Перечень вопросов к экзамену по курсу «Социальная история»
1. История, ее предмет, цели, задачи и функции. 2. Историческое сознание и историческая память. Особенности исторического знания. 3. Событие и факт. Исторический факт и критерии его установления. 4. Исторический источник. Классификация и характеристика основных видов исторических источников. 5. Историческая концепция и своеобразие исторических подходов. Критерии научности в историческом знании. 6. Социальная теория и историческая наука 7. Социальная история и ее место в историческом знании. Социальная история и историческая антропология 8. Предмет и методы социальной истории. Основные направления исследований социальной истории. 9. Особенности традиционного общества. Своеобразие организации общественной жизни в Средние века 10. Феодализм как социально-политическая система в Западной Европе. Феодальная иерархия. 11. Социальная структура средневекового общества. Трехчастная модель и ее происхождение. Понятие сословия и сословной группы 12. Ментальность и формы поведения в средневековом обществе Запада 13. Социальные структуры русского средневекового общества и его развитие с XI по XVII вв. 14. Трансформация традиционного общества в Европе в XVI-XVIII вв. и ее причины. 15. Значение Реформации и становления капитализма в развитии европейского общества раннего Нового времени 16. Дисциплинарная революция XVI-XVIII вв. и ее значение. Становление новых социальных институтов контроля (регулярная армия, тюрьма, клиника, работные дома, школьная система и т.д.) 17. Социальная структура европейского общества «Старого порядка» (XVII-XVIII вв.). 18. Зарождение и развитие «буржуазной публичной сферы» и становление гражданского общества. 19. Социальные движения и революции XVI-XVIII вв. 20. Русское общество в ранее Новое время и становление сословной системы в XVII-XVIII вв. 21. Индустриализация и модернизация социального строя в Европе XIX века 22. Характеристики «индустриального общества». Формирование классовой системы и последствия роста социальной мобильности в XIX-XX вв. 23. Нации, национальные государства и национализм в XIX-XX вв. 24. «Восстание масс» и «массовое» общество и культура в XX веке 25. «Информационное общество» и ключевые изменения в социальной динамике во второй половине XX века 26. Демографические процессы и историческая типология семьи. Институты брака и семьи в традиционном обществе. Особенности социального развития семьи в средневековой Европе 27. Причины становления нуклеарной семьи и изменения в семейных отношениях в Европе раннего Нового времени. Эволюция «буржуазной» семьи в XIX-XX вв. 28. Типология семьи в России XVII-XX вв. Крестьянская, городская, дворянская семья. Изменения в семейно-брачных отношениях в СССР. 29. Феномен детства в исторических исследованиях. Понятие возраста и взросления в различных обществах. Отношение к ребенку в античной и средневековой культуре 30. Причины «возникновения» детства в европейской культуре 31. «Школьная жизнь»: возраст, дисциплина и развитие форм обучения в Европе 32. Детство в русской культурной традиции 33. Трансформация детства в XX веке: «исчезновение» детства? 34. Понятие гендер в социальных науках. Фемининность (феминность) и маскулинность. История женщин как направление в социальных исследованиях 35. Социальный статус женщины от средневековья до конца XX века. Трансформация идеалов фемининности и ее социальные причины 36. Социальные роли мужчины и развитие образов маскулинности от средневековья до нашего времени 37. Гендерные роли женщин и мужчин в русской истории 38. Понятие маргинальности и маргинал в истории. Норма и девиантное социальное поведение. 39. Маргиналы в средневековом обществе. 40. Маргиналы и дисциплинарные практики Нового времени. 41. Отношения к маргиналам в XX веке 42. Маргиналы в русской истории. 43. Социальная стратификация общества. Понятия «сословие» и «сословная группа»: правовое и социально-историческое понимание 44. Теория сословного деления в Средневековой Европе. Права и обязанности сословий в обществе «Старого порядка». 45. Формирование сословий в России и их статус в XVIII- начале XX вв. Дискуссии о «сословной парадигме» в истории России. 46. Понятие «класс» и теории классового деления общества. Формирование классовой структуры в Европе и ее особенности, Классовая организация общества и классовые конфликты 47. Буржуазия и ее социальные признаки. «Рабочий класс» и его изменение его положения на протяжении XIX века 48. Изменения в классовой структуре на рубеже XIX-XX вв. 49. Классовая структура в XX веке и ее трансформация. Классовое деление и гендер в XX веке. Социальная мобильность в XX веке и ее негативные и позитивные последствия 50. Советское «бесклассовое» общество и особенности его социальной стратификации
Основная литература для подготовки к экзамену: Всемирная история: В 6 т. Т. 2 : Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. М.: Наука, 2012. Всемирная история: В 6 т. Т. 3 : Мир в раннее Новое время / Отв. ред. В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. М.: Наука, 2013. Всемирная история: В 6 т. Т. 4 : Мир в XVIII веке. / Отв. ред. С.Я. Карп. М.: Наука, 2013. Всемирная история. В 6 т. Т. 5. Мир в XIX веке: на пути к индустриальной цивилизации. М.: Наука, 2014. *** Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500. М., 2001 Кенигсбергер Г.Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. М., 2006 Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней / Пер. с англ. М., 2006. **** Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. В 3-х т. М., 1986. Т.1. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб., 2003. Т. 1. Хобсбаум Э. Век империй, 1875-1914. Р-н-Д, 1999. Хобсбаум Э. Век капитала, 1848-1875. Р-н-Д, 1999. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М., 2004
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |