Понятие управленческой коммуникации
Лекция 6. Использование информационных технологий в менеджменте. Система коммуникаций 1. Понятие управленческой информации 2. Коммуникации в управлении
Понятие управленческой коммуникации С позиций науки об общих законах управления — кибернетики — менеджмент, как и всякое управление, представляет собой целенаправленную переработку информации:информация о состоянии объекта управления, попав в орган управления, преобразуется в нем в командную информацию. Командная информация, представляющая решение менеджера, составляет основу менеджмента. Таким образом, информация является исходным и конечным материалом, над которым работает менеджер. От наличия, качества и своевременности поступления этого материала во многом зависит успех менеджмента. Что же такое информация? Информация— это осмысленные, упорядоченные данные, сведения об определенном событии, факте, явлении или ситуации. Событие — то, что произошло (не обязательно достоверно) или могло произойти. Факт — то, что действительно произошло. Явление — событие, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь. Ситуация — совокупность обстоятельств, обстановка. Иногда информацию ошибочно отождествляют с данными. Главное различие здесь в том, что информация — это не просто данные, а нечто большее: осмысленные, упорядоченные сведения. Например, вывешенные на витрине банка курсы иностранных валют представляют для прохожего не более чем набор данных — ни о чем не говорящих цифр. Для человека же, который собирается обменять свои деньги и осмысливает увиденные цифры, — это ценная информация, на основании которой он может принять то или иное решение. Управленческая информация должна обладать следующими качествами:достоверностью, полнотой, своевременностью, доступностью, реализуемостью. Требование достоверности означает, что получаемая информация должна быть истинной, хорошо обоснованной, полученной из надежного источника, точной. Полнота информации определяется ее достаточностью, подробностью, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Своевременность информации означает, что она должна быть получена и реализована тогда, когда это необходимо для управления. Доступность информации характеризуется возможностью ее получения, понятностью для менеджера, соответствием принятым стандартам и обозначениям. Реализуемость информации говорит о возможности ее практического использования в действительных ситуациях. Ведя информационную работу, менеджер должен четко представлять ответы на следующие вопросы: — какая нужна информация; — к какому сроку нужна информация; — как будет использоваться информация; — кто будет получателем и пользователем информации; — где данная информация может быть получена; — какие аппаратные, программные и организационные средства нужны для получения информации; — каков «механизм» сбора и обработки информации; — в какой форме информация должна быть представлена; — какова стоимость этой информации. Главными объектами информационного обеспеченияявляются управленческие подразделения организации, осуществляющие основные функции менеджмента: — прогнозирование и планирование; — организацию работы; — координацию и регулирование; — активизацию и стимулирование; — учет, контроль и анализ деятельности. В зависимости от характера и направлений реализации всю необходимую для менеджмента информацию можно условно разделить на следующие виды:ознакомительная, справочная, целевая, ситуационная, расчетная, учетная, контрольная, аналитическая, планирующая, руководящая. Ознакомительная информация служит для сообщения сведений общего характера. Получение ее не влечет за собой принятия каких-либо немедленных мер. Например, это могут быть данные о политической ситуации, уровне жизни населения и т. п. Справочная информация также не требует непосредственной реакции менеджера. От ознакомительной она отличается большей структурированностью и конкретикой. Скажем, справочник по черным металлам или по результатам последней переписи населения, правовые акты и т. п. Целевая информация ориентирована на решение вполне определенных управленческих задач и требует соответствующей реакции менеджера. Например, информация о падении цен или о сбоях в поступлении электроэнергии. В ряде случаев реакция менеджера на такую информацию может быть заранее предусмотрена, например, при сообщении о пожаре, выходе техники из строя и т. п. Ситуационная информация определяется обстановкой, в которой действует организация. Примерами такой информации могут служить сведения, необходимые организации для заключения сделки, выхода на новый рынок, подготовки к годовому отчету. Расчетная информация необходима для осуществления определенных вычислений. Например, для определения