Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативный компонент. Коммуникативные качества речи



2016-01-26 2591 Обсуждений (0)
Коммуникативный компонент. Коммуникативные качества речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема4: Понятие культуры речи и её качества

Что такое культура речи?

Под культурой речи понимается:

1) владение нормами литературного языка;

2) умение выбрать такие языковые средства, чтобы они помогли достичь поставленную при общении задачу;

3) соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента:

1) нормативный,

2) коммуникативный,

3) этический.

Нормативный компонент. Правильность речи.

Культурная речь – это прежде всего правильная речь. Правильность речи – это соблюдение норм (правил литературного языка). Правильность речи – первая ступень овладения культурой речи. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Чего не скажешь о человеке, который объясняется следующими фразами: Я приехал на транвае (правильно: трамвай), Я одел пальто (правильно: надел)

 

Коммуникативный компонент. Коммуникативные качества речи

Однако культурную речь нельзя характеризовать лишь словами «правильно – неправильно». Речь человека, который говорит правильно, т.е. соблюдает все нормы, нельзя назвать культурной, хорошей.

Нужно научиться выбирать языковые средства в зависимости от цели общения (от коммуникативной цели).

Известный филолог Г.О. Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества».

Признаком речи высокой культуры считается знание основных коммуникативных качеств речи и умение учитывать их при общении. Коммуникативные качества речи – это такие свойства речи, которые помогают общаться эффективно.

Коммуникативные качества речи оказывают наилучшее воздействие на адресата.

К коммуникативным качествам речи относятся точность, понятность, богатство и разнообразие речи, чистота, выразительность.

Точность речи – это строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности. Точность речи – это умение чётко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чём хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, нарушать логику повествования.

Плохое знание русского языка тоже приводит к неточности речи. Чтобы речь была точной, нужно знать значение употребляемых слов и внимательно относиться к омонимам, паронимам.

Так очень часто неправильно употребляют паронимы представление – предоставление. Представление – вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики, представить отчёт). Предоставление – выделение чего-то в чьё-то распоряжение (предоставление кредита).

Таким образом,

Точность речи определяется: знанием предмета; логикой мышления; умением выбирать нужные слова

Логичная речь – речь последовательная, в ней нет ничего лишнего, всё подчинено одной теме. Нарушением логики считается отсутствие абзацев или неправильное их выделение. Ярким примером отсутствия логичности может служить пословица «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька ».

Понятность речи – доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

Бывает, что текст написан без нарушения языковых норм, но понять его трудно или невозможно. Приведём пример такого текста: «Из сонма посвящённых у истоков наиважнейших из этих пролегоменов стоял Ф.де Соссюр. Его мощный интеллект прозрел семитологическую природу системности языка как различительного означивания его однородными элементами одного уровня». Нужно выбирать слова, которые понятны тем, с кем вы общаетесь. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать профессиональные слова, термины. Но если не все слушатели знакомы с терминами, их нужно объяснить.

Чтобы речь была понятной, нужно учитывать, что говорит автор, кому он это говорит, где, т.е. нужно помнить о том, чтобы речь была уместной.

Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения.

Различают уместность:

ситуативную (как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах);

– стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств

(в песне В. Высоцкого “Зачем аборигены съели Кука?” колдун, подбивая соплеменников съесть великого мореплавателя, обещает: “Кто уплетет его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет – вроде Кука!” – и глагол “уплетет” не вызывает здесь никаких возражений; однако, как писал языковед Л. В. Щерба, “если кто в серьезной книге напишет “фагоциты уплетают микробов, это будет глупо и неуместно”);

личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего (одним и тем же словом “дурак” можно и оскорбить, и осчастливить – смотря кому, как и по какому поводу оно сказано).

 

Богатство речии разнообразие речи заключается в богатстве словаря.

Известно, что словарный запас А. С. Пушкина составлял примерно 21 тысячу слов, а у современного взрослого образованного человека словарный запас примерно 10 – 12 тысяч. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже. Вспомним знаменитую Эллочку-людоедочку – героиню романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась примерно тридцатью словами.

Индивидуальный словарь пополняется за счёт синонимов, фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых слов.

Чистота речи – это отсутствие в ней любой нелитературной лексики: слов-паразитов, грубых, жаргонных, просторечных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.

Слова-паразиты (например: понимаете, вот, как бы) не несут никакой смысловой нагрузки. Они не только засоряют речь, но затрудняют понимание. Кроме того они психологически действуют на слушателей, раздражают их. Привычку вставлять в речь одно какое-нибудь слово часто высмеивают или пародируют.

Выразительность речи

Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответную реакцию слушателей. Способствует этому такое качество речи как выразительность. Выразительной называется речь, способная поддерживать интерес слушателя или читателя, помогающая воздействовать на человека.

В устной речи важна интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность зависит от задач стиля. Например, в научной речи необходима точность в употреблении терминов и логичность изложения, умелое использование самых разнообразных языковых средств для того, чтобы выразить своё эмоциональное отношение к тому или иному факту.

В художественной речи выразительность достигается употреблением тропов. К тропам относят сравнение, метафору, эпитет, гиперболу и т. д. Тропы используются во всех стилях, кроме официально-делового. Конечно, в научной речи они используются реже, чем в других стилях.

Делает речь более выразительной умелое употребление поговорок, пословиц, крылатых выражений, синонимов, эмоционально окрашенных слов.

Если вы будете знать основные коммуникативные качества хорошей речи и научитесь учитывать их при общении, вам легче будет заинтересовать слушателя, установить с ним контакт, воздействовать на него.

 



2016-01-26 2591 Обсуждений (0)
Коммуникативный компонент. Коммуникативные качества речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативный компонент. Коммуникативные качества речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)