Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современный тип денежной системы, ее характеристика



2016-01-26 2802 Обсуждений (0)
Современный тип денежной системы, ее характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




Как любая система, денежная система состоит из ряда элемен­тов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле де­нежная система на современном этапе должна включать две под­системы: подсистему безналичных расчетов и подсистему налич­ных расчетов'.

Какие основные элементы должны содержать обе подсистемы как составные части единой денежной системы, можно видеть из рис. 7.2.

 

 

Рис. 7.2. Элементы денежной системы

Как видно из рис. 7.2, первым основополагающим элементом денежной системы являютсяпринципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

По каким же принципам строится современная денежная сис­тема рыночного типа? Рассмотрим их:

Принцип централизованного управления денежной системой.Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели эко­номики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их

филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной мо­дели экономики характерно тем, что здесь на первый план высту­пают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые за­ставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

• Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он оз­начает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавлива­ются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключе­ние составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает прави­тельство и, как правило, министерство финансов страны.

• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции: с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

. Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответ­ствии с этим принципом появление новых денежных знаков (без­наличных и наличных) в хозяйственном обороте возможно толь­ко в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки

в оборот не должны поступать.

• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных зна­ков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-матери­альными ценностями, золотом и другими драгоценными металла­ми, свободноконвертируемой валютой, ценными бумагами и

другими долговыми обязательствами.

• Принцип неподчиненности центрального банка правительству и

подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что под­держание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решении стоящих перед ним задач начнет “вычер­пывать” средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому цен­тральный банк должен систематически отчитываться перед парла­ментом страны, который выступает как бы третейским судьей при возникновении разногласий между центральным банком и правительством.

• Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что централь­ный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определен­ное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценнос­ти, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа по­зволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита фе­деральных и местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия феде­ральных и местных расходов.

• Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержа­ния устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достиг­нуть не удается.

• Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государ­ство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денеж­ным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потока­ми в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и со­блюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

• Принцип функционирования исключительно национальной ва­люты на территории страны. Законодательство страны предусма­тривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно об­менивать национальную валюту на валюты других стран, но ис­пользовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Принципы построения денежной системы отражаются в дру­гих элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы.

Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной сис­темы, как правило, складывается исторически, однако в неко­торых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт, который стал им­ператором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы как “наполеондор”. В России в период с 1922 по 1947 гг. существовали два наименования денежной еди­ницы: “рубль” и “червонец”. После денежной реформы 1947 г. и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое на­именование денежной единицы - “рубль”, что было закреплено в принятом Парламентом страны Законе “О денежной системе Российской Федерации” и в последующем Законе “О Цен­тральном банке Российской Федерации”.

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным зако­нодательством (законы “О Центральном банке РФ”, “О банках и банковской деятельности”) устанавливается, что может служить в качестве обеспечения (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т. д.). Использование других видов обеспе­чения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок вы­пуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные день­ги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерчески­ми банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота.Такой

порядок включает систему прогнозных планов денежного оборо­та; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помо­щью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования. Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного ре­гулирования (методы); права и обязанности органов, осуществля­ющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты де­нежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют.Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 долл. = 5100 руб. До пере­стройки в России использовался порядок установления валютно­го курса, исходя из золотого содержания различных валют. Одна­ко, поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое со­держание денежной единицы не фиксируется, сейчас использует­ся способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популяр­ный способ котировки основан на “корзинке валют”, при кото­ром национальная валюта сопоставляется с рядом других нацио­нальных валют, входящих в “корзинку”.

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм от­четности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.

Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на ком­мерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хо­зяйств. Современные денежные системы не статичны. Они про­должают развиваться, становясь все более экономичными и эф­фективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычисли­тельной, компьютерной, электронной техники в организации де­нежного оборота. Все более широко используются “электронные деньги”, представляющие собой уже не записи на бумажных но­сителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший кон­троль банков и налоговых органов за денежным оборотом, до­биться существенной экономии издержек обращения.


Тема Рынок

План

1. Рынок: условия возникновения и развития.

2. Функции, структура, инфраструктура, конъюнктура рынка.

3. Экономические теории рынка.

 

1. Рынок: условия возникновения и развития.

Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально-экономического развития и с тех пор претерпел существенные качественные и количественные изменения.

Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке P. Бapp писал, что экономисты “понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются”.

В настоящее время под рынкомпонимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.

Рынок - это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конретного товара или услуг.

“Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них”.

Говоря о ценах, мы имеем в виду именно рыночные цены, которые устанавливаются не внешними по отношению к рынку силами (например, государством или церковью, как это было в средневековой Европе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением.Рыночная экономика – это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется рыночными, т.е. свободными, ценами.

