Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как проводится наблюдение?



2016-01-26 1106 Обсуждений (0)
Как проводится наблюдение? 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация методов психологии

Методы психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

· Полевое – в обычной жизни;

· Лабораторное – в особых условиях;

· Опосредованное;

· Непосредственное;

· Включенное;

· Невключенное;

· Прямое;

· Косвенное;

· Сплошное;

· Выборочное;

· Систематическое;

· Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

· Невозможность или сложность повторного наблюдения;

· Эмоциональная окрашенность наблюдения;

· Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

· Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.

· Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.

· Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

Как проводится наблюдение?

Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

· Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;

· Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;

· Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

Наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);

2. Определение способа наблюдения;

3. Выбор способа регистрации данных;

4. Создание плана;

5. Выбор способа обработки результатов;

6. Наблюдение;

7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

· Наблюдатель не влияет на процесс;

· Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

· Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.

· Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.

· Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.

· Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе - без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны - что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.



2016-01-26 1106 Обсуждений (0)
Как проводится наблюдение? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как проводится наблюдение?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)