Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что ещё является важным условием общения?



2016-01-26 2619 Обсуждений (0)
Что ещё является важным условием общения? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задание 6. Перечислите условия, необходимые для эффективного общения.

 

Задание 7.

На выполнение этого задания отводится 5 минут. Задание выполняют две пары студентов.

Необходимо составить диалог из 6—8 реплик на тему: «Должен ли человек учиться всю жизнь», учитывая правила общения.

А). Адресат речи — ученик; второй говорящий — друг.

Обстановка — колледж.

Б). Адресат речи — ученик; второй говорящий — мама, бабушка или дедушка.

Обстановка — дом.

Задание для группы

Понаблюдайте за складывающейся ситуацией общения, запишите на черновике ее составляющие:

- с чего все начиналось общение,

- о чем они говорили,

- какую цель преследовали?

- Что вам понравилось и не понравилось в речи собеседников?

Задание 8

Проанализируйте примеры ситуаций жизни, когда неправильное первое впечатление затруднило или сделало невозможным дальнейшее общение с человеком.

Порой первое впечатление о человеке не всегда оказывается правильным, но получается так, что оно остается навсегда, даже если в процессе дальнейшего общения человек проявляет себя с положительной стороны, мнение о нем уже сформировано и его не изменишь не потому, что не хочешь, а потому что негативный отпечаток уже остался.

Вот две ситуации трудовой практики которые свидетельствуют об этом:

1. Устроившись на работу и познакомившись с работниками своего отдела, мне пришлось делать ксерокопии документов в другом отделе по причине отсутствия ксерокса на моем рабочем месте. И когда я туда приходила я не считала нужным здороваться с находящимися там людьми, я делала свое дело и так же молча уходила. Я просто не считала эту, казалось бы, формальность, для меня важной. Там работали люди, с которыми я в принципе по работе не пересекалась. Но получилось так, что по определенным причинам моё рабочее место перенесли в тот кабинет, где я делала ксерокопии, и мне стало просто необходимо наладить контакт с работниками того отдела. И это оказалось для меня достаточно проблематично, так как у людей, на тот момент, сложилось обо мне негативное мнение, сослуживцы посчитали меня невежливой и не коммуникабельной личностью, с завышенной самооценкой и поэтому на какой-либо контакт со мной шли с неохотой и только в крайней необходимости. Такое поведение значительно оттолкнуло от меня людей, они составили для себя обо мне негативное представление, и на протяжении всей моей работы на том предприятии контакт с сослуживцами был для меня очень сложен.

2. Я пришла за необходимой документацией в архив (до этих пор я ни разу не приходила туда). Я сказала работнику архива кто я, какая у меня должность, какие мне нужны документы, по какой причине и на какое время, в общем, выдала всю информацию, как необходимую, так и лишнюю (как я поняла потом). Работник архива повела себя, на мой взгляд, не самым вежливым образом, даже, можно сказать, нагрубила мне. Я не ожидала такого ответа и не поняла причину такого отношения ко мне. После этого, приходя в архив, я ничего не могла поделать со сложившимся у меня негативным мнением об этом работнике и всегда старалась излагать свою проблему как можно лаконичнее и яснее. Такого случая больше не повторялось, но мне не хотелось общаться с этим работником, хотя все мои сослуживцы никогда отрицательно не отзывались о нем.

Задания по теме «Речевой этикет»

Задание 9.

1. Перед вами этикетные формулы извинения. Объясните, в какой речевой ситуации уместно каждое из них.

Простите меня… ; прошу простить; прошу извинить… ; ради Бога, извините меня… ; я очень огорчен… ; мне так неприятно… ; мне неловко… ; пожалуйста, извините… ; простите, я не хотел… ; боюсь, я вас огорчил… ; извините… ; виноват… ; прошу прощения…; прошу извинения…; позвольте попросить прощения…; ты уж извини…; я не могу не извиниться… ; не сердись… ; я не хотел вас обидеть… ; я виноват перед вами… ; я причинил вам столько хлопот… ; боюсь, я утомил вас… .

2. Какие из этих форм выражения извинения вы используете? Какие вам кажутся несколько напыщенными, неестественными? В какой ситуации общения они уместны?

Задание 10.

Составьте варианты извинений:

- за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, перед ребёнком);

- за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей);

- за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем на деловую встречу – перед партнёром, на свидание – перед приятелем).

Задание 11

Поблагодарите:

- преподавателя за помощь в написании курсовой, дипломной работы;

- врача за сердечное отношение к вашим близким;

- родителей за подарок ко дню рождения;

- друга за оказанную помощь;

- подчинённого за работу.

В случае затруднения обратитесь к 4.2 (стр.66, 67) учебного пособия:

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - 8-е изд, испр. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.- . §4.2

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Изд 14-е, стер. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013.- (среднее профессиональное образование).

Задание. 12

Рассмотрите различные формулы выражения несогласия.

