Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Толпа как разновидность стихийных групп



2016-01-26 951 Обсуждений (0)
Толпа как разновидность стихийных групп 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 7

Стихийные группы и массовые движения

План:

1. Общая характеристика стихийных групп.

2. Толпа как разновидность стихийных групп

3. Толпа как разновидность стихийных групп

4. . Массовые социально-психологические явления

 

Общая характеристика стихийных групп.

Существует особая разновидность больших социальных групп, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой», — стихийная группа. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть в опре­деленной степени кем-то организована, но чаще возникает сти­хийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют толпу, массу, публику.

Толпакак разновидность стихийных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, толпа — это «человеческая совокупность, обладающая психичес­кой общностью», она образуется на улице по поводу самых раз личных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.д. Ее цели могут быть различными: просто поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то тре­бованиях. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (например, отказались выдавать деньги в Сбербанке), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к дей­ствиям.

Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Массаобычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе, и может объединять людей, не обязательно находящихся в физической бли­зости. Признаком массы является объединение людей, которыхволнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифеста, демонстрации, ми­тинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и тол­па, масса достаточно разнородна, поэтому ее существование мо­жет быть неустойчивым.

Публикапредставляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, которая может быть представлена как кратковременное со­брание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зритель­ном зале и т.д.

В более замкнутых помещениях, например в лекционных за­лах, публику часто называют аудиторией. Публика всегда соби­рается ради общей и определенной цели, поэтому она более уп­равляема. Но тем не менее публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Толпа как разновидность стихийных групп

Рассмотрим более подробно феномен толпы.

Толпа это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляю­щих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно еди­нодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на ин­дивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворе­ние индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют следующие социально-психологические особенно­сти толпы:

1) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;

2) повышение эмоциональности восприятия действительности;

3) подавление чувства ответственности за собственные поступки;

4) появление чувства силы и осознания анонимности.

Одним из механизмов развития толпы является массовое об­щение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство созна­тельно используется организаторами, зачинщиками и подстрека­телями эксцессов, владеющими техникой воздействия. В случае чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

Основным средством психологического воздействия, осущест­вляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют».

Одним из основных способов информационного психологиче­ского воздействия личности или группы на других участников тол­пы является внушение, подкрепленное различными по содержа­нию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами, шантажом).

Внушение;— это особый вид воздействия, т.е. целенаправ­ленное, неаргументированное воздействие одного человека на дру­гого или на группу. При внушении осуществляется процесс пере­дачи информации, основанный на ее некритичном восприятии. Внушение всегда вербализовано и является сознательной деятель­ностью со стороны субъектов воздействия.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или груп­пы резонируют, усиливаются путем многократного отражения, цеп­ной реакции. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и груп­повых особенностей участников толпы, и передается через рече­вые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

Таким образом, психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или груп­пы определенным психическим состояниям, возникающим в тол­пе в "результате воздействия неречевых и речевых средств обще­ния. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, уско­рения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

Следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений, но и большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. ■

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

Подражание также является одним из способов психологиче­ского воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состо­яние не только принимается, но и воспроизводится, тиражиру­ется.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным не­обычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Моск­ве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу. Популярным в последнее время катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, груп­повая голодовка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов пси­хологического воздействия пикетирование, «штурм» администра­тивных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложни­ков. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.



2016-01-26 951 Обсуждений (0)
Толпа как разновидность стихийных групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Толпа как разновидность стихийных групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)