Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство и государственная служба - базовые понятия



2016-01-26 1065 Обсуждений (0)
Государство и государственная служба - базовые понятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 2

Основные задачи и цели государственной и муниципальной службы

1. Государственная и муниципальная служба - базовые понятия.

2. Законодательство Российской Федерации о государственной и муниципальной службе

3. Основные принципы организации государственной и муниципальной службы

Государство и государственная служба - базовые понятия.

Государственная служба представляет собой сложное социальное явление, включающее в себя ряд аспектов: экономический, политический, правовой, социальный, организационный, кадровый. Все они отражают многогранность государственной службы как сферы профессиональной деятельности государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Понятие «государственная служба»неотрывно связано с понятием государства и представляет собой деятельность по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных задач.

Государственная служба в государстве, в том числе и федеративном и развитом местном самоуправлении, должна быть целостной, основанной на общих принципах и подходах. Это не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, её создавшему. Она может быть по уровням:

-федеральной государственной службой;

-государственной службой субъектов (регионов);

-муниципальной службой.

По видам государственная служба делится на:

-гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти;

-военную государственную службу: в армии и приравненных к ней структурах;

-специализированную (правоохранительную) государственную службу.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. государственная служба Российской Федерации– это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации – Президента РФ, Председателя Правительства РФ, депутатов и др.);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, руководителей высших исполнительных органов власти.

Учитывая федеративное устройство России, государственная служба включает:

федеративную государственную службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

государственную службу субъектов РФ.

Согласно положениям Хартии государственных служб мира, цель государственной службы − стать сферой и основой социальных услуг населения. В демократическом, правовом, социальном государстве функционирование государственной службы по своему характеру представляет процесс служения отечеству, народу, той политической системе, которая народом создана.

Цели государственной службы:

- государственно-политические:

· укрепление правового социального государства;

· создание условий для связи государственного аппарата с населением;

· выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;

· обеспечение благосостояния общества;

- организационные:

· обеспечение полномочий государственных органов;

· приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы;

· совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижение по службе;

· профессионализация государственного аппарата.

- экономические:

· повышение эффективности государственного регулирования экономики;

· осуществление от имени государства управления государственной собственностью;

· поддержка предпринимательства;

· обеспечение финансирования затрат на содержание государственного аппарата.

- социальные:

· создание условий для связи государственного аппарата с народом;

· реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни граждан; удовлетворению их материальных и духовных потребностей; а также конституционных требований о государственной поддержке образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда и т.д.

Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на по­стоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полно­мочий.

До принятия Конституции РФ 1993 г. понятия муниципальной службы вообще не существовало, а работники местных органов считались государственными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правого регулирования.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятый в 1998 г., разделил муниципальные должности на 3 категории:

♦ категория «А» — выборные муниципальные должности, т. е. должности, за­мещаемые в результате муниципальных выборов и занимаемые депутатами представительных органов, главами и иными выборными должностными лицами местного самоуправления;

♦ категория «Б» — замещаемые по трудовому договору (найму) для непосред­ственного обеспечения деятельности лиц, замещающих должности катего­рии «А». К этой категории относятся заместители, помощники, референты и другие служащие. Трудовой договор с таким служащим заключается, как правило, на срок полномочий должностного лица категории «А», работу ко­торого обеспечивает данный служащий;

♦ категория «В» иные муниципальные служащие, работающие по трудово­му договору.

Муниципальной является только служба на должностях категорий «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому договору.

Таким образом, глава местного самоуправления или депутат представительного органа занимают муниципальные должности, не находясь на муниципальной службе и не являясь муниципальными служащими. Не относится к муниципаль­ным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, маргинал по обслуживанию зданий и др.), поскольку эти работники не исполня­ем полномочий местного самоуправления.

Муниципальная служба, как и труд на выборных муниципальных должностях, финансируется за счет средств местных бюджетов.

 

2. Законодательство Российской Федерациио государственной службеСтановление законодательной базы государственной службы в Российской Федерации началось с 1993 года в соответствии с принятой Конституцией РФ. Первыми нормативными актами в этой сфере явились Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденные Указами Президента от 11 января 1995 года. В июне 1994 г. была открыта Российская академия государственной службы, а в апреле 1995 г. – региональные академии госслужбы.Законодательство РФ о государственной и муниципальной службе состоит из:1. Конституции РФ и федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ;2. Конституций, уставов, нормативно-правовых актов субъектов РФ.Основными федеральными законами, регулирующими государственную и муниципальную службу РФ, являются:- Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995 № 119-ФЗ;- Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 №58-ФЗ;- Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.04.2004 №79-ФЗ- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 №8-ФЗ.Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, служащим правовым фундаментом для формирования законодательства о государственной службе. Закон ввел понятие «государственная должность», установил категории государственных должностей, определил понятие государственной службы и государственного служащего, установил основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы и урегулировал ряд других вопросов, установил социально-правовую защищенность государственного служащего. Основные принципы и положения данного закона распространяются на всех государственных служащих независимо от вида и уровня государственной службы.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет общие положения и условия государственной службы, а также систему управления государственной службой.

Система государственной службы РФ включает следующие виды государственной службы:

1. Государственная гражданская служба –видгосударственной службы,представляющей собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службыпо обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Она подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ.

2. Военная служба- вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и в органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

3. Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Таким образом, военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79 определяет государственную гражданскую службу как вид государственной службы, которая подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ. Достаточно обширно государственная служба регулируется подзаконными актами: - Указами Президента РФ – «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 03.09.1997 № 981 (в ред. от 16.01.2004); «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности РФ» от 09.04.1997 № 309 (в ред. от 25.06.2002); «Общие правила служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 и др.;- Распоряжениями Президента РФ;- Постановлениями Правительства РФ;- Актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти.Специальными правовыми актами и нормами регулируются вопросы государственной службы:- в военизированных органах – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 № 58-ФЗ (в ред. 22.02.2004);- правоохранительных органах – Федеральный закон «О милиции», Постановление Правительства РФ «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30.12.2000 № 1027 (в ред. от 06.02.2004);- в органах, работники которых соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, то есть осуществляют контрольно-надзорные функции.В различных правовых актах предусматриваются особенности прохождения государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

Федеральным законом «Об основах му­ниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы, порядок установления классификации муниципальных должностей и присвоения квалификационных разрядом муниципальным служащим. Установлены также ограничения, связанные с муниципальной служ­бой, права и социальные гарантии для муниципальных служащих.

На уровне субъектов РФ должны быть приняты законы о муниципальной службе. В этих законах должны быть установлены реестры муниципальных дол­жностей, соотношения должностей муниципальной службы и должностей госу­дарственной службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалифи­кационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, рамочные требования к установлению прав и обязанностей муниципального слу­жащего, системы поощрений и наказаний для него, установление денежного со­держания муниципального служащего, порядок поступления на муниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой.

С учетом перечисленных рамочных требований вопросы регулирования муни­ципальной службы определяются уставами и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законода­тельством о государственной службе.

Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям. Критериями доступа к муниципальным должностям могут быть только наличие образования и квалификация работника.

 

Основные принципы



2016-01-26 1065 Обсуждений (0)
Государство и государственная служба - базовые понятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство и государственная служба - базовые понятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)