Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития психики в филогенезе



2016-01-26 878 Обсуждений (0)
Этапы развития психики в филогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




По мнению Леонтьева психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:

Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.

Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.

Интеллектуальное поведение. Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение

Характеристики интеллектуальной деятельности животных:

1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.

2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.

3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.

4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных, которая имеет такие фазы:

1) подготовительная - побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление - направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.

Различие психики человека и животного

Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Параметры сравнения Психика животного Психика человека
1.Филогенез Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие
2.Факторы психического развития в онтогенезе Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции Преимущественно непроизвольный, бессознательный Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.
8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами) Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях. Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию
Параметры сравнения Психика животного Психика человека
1.Филогенез Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие
2.Факторы психического развития в онтогенезе Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции Преимущественно непроизвольный, бессознательный Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.
8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами) Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях. Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

 

№ 44

Биологическое в развитии человека

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Что касается биологической эволюции , то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75—78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens — 80—90 лет. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени образования Homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие.Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы.

Факторы, воздействующие на человека:

- биологические задатки, кодируемые в генах;

- среда (социальная и природная);

- деятельность индивида;

- ум (сознание, мышление).

. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

 

№ 45

Социальное в развитии человека

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что касается биологической эволюции , то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней,быстрый рост социальных изменений, происходящая культурная эволюция человечества. Можно говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens.Роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

На вопрос, какое будущее ожидает человечество иногда высказывается мнение, что все виды животных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома. По мнению ученых, самая главная опасность состоит в опасности все большего загрязнения биосферы отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п.Это говорит о том, что главная угроза дальнейшему существованию человека — в нашей собственной культуре. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д. Есть мнение что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Генетический потенциал человека ограничен во времени достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером служат случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это говорит о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Факторы, воздействующие на человека:

- биологические задатки, кодируемые в генах;

- среда (социальная и природная);

- деятельность индивида;

- ум (сознание, мышление).

Адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

 

№ 48

Общая характеристика психики животных

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики"

Этапы психического отражения:

Филогенез - историческое эволюционное развитие.

Онтогенез - прижизненное развитие человека.



2016-01-26 878 Обсуждений (0)
Этапы развития психики в филогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития психики в филогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (878)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)