Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из чего склеивается, конструируется фабула?



2016-01-26 497 Обсуждений (0)
Из чего склеивается, конструируется фабула? 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория литературы

Олег Николаевич

Что такое форма и содержание художественного произведения?

Форма

1)Внешняя, материальная (не реальная )сторона художественного произведения (его плоть)

2) По отношению к форме:

Как…

1. Принципы

2. Средства

3. Приёмы

Которыми пользуется автор (его мастерская)

Сделал мир художественного произведения?( из чего?)

3)конкретная форма обслуживает одно ( и только одно !)содержание

(плоть вмещает одну душу)

4)форма первична при восприятии (встречают по одёжке, а провожают по уму)

5)форма помогает войти в содержание или мешает

Форма самооценка, но не самодостаточна

(безукоризненная форма может вмещать пустое содержание (формационное искусство ))

6)прекрасная форма может отражать ужасное содержание

Содержание

1)внутренняя идеальная (не материальная)сущностная сторона художественного произведения(его ”душа”)

2)по отношению к содержанию:

Ради чего? О чём?

3)конкретное содержание воплощается в одной (и только в одной!) форме

4)содержание всегда вторично при восприятии и особенно при осмыслении .содержащие

Самоценно ,но не самодостаточно. Прекрасное содержание может воплощаться в бездарной (несовершенной) форме

5)содержание самоценно ,но не самодостаточно

6)прекрасное содержание может воплощаться в бездарной форме

Отношения формы и содержания не пространственные, а структурные :

1)Любой минимальный элемент формы содержателен

2)любой минимальный элемент содержания оформлен

Диалектические отношения формы и содержания в метафоре представил Тынянов:

“отношение формы и содержания не есть отношения стакана и вина ,налитого в этот стакан ”

(не фантик и конфета!)

Структура формы

Что изображает автор словами?

В какой последовательности изображает словами?

Какими словами изображает?

Современный вариант:

· Изображённый мир литературного произведения

· Композиция литературного произведения

· Художественная речь в произведении

Художественная речь в произведении

Нет специальной художественной речи на которой пишут литературное произведение, но можно говорить о художественной речи конкретных произведений

Почему?

Объективно существуют –принципы ,средства, приёмы создания словесного образа

В чём специфика?

Словесный образ нематериальный, не вещественный

Принципы

1. Монологизм и разноречие

2. Поэзия и проза

3. Фонетические средства

4. Синтаксические средства

5. Тропы

6. Типы повествования

Монологизм и разноречие

Монологизм- все субъекты говорящие (повествователь, все герои, лирический герой если есть )изъясняются в одной манере.(пример: во всех древнегреческих эпосах)Важно не как, а что говорили и как слово соотносится с поступком .

Разноречие-субъекты говорящие изъясняются в различной манере. В 19 веке разноречие доходит до своей апогеи. Важно не только что говорит, но и как.

Поэзия и проза

!

 

 

 

Эмблема может усложнятся и становиться символом, а символ может упрощаться до эмблемы.

“коло ”-в русском языке “круг ” ( пример:” колодец”)

Эмблема-знак, указывающий на скрытую единичную сущность предмета (процесса, явления итп)(моно….)

1-3 значения

Символ-знак, скрывающий многозначную сущность предмета (полисимичен) больше 3 значений

Аллегория-иносказание, “эзопов язык”; за внешне наглядной и простой иллюстрацией скрывается абстрактное содержание

Аллегория требует расшифровки .Аллегория радиокальна.

Композиция

Композиция-есть в программе ВСЕХ элементов частей. В соответствии с авторским замыслом и с жанром требования

Жанр может помогать автору реализовать замысел или мешать ( Пушкин писал Онегина не как роман, а как роман в стихах )

Почему композиция это универсальная категория?

И в реальном мире и в художественном нет ни одного композиционно неформального предмета

Как оформляется композиция?

Функции композиции

· См. Программку (кол-во)

· Последовательность

· Построение всех элементов в пропорции

3 универсальные функции в каждом искусстве

Построение образной системы (образ, это не обязательно должен сводиться к героям, их может вообще и не быть )

Теоретическим и практическим образом может быть что угодно (мысль, чувство, процесс и тп)

Не обязательно герой является центральным образом (даже если он есть )

· Оформление событийного ряда, если он есть

А если его нет?

В каком литературном роде нет сюжета ?лирика

Композиционные приёмы

Композиционный повтор-использование автором одних и тех же приёмов

Работает на всех уровнях . Универсальный приём

Антитеза-противопоставление, по каким либо признакам, свойствам, качествам

Временные композиционные приёмы:

Только для временных искусств

(музыка, театр, литература, танец, кино, ретроспектива

Временное искусство –где образ воспринимается во временной протяженности )

Ретроспектива-обращение к прошлому

Основные варианты ретроспекции :

1)последовательное, поэтапное возвращение в прошлое

2)ретроскачек –редкий скачок в прошлое; часто оформляется как ретровставка

3)футороспекция –обращение к будущему из настоящего

Ретардация- короткий временной эпизод, автор воспроизводит в гиперболе :

Как продолжительный

Остановившийся

Сюжет

Сюжет не универсальная категория

Целый литературный род не знает сюжета –это лирика

Сюжет –это событийный ряд произведения, в том виде, как его воспринимает читатель, зритель, слушатель

1. Последовательность событий

2. Плотность событий (кол-во мотивов)

3. Соотнесении динамики и статики повествования

Фабула

Фабула-это событие в прямой хронологической последовательности (1,2,3,4,5,6…)

Сюжет это комбинация фабул т.е. авторская обработка фабул

Фабула лишена индивидуальности , а сюжет всегда оригинален

Пример: приключение Барона Мюнхаузена были выпущены в Германии и Франции. Одна фабула, разные сюжеты

Некорректно говорить о плутовских сюжетах , нужно говорить о бродячей фабуле

3(минимум)куска(частей)

А B

Мачеха тиранит падчерицу мачеха даёт падчерице заведомо невыполнимое задание

С

Несмотря на всё ,падчерица выполняет задание

D E

Падчерица получает жениха мачеха злится и умирает

ABC-фабула

ABCD-сюжет

ABCE-сюжет

Может ли фабула =сюжетом ?Да!

Из чего склеивается, конструируется фабула?

Мотив-минимальная устойчивая единица событийского ряда, представляющий собой устойчивую модель отношений

Самые востребованные -бродячие мотивы

Бродячий мотив-это устойчивая модель отношений, многократно повторяющаяся в жизни, закреплённая в нашем сознании (подсознании),отражённая в искусстве разных эпох и народов

БМ и БФ- обладают свойством узнаваемости



2016-01-26 497 Обсуждений (0)
Из чего склеивается, конструируется фабула? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из чего склеивается, конструируется фабула?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)