Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ



2016-01-26 481 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальность, которой овладевают студенты факультета романо-германской филологии (ныне в более громоздкой формулировке -- факультета иностранных языков и международной коммуникации) Тверского государственного университета, именуется "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Близкой по своему содержанию является специальность "Филология", которую изучают студенты отделения русского языка и литературы филологического факультета. Обе специальности роднит наличие в учебных планах общелингвистического компонента.

Важное место в профессиональной подготовке лингвистов и филологов занимают изучаемые наряду с иностраннымси языками или родным языком дисциплины общелингвистического цикла. В этот цикл входят "Введение в языкознание", "История языкознания" и "Общее языкознание". Начальную лингвистическую подготовку даёт курс "Введение в языкознание".

Обычно (в большинстве университетов России) эта дисциплина изучается в первом и втором семестрах, на что отводится по 2 учебных часа на протяжении всего учебного года.
Курс введения в языкознание призван обеспечить начальное знакомство студентов с основными понятиями, идеями и проблемами современного общего языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований. Являясь курсом элементарным, пропедевтическим, он тем не менее ставит своей целью познакомить студентов в доступной форме с тем,

  • что собой представляют современное теоретическое и прикладное языкознание,
  • каков вклад в совокупное лингвистическое знание так называемого "традиционного", сравнительно-исторического (генетического), структурного и функционального языкознания,
  • каковы главные достижения языковедов второй половины 20 в. (и особенно последних десятилетий), представляющих разные научные школы и разные национальные традиции.

Студенты должны получить представление о том, что лингвистика -- это не некое застывшее множество знаний, а беспрерывная познавательная деятельность, требующая от её участников хорошей профессиональной подготовки.

Языкознание находится в процессе постоянного движения вперёд, и об этом свидетельствует наблюдающийся в последние примерно сорок лет (с конца 50-х -- начала 60-х годов ХХ века) дрейф лингвистики. В первой половине ХХ века её в основном занимали проблемы языка как достаточно хорошо упорядоченной системы относительно автономных строевых единиц, т.е. проблемы фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а потом и семантики. Фонетика и фонология, морфология, синтаксис, лексикология и семантика в их синхроническом и диахроническом (историческом) аспектах образуют в совокупности ФУНДАМЕНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Без знания этих дисциплин невозможно успешное овладение другими областями лингвистики.

На основе достижений в исследовании внутренней структуры языка в середине ХХ века испытала новый расцвет лингвистическая типология и начала формироваться математическая лингвистика.

Теперь же в фокусе внимания оказались проблемы функционирования языка, особенности его использованияв различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возросло внимание к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий и т.п.

Рядом с теоретическим языкознанием утвердило себя прикладное языкознание.

На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся дисциплины, как

  • прагматика, объектом которой является коммуникативное поведение носителей языка,
  • лингвистика текстакак сверхфразового образования,
  • теория речевых актов как актов целенаправленной деятельности, совершаемых посредством языка,
  • теория дискурса как связной последовательности речевых актов,
  • теория диалога, одним из вариантов которой является так называемый конверсационый анализ (выступающий в ряде случаев как анализ разговора),
  • социолингвистика,
  • этнолингвистика(антропологическая лингвистика),
  • психолингвистика и нейролингвистика,
  • компьютерная лингвистика, для решения проблем которой важны достижения математическая лингвистика,
  • когнитивная лингвистика, изучающая функционирование языка в процессах получения, обработки, хранения в памяти знаний о мире.

Основное содержание дисциплины в том аспекте, как оно видится на основе более чем 25-летнего преподавательского опыта кафедры общего и классического языкознания Тверского государственного университета, представляющей собой один из ведущих исследовательских языковедческих коллективов в стране, излагается в лекциях, закрепляется и углубляется в практикумах, закрепляется в процессе самостоятельной работы студентов.

Исчерпывающее знание содержания лекций и пояснений, которые даются руководителями практических занятий, является обязательным, поэтому в принципе не допускается их пропуск студентами. Пропуск более 2 семинарских занятий будет отрицательно сказываться на итоговой экзаменационной оценке.

Рекомендуются разнообразные способы получения и фиксирования учебной информации:

  • систематически ведущиеся записи (при возможности и магнитофонные) на лекциях и семинарах, регулярно просматриваемые, уточняемые и дополняемые в ходе самостоятельной работы,
  • письменное фиксирование наиболее важных идей и особенно определений лингвистических объектов при изучении рекомендуемых и находимых самостоятельно книг,
  • наблюдение за всеми видами процессов коммуникации как на русском, так и на других языках, и фиксация в своих рабочих заметках интересных языковых фактов,
  • решение лингвистических задач (фонологическая и фонетическая транскрипция, морфологический, синтаксический и семантический анализ фактов из разных языков, установление генетических и структурных соответствий между языками, перевод с русского языка на незнакомый язык или с одного незнакомого языка на другой и т.п.),
  • подача на лекциях и практикумах записок с вопросами по изучаемому материалу и вообще по проблемам языкознания, активное участие в обсуждении затронутых в них вопросов,
  • использование электронной переписки со своими преподавателями для консультаций по лингвистическим вопросам,
  • обращение к моей специальной странице в Интернете на сервере ТГУ http://homepages.tversu.ru/~ips, где публикуются вспомогательные материалы,
  • самостоятельные путешествия по лингвистическим веб-страницам в Интернете,
  • использование электронной почты для обращения с вопросами как ко мне, так и к руководителям семинарских занятий.

Первичными и ведущими источниками лингвистической информации для первокурсника являются лекции и семинарские / практические занятия. Именно здесь, в студенческой аудитории,

  • задаются основные векторы учебной деятельности студентов,
  • очерчивается программа-минимум их начальной подготовки по теоретическому языкознанию,
  • даются указания на основные и дополнительные учебники, учебные пособия, справочники, сборники задач,
  • формулируются требования к уровню и характеру знаний по каждой изучаемой теме,
  • ставятся очередные задачи на каждый очередной этап учебного процесса,
  • рекомендуются наиболее оптимальные способы усвоения материала,
  • проверяется уровень знаний по отдельным вопросам и целым модулям (разделам) дисциплины,
  • решаются лингвистические задачи,
  • подводятся промежуточные итоги работы каждого студента.

Оценки, полученные студентами на промежуточных этапах, учитываются на итоговом экзамене по дисциплине.

Основными книжными источниками информации по всей дисциплине в целом или большинству её разделов являются:

  • Маслов, Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997(или предшествующие издания).
  • Сусов, И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник.(См. его Оглавление.)
    ***
  • Зиндер, Л.Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1987.
  • Лингвистические задачи: Книга для учащихся старших классов. М., 1983.
  • Журинский, А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. М., 1995.
  • Калабина, С.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". М., 1977 (или др. издания).
    ***
  • Касевич, В.Б. Элементы лингвистики. М., 1977.
  • Лайонз, Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. (Отд. главы)
  • Реформатский, А.А. Введение в языковедение. М., 1967. (Отд. главы)
  • Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. (Отд. главы)
  • Широков, О.С. Введение в языкознание. М., 1985. (Отд. главы)
    ***
  • Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998. (Предшествующее издание вышло под названием: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.)

Эти источники используются неодинаково по степени обязательного охвата их содержания.
Исчерпывающим должно быть владение материалом учебника Юрия Сергеевича Маслова (ЮСМ) и материалом моего электронного учебника (ИПС).

Выборочно используются учебники и учебные пособия других авторов, в том числе:

  • Лия Васильевна Бондарко (ЛВБ), Людмила Алексеевна Вербицкая, Мирра Вениаминовна Гордина. Основы общей фонетики;
  • Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология / Под ред. Льва Алексеевича Новикова (ЛАН) и др.

Первокурсникам рекомендуется как можно скорее обзавестись в Интернет-Центре университета своими электронными адресами, научиться выходить в Интернет и искать на его страницах информацию, относящующуюся к их профессии. Значительным подспорьем в работе над проблемами языкознания является персональная страница И.П. Сусова, содержащая множество ссылок (links) на ресурсы Интернета и расположенная по адресу http://homepages.tversu.ru/~ips.

Умные, талантливые, одарённые студенты не удовлетворяются предлагаемыми списками литературы и в своих поисках обращаются к научно-популярным и научным книгам, сборникам, справочникам, к описаниям языков различных типов. Они как раз и становятся отличниками в подлинном смысле этого слова.

Регулярно можно просматривать в Сети материалы, на которые указывают следующие гиперссылки:

  • What is linguistics?
  • Intro a l'etude du langage
  • Dafydd Gibbon. Grundkurs Linguistik
  • Сто самых распространённых языков мира
  • Языки мира как объект лингвистики

Можно уже при первых же посещениях моего сайта зайти в Лингвистическую гостиную и познакомиться с её интерьером, с тем чтобы впоследствии чаще обращаться к её материалам:

  • О языках, языкознании и языковедах (Лингвистическая гостиная)
  • Компоненты языковой системы

Учебный материал распределяется по 8 относительно самостоятельным модулям. В каждом модуле перечисляются обязательные для усвоения теоретические понятия и положения, указываются основные и дополнительные источники информации по соответствующим проблемам. В модуле 9 содержатся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и рекомендуются задачи и упражнения для выработки практических навыков анализа языковых фактов. Все эти модули беспрерывно модифицируются.

 



2016-01-26 481 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)