Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Предмет и задачи зоопсихологии



2016-01-26 476 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Предмет и задачи зоопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Предмет и задачи зоопсихологии. История формирования науки

Вопрос 1. Предмет и задачи зоопсихологии.

Зоопсихология – наука, изучающая различные формы психической деятельности животных. Предметом этой науки является исследование проявлений, закономерностей и эволюции психического отражения на уровне животного; изучение происхождения и развития в онто- и филогенезе психических процессов у животных и предпосылках и предыстории человеческого сознания (К. Фабри, 1999). Объектом зоопсихологии является поведение животных, которое проявляется во внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Связь с другими науками. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают: этология, нейрофизиология высшей нервной деятельности, психогенетика, бионика и др. Этология – наука, изучающая биологические основы поведения животных, приспособление к среде обитания. Этологические исследования основаны на наблюдениях за животными в естественных условиях среды, но также и в ходе лабораторного эксперимента. Результаты наблюдений позволяют составить этограмму – характеристику всех двигательных реакций животного. Становление этологии как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ века и связано с именами австрийского ученого К. Лоренца и голландского ученого Н. Тинбергена (лауреаты Нобелевской премии по медицине, 1973 г., совместно с К.Фришем,). Ими разработана теория поведения животных, основанная изучении внешних и внутренних механизмов поведенческих актов, запускаемых с помощью определенных пусковых стимулов – релизеров. Н. Тинберген (Tinbergen, 1963) четко определил круг основных проблем, которые должна изучать этология. Анализ поведенческого акта, по мнению Тинбергена, можно считать полноценным, если после разностороннего описания его феноменологии исследователь получит возможность ответить на следующие 4 вопроса: • какие факторы регулируют проявление данного поведения? • каков способ его формирования в онтогенезе? • каковы пути его возникновения в филогенезе? • в чем состоят его приспособительные функции? Эти знаменитые «4 вопроса Тинбергена» фактически являются лаконичной формулировкой теоретической основы всей современной науки о поведении. Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особой областью этого раздела является изучение интеллекта и рассудочной деятельности животных.

Прикладное значение зоопсихологии. Человеку необходимо знание о поведении животных с древних времен — при охоте, при одомашнивании, при содержании дома; в целях промышленного разведения животных и т. д. Изучение зоопсихологии позволяет решать следующие задачи: 1. выявляет биологические корни психической деятельности человека и закономерности происхождения и развития его сознания; 2. позволяет понять биологические основы развития детской психики; 3. вносит вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение 4. без данных зоопсихологии не может обойтись антропологии при решении проблемы происхождения человека; 5. изучение особенностей психической деятельности животных позволяет понять некоторые причины психических болезней людей; Новое направление взаимодействия человека и животного - анимотерапия — область психотерапии, где животное воздействует на человека, при этом повышается и улучшается эмоциональное состояние человека; снижается стресс. Этот метод часто используется в работе с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии. Положительные результаты достигаются, если в процессе участвуют животные (лошади - гиппотерапия, дельфины - дельфинотерапия, собаки и др.). История формирования науки В трудах французского натуралиста Жана Бюффона (1707—1788) систематизированы данные не только о морфологических особенностях разных видов животных, но и об их образе жизни, нравах и привычках. Ученый выступил с критикой антропоморфического подхода в трактовке поведения животных. Он указывал, что одни животные «умнее других», т.е. допускал различия в их умственных способностях. Бюффон выступил против применения понятия «разум» к более элементарным формам поведения животных и тем самым способствовал созданию основ классификации отдельных форм поведения. Одно из первых научных определений инстинкта дал немецкий ученый Г. Реймарус (1694—1768). Он допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. Реймарус, так же как и его современники включал в эту категорию прежде всего способность к подражанию и обучению. Систематическое изучение поведения животных начинается с середины XIX века. Одним из первых экспериментальное исследование и сравнительную оценку некоторых его проявлений провел директор Парижского зоопарка Фридрих Кювье (1773—1837). Его вклад в развитие науки о поведении животных заключался в следующем: • он впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды; • попытался провести границу между «умом» и инстинктом; • дал сравнительную характеристику «ума» представителей разных таксономических групп. Решающее значение для возникновения и развития 13сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Чарлза Дарвина (1809—1882). Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики, хотя и реализованный в форме наблюдения, а не эксперимента. Он впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям как выражение эмоций, которые до того момента считались наиболее субъективными. Вклад Ч. Дарвина в проблему мышления животных состоит в следующем: впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных — инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обучению). К проблеме сходства психики животных и человека обратился друг и единомышленник Дарвина Джон Роменс (1848-1894). Он стремился доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса. Его работы представляли собой первую попытку обобщить факты разумного поведения животных. Английский психолог Конвей Ллойд Морган (1852—1936) исследовал проблему соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. Морган выступал против антропоморфизма в трактовке феноменов поведения животных. Он автор «правила экономии», известного как «канон Ллойда Моргана». Согласно «правилу экономии» «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале». Это положение особенно важно при анализе и трактовке сложных форм поведения животных, при решении вопроса о том, можно ли их считать проявлениями разума. В работах К. Л. Моргана были сформулированы следующие положения, важные для развития науки о поведении, в частности о зачатках мышления: • взаимодействие инстинкта и приобретенных поведенческих реакций; • существует биологическая предрасположенность к некоторым формам обучения; • при изучении мышления животных необходимо следовать «правилу экономии». Следующий этап в изучении поведения животных, наиболее сложных форм их психики, был связан с введением объективных методов исследования. В первом десятилетии XX века начинает формироваться физиология высшей нервной деятельности, заложившая фундамент изучения физиологических основ психических явлений. Практически параллельно Э. Торндайк в США разрабатывал основы экспериментальной психологии, а в России Иван Петрович Павлов (1849-1936) создавал новое направление в физиологии — учение о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное 14изучение психики животных и человека. В основе учения И. П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а «элементарной единицей» всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. Павлов рассматривал условный рефлекс как универсальный приспособительный механизм. В дальнейшем метод условных рефлексов послужил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов поведения и психики животных. Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в лабораторных условиях. Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных ящиков». Он сформулировал ряд законов поведения при решении животным задач, основанном на «пробах и ошибках», ввел количественные оценки этого процесса и способ его графического отображения. Впервые дал сравнительную характеристику способности к обучению животных разных видов; показал, что в основе поведения, которое можно расценить как проявление разума, во многих случаях лежат и другие, более простые по своей природе процессы. Бихевиоризм. Работы Дж. Уотсона, Б. Скиннера и других. Создателем бихевиоризма (от англ. behavior) был американский ученый Джон Уотсон (1878-1958). Он выдвинул радикальную для своего времени (начало XX века) идею о том, что предметом психологии животных и/или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 г. «Психология глазами бихевиориста». Он утверждал: • поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами; • анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов; • основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение. Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии. Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский исследователь Берхаус Ф. Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеровская камера). Некоторые из бихевиористов (Epstein, Premack, Shusterman и др.) предпринимали попытки трактовки поведения животных в терминах теории «стимул-реакция», подобно тому, как приверженцы павловского учения о высшей нервной деятельности пытались объяснять сходные факты как совокупность условных рефлексов. 15Психологическую концепцию американского исследователя Эдварда Толмена (1886-1959) иногда называют необихевиоризмом. Она основывается на признании целенаправленности в поведении животного. С точки зрения Толмена, в процессе обучения животное приобретает знания обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может использовать в «нужные» моменты. У животного формируется некая «когнитивная карта», или «мысленный план», всех характеристик лабиринта, а затем по нему оно строит свое поведение. Придерживаясь в целом бихевиористской схемы «стимул-реакция» для объяснения своих данных, Толмен ввел представление о так называемых промежуточных переменных, т.е. внутренних процессах, которые «вклиниваются» между стимулом и ответной реакцией, определяя характер ее течения. К промежуточным переменным он относил, в частности, мотивацию и формирование мысленных (внутренних) представлений. Представления Э. Толмена лежат в основе практически всех современных исследований когнитивных процессов у животных. Основные результаты его работ были изложены в монографии «Целенаправленное поведение животных и человека» (1932). В отечественной физиологии сходные представления развивал Иван Соломонович Бериташвили (или Беритов, 1884—1974), создатель Института физиологии Грузинской АН и известной грузинской нейрофизиологической школы. Еще в конце 20-х годов XX в. Бериташвили начал оригинальные экспериментальные исследования способности животных к отсроченным реакциям. На их основе была создана гипотеза о «психонервных образах», согласно которой поведение собаки, поставленной в ситуацию решения задачи, определяется не действующими в данный момент стимулами, а мысленными представлениями о них, или их образами. Труды школы И. С. Бериташвили, наравне с работами Э. Толмена, стоят у истоков современных исследований когнитивных процессов у животных. Ученики Бериташвили исследуют нейрофизиологические механизмы отсроченных реакций у животных и закономерности пространственной памяти. В них подтверждается его гипотеза о существовании у животных «психонервного процесса представления»

 



2016-01-26 476 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Предмет и задачи зоопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Предмет и задачи зоопсихологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)