной среды при содержании и ремонте автомобильных дорог

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)