Таблица

Этикетные формулы выражения несогласия Особенности их употребления
Это не так Я не согласен Нейтральное несогласие
Я не уверен, что это так Не думаю, что это верно Боюсь, что Вы не правы Об этом нельзя сказать с уверенностью Трудно сказать, так ли это Нейтральное вежливое несогласие
Я позволю себе не согласиться с Вами Позвольте не согласиться с Вами Разрешите мне Вам возразить Позвольте высказать иное мнение Вежливое официальное несогласие
Конечно, Совсем неверно Разумеется, Безусловно,   Конечно, не так Разумеется, Утверждение с оттенком усиления
Ты абсолютно не прав Я совершенно не согласен С Вами нельзя согласиться Утверждение с оттенком категоричности
Не может быть! Этого не может быть! Ничего подобного! Разве можно с Вами согласиться! Эмоциональное разговорное

 

Задание 13.

В русском языке существуют разнообразные способы выражения отказа. Выберите те из них, которые можно употребить в разговоре: а) с незнакомым человеком; б) братом (сестрой); в) учителем; г) приятелем. Коротко охарактеризуйте те речевые ситуации, в которых могут быть использованы эти фразы. Все ли эти выражения соответствуют речевому этикету? Сделайте вывод.

1) Я не согласен выполнять это поручение. 2) Ни в коем случае! 3) К сожалению, я не смогу этого сделать. 4) Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 5) Сейчас мне некогда. 6) Как-нибудь в другой раз. 7) Мне жаль, но я очень занят. 8) Я еще не выполнил предыдущее поручение. 9) Почему я должен это делать? 10) Кому это нужно! 11) Да не стану я этого делать, и не проси! 12) Что-то мне не хочется. 13) Еще чего! 14) Нет, нет, нет и еще раз нет! 15) Решительно отказываюсь!

Задание 14.

На просьбу, приглашение, предложение не всегда отвечают согласием (хорошо, ладно, конечно, с радостью, да, согласен и т. п.) или отказом (не смогу; к сожалению, я вынужден отказать; с радостью бы, но я занят и т.п.). Иногда приходится давать неопределенный ответ. В этом случае используются специальные слова, с помощью которых передается неуверенность, сомнение, вежливый «смягченный» отказ. Из списка таких слов выберите только вводные слова. Составьте с ними предложения, запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Вслух прочитайте каждое предложение, стараясь голосом передать состояние неуверенности, неопределенности, сомнения, раздумья.

Может быть; возможно; вероятно; наверное; не знаю; по-видимому; даже не знаю, что сказать; скорее всего; вряд ли; боюсь, что не… ; думаю, что не… ; я подумаю; надо посмотреть; я сразу не смогу ответить; не обещаю; я постараюсь; опасаюсь, что не… .

Задание 15.

Вежливо откажите в просьбе:

- ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны;

- пойти в кино или театр с человеком, который вам не нравится;

- одолжить вещь, которая вам самим нужна.

В случае затруднения обратитесь к материалу задания №14 или к 4.2 (стр.66, 67) учебного пособия:

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - 8-е изд, испр. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.- . §4.2

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Изд 14-е, стер. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013.- (среднее профессиональное образование).

Задание 16.

На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

1) Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! Я тебе обязательно верну ее завтра.

2) Ольга Николаевна, спросите меня на уроке. Ладно?

3) Дай мне, пожалуйста, это яблоко.

4) Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!

5) Иван Матвеевич, позвоните мне вечером домой, мы подробно

Задание 17.

Напомните о своей просьбе:

а) вашему учителю (вы просили у него книгу для подготовки доклада, и он обещал принести ее сегодня);

б) своим родителям (вы просили купить новые джинсы);

в) родителям вашего товарища (вы просили разрешить их сыну поехать с вами за город в ближайшее воскресенье).

Задание 18.

1. Какими словами можно выразить сочувствие, утешение? Запишите эти формулы. Подсчитайте, сколько этикетных выражений вы знаете.

2. Прочитайте список формул выражения сочувствия, утешения. Расскажите, в каких речевых ситуациях уместна каждая этикетная формула.

Я вам сочувствую…; примите мои соболезнования…; мне жалко (жаль) вас…; мне жаль, что так случилось… ; я вас понимаю…; успокойтесь…; не волнуйтесь…; не беспокойтесь… ; не огорчайтесь… ; не расстраивайтесь… ; не горюйте…; потерпите…; забудьте об этом…; возьмите себя в руки; крепитесь…; все пройдет…; всякое бывает…; ничего не поделаешь…; вы не виноваты…; не обращайте внимания…; не падайте духом; прошу принять мои глубокие соболезнования…; ничего страшного…; это не ваша вина…; разрешите выразить вам мое искреннее сочувствие…; очень сочувствую вам…

Задание 19.

Выразите сочувствие в следующих ситуациях:

на работе (официально),

дома (с взрослыми и детьми).



2016-01-26 2619 Обсуждений (0)
Что ещё является важным условием общения? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что ещё является важным условием общения?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)