Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, принципы и функции права



2016-01-26 442 Обсуждений (0)
Понятие, принципы и функции права 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА: «ПРАВО»

План:

1. Понятие, принципы и функции права.

2. Источники права.

3. Нормы права.

4. Система права.

5. Правомерное поведение и правонарушение.

6. Юридическая ответственность.

 

Понятие, принципы и функции права.

Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на урегулирование общественных отношений. Наиболее существенным признаком права выступает его тесная связь с государством, которая выражается в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивая его исполнение (в том числе и с помощью государственного принуждения). Право служит орудием проведения в жизнь политики государства, средством организации его управленческой или иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, то есть его нормы подлежат исполнению всеми без исключения субъектами. Другие признаки права: волевой характер, формальная определенность.

Даже в чисто юридическом смысле право не может рассматриваться однозначно. Можно выделить объективное и субъективное право.

Объективное право Субъективное право
это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. То есть объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах. это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с конкретным субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Субъективное право означает, таким образом, возможность выбора того или иного правомерного поведения, обеспечивает свободу лица, возможность проявлять самостоятельность и инициативу, т. е. субъективное право - мера возможного поведения субъекта.

Сущность права как специфического социального регулятора выражают принципы права. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение. Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. К общеправовым относятся следующие принципы:

Демократизма выражается в предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на действующие.
гуманизма суть в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком на основе человеколюбия, уважения личности, создания всех условий для нормального существования и развития личности.
законности означает, что все субъекты общественных отношений – государство, его органы, должностные лица, общественные организации и все граждане должны точно и неуклонно соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, не противоречат друг другу, соответствуют Конституции и объективным закономерностям общественного развития.
равноправия выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного лица или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом.
социальной справедливости заключается в том, что поступок человека оценивается правом в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества.

Существуют также принципы отраслевые и межотраслевые. Отраслевые принципы – это исходные положения, которые отражают специфику той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве; принцип разделения властей – в конституционном праве и т.п.). Межотраслевые принципы – исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности – в уголовном и административном праве; принцип состязательности – в процессуальных отраслях права и т.д.).

Функции права - это проявление его специфических свойств, которые определяются назначением права в обществе. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. Функции права отличаются постоянством, непрерывностью и длительностью их действия. Они постоянно присущи праву на определенном этапе его развития. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Она также выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их динамики. Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции права являются определение компетенции государственных органов, установление конкретной связи между субъектами права, установление правового статуса юридических лиц, закрепление и изменение правового статуса граждан. Регулятивную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения и т. п., которые способствуют удовлетворению интересов различных субъектов.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов наказаний, и призвана обеспечить охрану общества и личности.

Как уже было указано выше, право тесно связано с государством. Но государство - не единственный институт, играющий существенную роль в общественных отношениях; здесь же велико значение морали.

 

Источники права.

Право представляет собой качественное образование, которое характеризуется внутренней и внешней формой своего существования. Внутренняя форма права - это организация содержания права, которая выражается в виде различных структур и основными элементами которого являются норма права, правовой институт, отрасль права, система права. Внешняя форма права есть способ объективированного выражения государственной воли, внутреннего содержания права. Именно внешнюю форму мы называем источником права. Внешней формой выражения права (его источниками) прежде всего, являются правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - устойчивые, сложившиеся в результате их многократного применения правила поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением.

Правовой прецедент - это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Существует две основных разновидности правового прецедента - судебный и административный. Сущность, например, судебного прецедента заключается в том, что решение суда, вынесенное по конкретному делу, становится нормой для рассмотрения аналогичных дел. Таким образом, судья становится законодателем, устанавливающим правовую норму. Наибольшее распространение как источник права судебный прецедент получил в англосаксонской правовой системе.

Нормативный договор – содержащее нормы права соглашение между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес (федеративный договор, коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.).

Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий общеобязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

В зависимости от того, какой орган издал этот акт, различается юридическая сила нормативно-правового акта, его место в системе источников права. Под юридической силой нормативно-правового акта понимается степень подчиненности данного правового акта актам вышестоящих органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Высшей юридической силой обладает закон. Закон - это нормативный акт, устанавливающий, излагающий, отменяющий или изменяющий общие предписания - нормы права. Закон регулирует наиболее значимые, типичные и стабильные общественные отношения. Принимается в установленном порядке высшими органами государственной власти или в порядке референдума.