показателей работы предприятия, проведения кредитных операций и т. д. Учетная информация требуется для ведения учета в организации. Она используется при составлении отчетов, сведений для налоговых органов и т. п. Контрольная информация нужна для постоянного или эпизодического контроля внешних подразделений организации, например дочерних предприятий, филиалов, а также для отслеживания проводимых мероприятий, например реализации контрактов. Аналитическая информация поступает в организацию, как правило, по запросу и содержит данные по анализу интересующих менеджера фактов, процессов или явлений. Это, например, аналитические обзоры конъюнктуры определенных рынков, динамики курсов валюты, прогнозы цен и т. п. Планирующая информация — это данные, необходимые для планирования деятельности организации, например, сведения по внешним заказам, нормативные документы и т. д. Руководящая информация представляет собой обязательные для выполнения указания органов государственного и муниципального управления требования собственника организации, постановления правоохранительных органов и т. д. Информация, обеспечивающая деятельность организации, сегодня немыслима без широкого использования компьютеров с их инфраструктурой, системы Интернет, электронной почты мобильной связи и т. д. Основными направлениями информационного обеспеченияменеджмента организации являются: — получение и обработка поступающей информации, ее анализ и доведение до исполнителей; — сбор и формирование информации о деятельности организации; — распространение информации организации внутри нее и за ее пределами; — анализ информации о деятельности организации; — получение данных контроля за деятельностью организации и ее подразделений; — подготовка решений менеджера; — решение оптимизационных задач; — расчеты по распределению ресурсов организации; — учет и отчетность организации; — налоговые расчеты и документирование; — финансовые и кредитные расчеты; — учет и распределение запасов; — кадровая информация; — снабженческая информация; — информация по маркетингу (исследование рынка, создание товара, товародвижение, сбыт,стимулирование продаж и т. д.); — информация по рекламе и паблик рилейшинз; — справочная информация, базы данных; — архив организации; — переписка организации; — экспертные системы; — разработка планов и контроль за их исполнением; — контроль за отданными распоряжениями и их выполнением; — автоматизация рабочих мест руководителей и управленческого персонала.
2. Коммуникации в управлении Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами. Процесс передачи информации и средства этой передачи носят название коммуникации. Одновременно под коммуникацией понимают связь между объектами, а также сам процесс взаимодействия в организации и между организациями. Коммуникации играют в менеджменте огромную роль, являются важнейшим средством для достижения целей организации. В зависимости от объектов коммуникационной деятельности и решаемых ими при этом задач различают следующие виды коммуникаций: коммуникации по горизонтали, коммуникации по вертикали, командные коммуникации, коммуникации «состояния», коммуникации с внешней средой, неформальные коммуникации. Коммуникации по горизонтали — это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации. Коммуникации по вертикали связывают органы и объекты управления, находящиеся на различных уровнях иерархической лестницы. Эти коммуникации используются, прежде всего, для передачи командной информации и информации «состояния». Командные коммуникации служат для передачи приказов и распоряжений «сверху-вниз», от начальников к подчиненным. С помощью этих коммуникаций до исполнителей доводятся решения, принятые руководителями. Коммуникации «состояния» представляют собой линии обратной связи, идущие от подчиненных к руководителям. По ним передаются доклады о выполнении решений, данные об обстановке на местах, возникающих проблемах и т. п. Коммуникации с внешней средой связывают организацию с источниками внешних ресурсов, потребителями, партнерами, другими субъектами рынка, организациями, составляющими инфраструктуру менеджмента (банками, биржами, аукционами, рынками), органами государственного управления, общественностью, средствами массовой информации и т. д. Неформальные коммуникации представляют собой пути распространения неофициальной у информации, так называемых утечек, а также всевозможных слухов. Эти каналы, несмотря на их, казалось бы, несерьезный характер, сегодня широко и сознательно используются в информационной работе для зондажа общественного мнения, дезинформации и дискредитации конкурентов. Коммуникационные задачи решаются в ходе коммуникационных процессов, т. е. процессов обмена информацией. Участниками коммуникационных процессов являются: источник информации; передаваемая информация; средство передачи информации; потребитель информации. В качестве источников информации выступают упомянутые выше объекты внутренней и внешней среды организации: начальники и подчиненные, функциональные подразделения данной организации, источники ресурсов, потребители, партнеры, другие субъекты рынка, инфраструктуры менеджмента, органы государственного управления, общественность, средства массовой информации. Передаваемая информация характеризуется содержанием, объемом, а также формой кодирования: — по содержанию информация может быть содержательной, малосодержательной, бессодержательной. Степень содержательности информации оценивается исключительно потребителем по тому количеству и качеству полезных для достижения целей организации сведений, которые она содержит; — объем информации определяется в единицах, зависящих от средства ее передачи. Так, это могут быть страницы для текстовой информации, время прочтения — для доклада, байты — для компьютера; — форма кодирования информации зависит от средства ее передачи и может быть в виде устной речи или печатного текста на определенном языке, электронного сигнала и т. д. Средства передачи информации могут быть бумажные (печатные), голосовые, электронные (телефон, факс, телевизор, радио, компьютер). В качестве потребителей информации выступают органы и объекты управления, а также другие упомянутые выше источники информации. Информация может быть представлена в двух формах: вербальной и невербальной. Вербальные, т. е. языковые, речевые средства являются основными. Умение кратко, четко и понятно изложить основные мысли — важнейшее профессиональное качество менеджера и специалиста по маркетингу. Вербальные средства должны отвечать следующим требованиям: — содержать необходимый материал; — излагать его надлежащим образом; — быть правильно адресованными; — быть точно ориентированными по месту и времени. Вербальные средства могут быть как устными, так и письменными. При этом следует помнить, что устный и письменный текст одного и того же содержания должен различаться по форме в зависимости от слухового или зрительного восприятия адресата. Вербальные средства могут иметь форму публичного выступления либо текстового материала. Публичные выступления решают следующие задачи: — информируют объект о делах фирмы; — организуют отношения объекта с фирмой; — способствуют продвижению товара; — обеспечивают новации. Текстовой материал подается в следующих формах: — речь на презентации; — пресс-релиз (или ньюз-релиз); — рекламный текст; — описание товара; — аналитический материал; — письмо в средство массовой информации; — репортаж; — очерк или эссе. Текстовой материал должен отвечать ряд требований: — содержать материал, способный заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание; — быть способным решить насущные задачи фирмы; — вызывать доверие аудитории, служить для нее непререкаемым авторитетным мнением известного лица или организации; — быть динамичным, содержать драматические моменты, описания конфликтов и способов их разрешения. Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, текстовой материал должен быть изложен простым, доступным языком, подкреплен убедительными фактами, иметь четкую структуру, обеспечивающую неослабное внимание аудитории. В качестве невербальных (неязыковых» средств используются жесты, изменения положения тела выступающего, особенности его внешнего вида, а также сопровождающее его выступление окружение (например, музыкальное, вокальное сопровождение, наличие рядом известных авторитетных людей и т. д.). Важность использования невербальных средств определяется тем, что неречевым путем передается более половины всей информации, в то время как языковым путем — лишь менее 10 %. Коммуникационный процесс осуществляется в несколько этапов: производство информации, кодирование информации, передача информации, потребление информации. Производство информации представляет собой добывание, составление сведений, их оценку, отбор среди них необходимых, соответствующее упорядочивание. Кодирование информации заключается в предании ей формы, требуемой для передачи (речевой, бумажной, электронной), при необходимости — в засекречивании информации. Передача информации связана с выбором и использованием канала связи. При этом должна учитываться пропускная способность канала, его надежность, соответствие передаваемой информации, быстродействие, стоимость. Потребление информации предусматривал облечение ее в необходимую форму, приведение к виду, удобному для использования, осуществление реализации информации путем выработки управленческих решений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |