Описательный метод - мономерная инвентаризация ед-ц яз. Синхронный метод
Этапы: выделение ед-ц анализа, членение выделенных ед-ц, классификация и интерпретация их, интерпретация фактов Приёмы: внешняя (выявление и описание фактов с внеяз.средой) и внутр. (связь данного явления с др.) интерпретации. Подходы: Социологический - при нормативно-стилистич. изучении яз, словарного состава; история слова+история вещи; выявление тематич. групп; стилистич.анализ Логико-психологич. - при изучении связи содержания яз. ед. с ед-ми мышления Артикуляционно-акустич. - приизучении физиологии звуков, их аккустич. особенностей Межуровневый - изуч. св-в одного уровня ч/з св-ва другого. =описательные грамматики, словари. Использ-ся при изучении систематич., синтагматич. и парадигматич-х связей. Парадигматич-я методика - приём оппозиции, сопоставление и противопост. ед-ц Синтагматич-я методика - сочетаемость ед-ц в разных типах контекстов. По-разному осуществляли описательное изучение языка сторонники логико-грам матической школы Ф. И. Буслаева, грамматико-психологической шко лы А. А. Потебни, формально-грамматической школы Ф. Ф. Форту натова, В настоящее время описательный метод отчетливо взаимо действует со структурным методом. Сравнит.-историч.метод (компаративистский) - совокуп. процедур приёмов историко-генетич.исследования яз.семей и групп. База- диахрония. Цель - осуществл. реконструкции незафиксиров-х письменностью имевших место в прошлом яз.фактов. путём планомерного сравнения соответствия более подзних фактов (2хи >), только родств., конкр.языков.; открытие законов, с пом. кот. развивались языки в прошлом. Техника: сравнение яз.явлений; рассмотрение явлений в историч.разв-и. Аксиомы: - сущ-ет родство яз-ы, оно - следствие их происхождения из единого источника - родств. яз. объединены в семьи, группы, подгр. - по ступеням родственности - различия родств.яз. - от их непрерыв.разв-я - изменения звков в родст.яз. - закономерный хар-р фонетич-х законов - корни и флексии сохраняют свои кач-ва на протяж.1000летий Этапы: реконструировать модель праязыка; определить её членение на языки; проследить разв-е каждого нов.яз. Приёмы: моделирование исходных праформ/архетипов; установление сис-мы соответствий, отклонений от них; хронологич. и пространств-я локализация яз.явлений; определение генетич. отнесённости яз.явлений Фонетич.закон - регулирует соответствия в звуках,общих по происхождению слов. Виды реконструкций: внешняя (случай, когда выходят за пределы 1го яз., привлекают данные родств-х) и внутр. (данные 1го яз, но факты разновременные; относит-но хронологии;установление последоват-го появления яз.явлений). Сопоставит.метод=контрастивный=типологический - совокуп.приёмов исслед-й и описаний яз. ч/з его системное сравнение с др.языками Цель: выявление сходств и различий Родств и неродств-е яз. Синхронный метод Если сравнивать только 2 яз. - это контрастивный метод Если 3 и > - типологич.=сопоставит. Акцент на различиях. Метод сформировался в 30-40гг 20в. в рамках типологического Я. - напр., кот. призвано выявлять универсалии в языках. Рез-ты=сопоставит. грамматики и переводные словари. Технологии: в идеале эталоном д.б. идеально сконструированный яз., в кот. отражалось бы всё. Но его пока нет. Лингвистика универсалий сформир. во 2йпол.20в. Когда применяют этот метод на практике, эталоном избирается 1 из яз. Также сопоставляются единицы разных уровней. Лингфогеографический метод - совокуп. приёмов картографирования эл-в языка. Цель - установить картину диалектич. членения праязыка и выявить реальные связи м/у яз., связ. с опред. этническими обществами В следств. сосуществования 2х моделей, объясняющих наличие общих эл-ов (Шлейхера (о праязыке) и Бон-Шмидта) Теория Шмидта: каждое нов.явление в яз. - в опред.точке (центре), а из центра - расширяется волнами, кот. постеп. затухают. Этапы: составление 22:57:54 вопросника, сбор материала, картографирование, интерпретация. Структурный метод - синхронный анализ яз. явлений только на основе связей и отношений м/у яз. эл-ми. Сложился в XX в. под воздействием работ И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Н. С. Трубецкого и др. Главная задача этого метода — познание языка как целостной функционирующей структуры, элементы и части которой соотнесены и свя заны строгой системой лингвистических отношений. Структурный метод в известной мере является продолжением описательного метода: в обоих случаях рассматривается функционирование языка. Однако описательный метод «исследует» прежде всего «наборы» действующих в языке частей и элементов, а структурный — отношения, связи, зависимости между этими частями и элементами. Эти методы допол няют один другой, их сочетание может дать полную картину развития языков. 1920е. База - на аксиомах структурадизма: - реальным есть не отд.яз.факт, а яз. как си-ма - сис-ма - это не сумма эл-ов, она качественно определяет эти эл-ты - над эл-ми доминируют отношения (основ.отношения - оппозиции) - т.к. в яз. основными есть отношения, то его можно изучать с пом. математич.методов.
Цель - изуч.яз.как целостной функционирующей стр-ры, эл-ты и части кот. соотносительны и связ. регулярными отношениями (описание внутр.организации мех-ма) Непротиворечивый, экономный, объектив.анализ, описание яз.фактов. Реализ-ся ч/з 4 методики: дистрибутивный анализ, м.непосредственных составляющих, трансформационный анализ, компонентный анализ. 1. Дистрибутивный анализ - америк. дескриптивная лингвистика (Блумфильд, Харрис). На основе окружения, дистрибуции (=распределения) устанавлив-ся качеств-е параметры (предложение - комплект из морфем). У каждой единицы свои окружения. Цель методики - выявление дистрибутивных классов. 2. М.непосредств.составляющих (Блумфильд,Гайк,Хоккет) - амер.структурализм. Суть: подача словообразоват. стр-ры слова и синтаксич. стр-ры предложения/словосоч. в виде иерархии составляющих эл-ов. Это постеп.членение высказывания на бинарные составляющие вплоть до неделимых элементов. применяется в си-х автоматического перевода
3. Трансформац-й анализ (Хомский, Харрис) - эксперимент.пиём определения синтаксич. сходств и отличий м/у яз.объектами ч/з сходства/различия в наборах их трансформаций. Формир-ся в рамких трансформац-й Грам. Аксиомы: - яз.стр-ры эквивалентны др.др. по своему синтаксич. строению - 1стр-ра м.трансфор=ся в др. - в основе любой сложной стр-ры лежит простая, поэтому с пом.небольш. набора правил можно из простых стр-р собрать сложную - в ядерную синтаксич. подсистему входят элементарные предлож., ч/з кот. обозначаются самые простые ситуации. Основ. задача: описать бесконеч.множество высказываний яз. как таких, кот. созданы производными от небольш.кол-ва исходных стр-р. Использ-ся метод: в синтаксисе, морфологии, лексич. семантике 4. Компонентный анализ (трубецкой) - сис-ма приёмов изуч-я значений слов. Суть: значения расщепляются на составные компненты - семы. Методика оппозиций: трубецкой разработал применительно к фонологии. Оппозиция - отношение м/у 2мя эл-ми, содержащее общее м/у ними и раздичное (диф-е признаки). Примеры оппозиций: число - ед\мн, время - наст\буд\прош Валентностный анализ (из химии) - свойство опред. разрядов слов присоединять к себе др.слова Валентность-св-во значения слова Применяется в обл. синтаксиса, лексикологии (глаголы).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |