Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфемный состав слова



2016-01-26 906 Обсуждений (0)
Морфемный состав слова 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной единицей морфемного уровня является морфема – наименьшая значащая часть слова.

Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни), и аффиксальные (аффиксы).

Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)"). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках — например, суахили семья банту, (Центральная Африка) — используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках, к которым принадлежит русский язык, используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:

интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);

конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);

инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском: sumulat 'писать', ср. sulat 'письмо');

трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).

Основные понятия словообразования.

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты — дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

- производная (ПН) основа - основа образованного каким-либо способом слова, например, в слове комнатка производная основа комнатк-.

- производящая (ПЩ) основа (или основы) – основа того слово, от которого некоторое слово образовано, мотивирующая основа.

- средство словообразования - словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.

- способы словообразования:

1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:

1) приставочный: делать < пере-делать;

2) суффиксальный: синий < син-ев-а;

3) постфиксальный: мыть < мыть-ся;

4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник;

5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся;

6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся;

7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся.

2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель < зам,

2) сложение:

а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать,

б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший < сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.

в) сложение с сокращением (аббревиация): сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования < гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство < торгпредство).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация - переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) < столовая (сущ.).

3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить < орден(о)нос-ец (сложение производящих основ + суффиксация).

Случаи типа бежать < бег, называемый в в школьной грамматике бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег-#> бежа-ть.

- процессы, сопровождающие словообразование:

1) чередование гласных и согласных: кошка < кошеч-к-а (чередования к/ч, (/е), лев < льв-иц-а (чередования в/в', е/(#),

2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса): пар + ходить < пар(о)ход-#,

3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть < рез-к-а,

4) в некоторых случаях во избежание повтора одинаковых сегментов может происходить наложение морфем: лилов-ый + -оват-< лиловатый (вместо *лилов-оват-ый).



2016-01-26 906 Обсуждений (0)
Морфемный состав слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфемный состав слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)