Модель экономики такого типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Рассмотрим подробнее условия возникновения рынка.

Первым условием (предпосылкой) возникновения рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация или, другими словами, техническая обособленность участников хозяйственной деятельности. Она свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

Но сам по себе обмен не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда – достаточному условию его развития. Обмен имеет место во всех экономических системах, где есть разделение труда и специализация. Существовал он и в советском плановом хозяйстве, которое, однако, не было рыночным, так как условия производства и обмена (что и сколько производить, кому и по какой цене продавать) определялись не самими производителями, а государством в лице Госплана и отраслевых министерств. Отсюда следует, что общественное разделение труда – необходимое (без него не может быть обмена), но недостаточное условие существования рынка (отношений купли-продажи с помощью механизма цен).

Вторым необходимым условием возникновения рыночной экономики является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной деятельности, которая может существовать лишь тогда, когда все они независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить; сколько, кому и по какой цене продавать. Экономическая обособленность возникает на базе частной собственности, затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества). По сути своей экономическая обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, что его благосостояние зависит от соотношения выгоды, полученной от реализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т.е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений.

Третьим условием эффективного функционирования рыночного хозяйства является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Таким образом, рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, в ней действуют специфические принципы и стимулы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе выбора профессиональной деятельности для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя.

Как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:

1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;

3. свободное ценообразование;

4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;

6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

 

2. Функции, структура, инфраструктура, конъюнктура рынка.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов. В рыночной экономике действуют три субъекта:

Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;
Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;

Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.
Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.

Функции рынка:

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице:

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
по степени ограничения конкуренции монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
по отраслям автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции:

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы:

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:

  1. Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;
  2. Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;
  3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка;
  4. Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;
  5. Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
  6. Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;
  7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.

 

3.Экономические теории рынка

Попытку изучить законы и возможности рыночной экономики сделал еще Адам Смит. В работе „Исследования о природе и причинах богатства народов” он анализирует взаимосвязь и взаимозависимость категорий спроса, предложения, конкуренции, цены, создает модель рынка совершенной конкуренции. Смит сумел доказать, что при определенных общественных условиях частные интересы могут согласовываться с общественными, и рыночный механизм способен обеспечить богатство всего народа и каждого члена общества („невидимая рука” рынка).

А.Маршал в работе „Принципы экономикс” определил признаки свободного рынка, выделил аппарат кривых спроса и предложения. Цена на рынке, по мнению Маршала, устанавливается под влиянием как полезности, которая определяет спрос на определенный товар, так и предложения, которое зависит от затрат производства. Рассматривал рыночное равновесие на отдельных рынках. Математическое описание теории рынка дал Л.Вальрас, который изучал общее равновесие с учетом связей между разными отраслями экономики.

Постепенно ученые перешли к разработке моделей несовершенного рынка и несовершенной конкуренции с целью более реалистического анализа рыночных процессов.

С понятием рынка нераздельно связаны категории спрос, предложение, цена – те инструменты, с помощью которых устанавливается рыночное равновесие.

Спрос – это платежеспособная потребность, или потребность покупателя, имеющего денежные средства для приобретения товаров и услуг. Рынок реализует не потребности вообще, а потребности, обеспеченные денежными средствами.

Предложение – это совокупность товаров, которые есть на рынке, или могут быть представлены на рынок по определенным ценам, которые готовы продать производители.

Коньюнктура – определенное соотношение спроса и предложения как по всей товарной массе, так и по отдельным группам товаров.

Связь спроса и предложения с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения.

Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

D = f (Р) – кривая спроса.

Перемещение вдоль кривой D отражает приспособление потребителя к изменению рыночной цены.

На спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты):

1. вкусы и предпочтения потребителей;

2. количество покупателей на рынке;

3. денежные доходы потребителей;

4. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов;

5. цены на товары-комплементы (дополняемые) и товари-субституты (заменители).

Под влиянием этих факторов кривая спроса будет перемещаться вправо (спрос возрастает) или влево (спрос уменьшается).

Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эту связь называют законом предложения.

На предложение влияют также неценовые факторы (детерминанты):

1) цены на ресурсы, которые использует товаропроизводитель;

2) налоги и дотации;

3) количество продавцов на рынке;

4) цены на другие товары, производством которых может заняться продавец;

5) ожидание изменения цен.

Под влиянием этих факторов кривая предложения буди перемещаться вправо (предложение возрастает) или влево (предложение уменьшается).

Степень изменения спроса или предложения с изменением цены характеризует эластичность спроса или предложения по цене.