Согласно Конституции РФ - закон - это принятый представительным и законодательным органом Российской Федерации акт, обязательный для всех и имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Федерации (ст. ст. 4, 76 94). Таким образом, закон - это нормативно-правовой акт, принятый высшим государственным органом или в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные нормы права.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Основным законом каждой страны является Конституция. Конституция - это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих, во-первых, отношения между человеком и обществом; во-вторых, отношения между человеком и государством; в-третьих, основы организации самого государства. Конституция создает правовую основу для дальнейшего существования и развития, как государства, так и всего общества.

Федеральные законы - это законы, принимаемые федеральным законодательным органом и распространяемые на всю территорию федерации. Законы субъектов федерации - это законы, принятые законодательным органом субъекта федерации, и распространяемые на территорию характеризуются также разной степенью обобщенности нормативных предписаний, в зависимости от которых они делятся на простые и сложные (кодексы, основы, типовые положения, уставы).

Подзаконные акты. К подзаконным относятся акты органов исполнительной власти, акты местного самоуправления, а также акты внутриорганизационного характера, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждении, организаций.

Таким образом, подзаконные нормативно-правовые акты - это акты компетентных государственных органов или общественных организации, принятые на основе и во исполнение законов.

Юридическая сила подзаконных нормативно-правовых актов и сфера их действия зависят от компетенции издавшего его государственного органа. В Российской Федерации наиболее важными подзаконными актами являются Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, акты государственных региональных и местных муниципальных органов, ведомственные акты.

Нормативно-правовые акты имеют пределы действия во времени, которые определяются моментом вступления акта в силу и моментом, с которого данный акт теряет свою силу. Нормативно-правовой акт может вступать в силу: 1) с момента его принятия; 2) по истечении определенного срока после его публикации; 3) со времени указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Например, действие нормативного акта, принятого высшим законодательным органом Российской Федерации, распространяется на всю территорию России, а нормативный акт, принятый законодательным органом субъекта Российской Федерации (край, область и т.п.), действует только на территории данного субъекта.

 

Нормы права.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его принудительной силой и направленное на урегулирование общественных отношений. Нормы права обладают рядом характерных особенностей, которые отличают их от других социальных норм.

Нормы права - это такие общие правила поведения, которые обязательны к исполнению и соблюдению всеми людьми. Общеобязательность представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей.

Нормы права регулируют наиболее важные для общества общественные отношения.

Нормы права образуют систему, в основе которой лежит государственная воля. Она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием.

Норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без прав.

Виды норм права зависят от основания их классификации. Любая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершать или воздержаться от совершения определенных действий (поступков). В связи с этим их классифицируют на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

1.Уполномочивающие нормы представляют субъектам право на совершение определенных действий, влекущих юридические последствия. В своем тексте они обычно содержат слова "может", "вправе" "имеет право". Например "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность".

2.Обязывающие - это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.

3.Запрещающие - нормы права, которые указывают на недопустимость совершения лицом каких-либо действий, т. е. требуют воздержания от них. Основная цель этих норм - предотвращение возможного нежелательного для личности и общества поведения.

4. По методу правового регулирования различаются нормы императивные, диапозитивные, рекомендательные, поощрительные. Императивные нормы - строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания[1]. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей[2]. Поощрительные нормы содержат предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом вариант поведения субъектов. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений.

В зависимости от целевого назначения нормы права распадаются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений. Охранительные нормы регулируют общественные отношения, которые связаны с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения.

Нормы права можно классифицировать по отраслям права (по предмету правового регулирования). Различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, экологического международного и иных отраслей права.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятой. Таковы, например, определение преступления в уголовном праве (ст. 14 УК РФ гласит: Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству), сделок в гражданском праве и т. п.

По степени определенности следует различать нормы бланкетные и отсылочные. Бланкетные нормы права представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Так, например, ч.1 ст. 263 УК РФ гласит "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба – наказывается… " Таким образом, действие этой статьи УК основывается на специфическом содержании правил безопасности. Отсылочные нормы права непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

Выступая "клеточной" права, норма в то же время есть сложное образование, которое обладает признаком системности. Структура юридической нормы показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Структура нормы права - это способ взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция, санкция. Структура нормы права в логическом смысле представляет собой формулу: "Если, - то, - а в противном случае ".

Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъективный состав и т. п.). В вышеприведенной формуле логически она стоит впереди: "если".

Диспозиция - элемент нормы права, который определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция раскрывает содержание поведения субъекта права, выступает основной регулирующей частью нормы. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает на форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия. В формуле она соответствует элементу - "то".

Санкция - это структурный элемент нормы права, который указывает на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Санкция - это такой элемент нормы права, который предусматривает последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения. Санкция представляет собой заключительный элемент юридической нормы, завершат ее организацию.

Система права.

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли, подотрасли, институты), связанные между собой. Признаки системы права:

1) единство и согласованность норм, ее составляющих;

2) разделение на взаимосвязанные между собой институты и отрасли права;

3) объективность ее строения;

4) первичными элементами системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, отрасли, подотрасли.

Отрасль права - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений с помощью специального метода правового регулирования. Отрасль - наиболее крупное подразделение системы права. Деление системы права на отрасли способствует правильному применению норма на практике, мер защиты субъективных прав и юридических обязанностей, развитию и совершенствованию норм права, повышению их эффективности. Отрасли права являются составной частью системы права, взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют целостную систему. Выделяют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское, административное, уголовное, земельное, трудовое, семейно-брачное, уголовно-исполнительное, аграрное, экологическое, финансовое, предпринимательское, налоговое, муниципальное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное.

Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их основные полномочия.

Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.

Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.

Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.

Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.

Семейное право – отрасль, регулирующая отношения, связанные с браком и членством в семье и т.д.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. То есть, если отрасль права является частью системы права, то институт права - часть отрасли права. Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт - лишь их вид. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения, а такие институты гражданского права как подряд, мена, частная собственность и т.п. регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. То есть институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Так, подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, жилищное право; подотраслью административного права - муниципальное право.

 

5. Правомерное поведение и правонарушение.

Правомерное поведение - это такие действия людей, которые совершаются в соответствии с требованиями правовых норм, не нарушая этих требований. В правомерном поведении реализуются требования правовых норм и с их помощью достигаются цели, которые преследуются законодателем при издании норм права.

Правомерное поведение является, во-первых, формой реализации нормы права. Во-вторых, выступает неотъемлемым элементом режима законности и правопорядка, включается в содержание правовой культуры и во многом определяет ее уровень. Признаки правомерного поведения:

1) сознательно-волевой характер;

2) обеспеченность, гарантированность и защита со стороны общества и государства.

Правомерное поведение опосредствует важнейшие социальные связи во всех сферах жизни общества и определяется видом общественных отношений, которые реализуются актами правомерного поведения экономическими, политическими и идеологическими. При этом степень социальной пользы актов правомерного поведения выражается, во-первых, либо тем, что эти акты признаются социально необходимыми; во-вторых, если они признаются социально допустимыми.

Ценностным показателем правомерного поведения является то, что в нормах права акты признаются либо дозволенными, либо допустимыми, либо требуемыми необходимыми.

Юридическим выражением правомерного поведения является то, что это поведение обычно закреплено в нормах права. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Правонарушение - это виновное противоправное действие (бездействие).

Основные признаки правонарушения:

- это акт поведения, выражающийся в действии или бездействии;

- это такое поведение людей, которое противоречит предписаниям правовых норм;

- это поведение, наносящее обществу определенный вред.

Общественная опасность правонарушения состоит в том, что оно противоречит общественным отношениям, причиняет вред личности и обществу в целом.

Противоправность как свойство правонарушения проявляется в том, что такое поведение запрещено нормой права, противоречит ей. Правонарушение - это только то деяние, которое признается правонарушением в норме права. Таким образом, противоправность - юридическая форма выражения социальной опасности правонарушения.

Другим важным свойством правонарушения является его наказуемость - наступление юридической ответственности за совершение правонарушения.

Правонарушение - это всегда виновное деяние, т. е. деяние, совершаемое с той или иной степенью участия сознания и воли лица субъекту правонарушения.

Правонарушение всегда имеет свой состав - совокупность признаков противоправного деяния, указанных в норме права. В состав правонарушения входят следующие элементы:

1. Объект правонарушения - те общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние.

2. Объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков правонарушения (место, время, средства способ совершения правонарушения общественно вредные последствия).

3. Субъективная сторона правонарушения - психологическая характеристика противоправного деяния (вина, мотивы, цель). Обязательным и решающим элементом субъективной стороны правонарушения является вина, которая характеризует с внутренней стороны не только социальную суть деяния, но и психологическое отношение к нему и его результату нарушителя правопорядка. К этому понятию относятся умысел (прямой и косвенный) и неосторожность.

4. Субъект правонарушения - то лицо, которое совершило правонарушение и по закону должно нести юридическую ответственность.

Правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки. Преступления - такой вид нарушений норма права, который отличается высокой степенью общественной опасности и влечет за собой применение мер уголовного наказания. Все остальные правонарушения, не признанные законом преступлениями, называются проступками. Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности; к ним относятся гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения, влекущие за собой гражданскую, административную или дисциплинарную ответственность.

 



2016-01-26 442 Обсуждений (0)
Понятие, принципы и функции права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, принципы и функции права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)