Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 23. 1. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков (Взгляды В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева , Л.Шестова и др.)



2016-01-26 786 Обсуждений (0)
Билет 23. 1. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков (Взгляды В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева , Л.Шестова и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Понимание и объяснение.

1. Соловьев В.С. попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий. Другой важной особенностью Соловьева является то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее « вбирает в себя» низшее. Вот как выступает всеединство у Соловьева: Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание, исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннюю противоречивость. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства.

София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софилогия. Основой и существом мира является « душа мира» - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, к нему должен стремиться человек. Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. « русская идея» - органического единства церкви, государства и общества.

Николай Александрович Бердяев (1874- 1948). Суть философии Бердяева - «познание смысла бытия через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно, прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. В философском отношении начальный период бердяевского богоискательства представлял собою смесь религиозно окрашенных объективного и субъективного идеализма. Общество рассматривалось как двухслойное явление, состоящее из мистической (божественной) основы и «нейтральной» сферы социальной жизни, входящей в противоречие с этой основой. Бердяев восставал против научного социализма прежде всего потому, что видел реальную силу, внутреннюю цельность, действенность и революционность марксизма .

В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л.Шестов (1866-1938). Антигентелектуалисты культивировали такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Действительность иррациональна, абсолютно непознаваема. И метод, и логика, и разум, по его мнению, все это - средства, скрывающие от нас действительность.

2. Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Исходные, донаучные виды понимания:

. освоение и понимание языка;

. понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;

. понимание социальных знаков, норм;

. понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

Основные виды научного понимания:

. понимание жизненного опыта людей прошедших эпох;

. интерпретация инокультурных символов и метафор;

. перевод и истолкование древних текстов ;

. понимание иных форм жизни;

. понимание культурных норм и ценностей ;

. понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных

теорий.

К 1му типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

2-ой тип понимания связан с переводом с одного языка на другой. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не в раскрытии смысла текста, а в том, чтобы найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

3ий тип понимания относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение.

Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание” был применен Дройзером. Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу “объяснение”.

Объяснение – одна из главных функций теории. Объяснение – раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления.

Научное объяснение должно отвечать двум требованиям: 1) адекватности; 2) принципиальной проверяемости . Объяснение - это выявление сущности предмета, подведение под закон с выявлением причин и условий, источников развития и механизмов действия.

Область научного объяснения разделяется на три подобласти: 1) каузальное объяснение; 2) генетическое объяснение; 3) телеологическое объяснение.

Объяснение может быть: 1) атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; 2) субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; 3) генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; 4) структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким.

По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования.

 



2016-01-26 786 Обсуждений (0)
Билет 23. 1. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков (Взгляды В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева , Л.Шестова и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 23. 1. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков (Взгляды В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева , Л.Шестова и др.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)