Коэффициент эластичности

Анализ эластичности используется при выборе ценовой стратегии предприятия.

 

Е = 0 – абсолютно неэластичный спрос;

Е = ∞ - абсолютно эластичный;

Е < 1 – слабо эластичный;

Е > 1 – сильно эластичный.

Показатель эластичности различен для разных товаров и зависит от доходов потребителей и наличия заменителей.

Спрос и предложение являются двумя противоположными силами, вызывающими движение цен вверх или вниз.

Равновесие – полное или частичное соответствие между объемом и структурой спроса и объемом и структурой предложения. Рыночное равновесие является свидетельством эффективного развития рыночной экономики.

PE – цена равновесия отвечает общественной стоимости товара.

Равновесие общее и частичное (на отдельных рынках).

Для анализа рыночной коньюктуры пользуются графиком спроса и предложения.

Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция имеет отрицательные и положительные черты.

Отрицательные – вытеснение мелких товаропроизводителей крупными; разорение одних и обогащение других; усиление социальной несправедливости; возрастание имущественной дифференциации населения, безработицы, инфляции...

Положительные – является движущей силой рыночной экономики. Побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию с минимальными затратами на основах НТР. Стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Без конкуренции не может действовать закон стоимости.

В период домонополистического капитализма существовала чистая конкуренция (совершенная). Это был рынок свободной конкуренции.

Его черты:

Ø неограниченное количество участников, их свободный доступ к рынку;

Ø абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Ø полная информированность участников о спросе, предложении, цене, норме прибыли;

Ø наличие стандартов на продукцию;

Ø ни один участник не влияет на решение других.

Чистая конкуренция – большое количество конкурентов предлагают одинаковый по качеству товар; производитель не влияет на цену. Она зависит от спроса и предложения.

Рынок монополистической конкуренции – разнообразие товаров, которые удовлетворяют определенную потребность. Множество покупателей и продавцов заключают соглашения в широком диапазоне цен. Производитель имеет возможность влиять на цену (за счет качества, отличий), у покупателя есть возможность выбора.

Олигополистическая конкуренция – несколько крупных фирм контролируют рынок определенной группы товаров. Жесткие условия проникновения на него. Продавцы ведут самостоятельную рыночную политику, но зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Цена производителя зависит от цен на товар конкурентов.

Виды конкуренции (по Марксу):

Внутриотраслевая – между предприятиями отрасли за получение прибыли. В результате ее создается общественная стоимость товара.

Межотраслевая – устраняет различия в нормах прибыли в разных отраслях за счет перетекания капитала из отрасли с меньшей прибылью в отрасль с большей прибылью.

Методы конкурентной борьбы:

Ø ценовая– за счет снижения цен производителями, которые имеют меньшие затраты;

Ø неценовая – повышение качества, использование рекламы, особые условия продажи;

Ø нечестная – деятельность, направленная на получение выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов (промышленный шпионаж, переманивание сотрудников конкурентов, антиреклама...).

Монополии – это большие предприятия, объединения, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке, приобретают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен, получают высокие (монопольные) прибыли. Монопольное положение дает предпринимателю возможность ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монополии:

Ø естественные;

Ø экономические;

Ø административные.

Естественная монополия – возникает вследствие объективных причин, когда спрос на данный товар или услугу лучше удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна: энергообеспечение, трубопроводный транспорт. Ликвидация или разукрупнение экономически нецелесообразны.

Административная монополия – возникает вследствие действий государственных органов –

1) предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности;

2) организационные государственные структуры: предприятие → объединение → главки, министерства.

Экономическая монополия – появление обусловлено экономическими причинами – на основе закономерностей хозяйственного развития вследствие концентрации и централизации производства и капитала (возрастание масштабов, объединение или поглощение).

Формы монопольных объединений:

Картель – объединение нескольких предприятий одной отрасли, которые сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о части каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – объединение нескольких предприятий одной отрасли, которые теряют собственность на произведенный продукт, то есть сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт осуществляется через общую контору.

Трест– объединение предприятий одной или нескольких технологически связанных отраслей. Теряют производственную и коммерческую самостоятельность – объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенной части капитала собственники получают акции (автомобильные объединения: сырье, сталь, автомобили).

Многоотраслевой концерн – объединение десятков-сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли. Главная фирма осуществляет финансовый контроль над другими.

Конгломераты – образовались поглощением прибыльных предприятий различных отраслей, которые не имели производственной и технологической общности.



2016-01-26 2802 Обсуждений (0)
Современный тип денежной системы, ее характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современный тип денежной системы, ее характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)