Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей конца XIX–начала XX века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн)
Литература для детей обычно имеет конкретного адресата - ребенка, в то время как литература о детях ориентирована на взрослого читателя. Большинство произведений А.П.Чехова и А.И.Куприна скорее о детях, чем для детей. В этой связи, на основе анализа их прозы, была сделана попытка проследить основные тенденции и изобразительные средства литературы о детях. В историю детской литературы А.П. Чехов вошел в 80-е годы XIXвека. Однакодетским писателем себя никогда не считал,выражал скептическое отношение к своей деятельности в этой области. Об этом свидетельствует письмо к Г.И. Россолимо от 21 января 1900 года, в котором А.П. Чехов отмечал «…так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится для взрослых. <…> Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений…» (П., 9, 19)[2]. Собственно для детей А.П. Чехов предназначал только два своих творения: «Каштанка» и «Белолобый». Это подтверждают строки из письма к издателю Г.И. Россолимо, просившему писателя выслать для публикации в сборнике его детские рассказы. «То, что у меня, по‐видимому, подходит для детей, — две сказки из собачьей жизни, посылаю вам заказной бандеролью. А больше у меня, кажется, нет ничего в этом роде…» (П., 9, 19). Подобное определение жанра вышеназванных рассказов не случайно. А.П. Чехов прекрасно разбирался в литературных приоритетах подрастающего поколения и, конечно, знал, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. Присущ этим рассказам и элемент таинственности, также характерный для многих сказкок. Сюжет «Каштанки» был подсказан А.П. Чехову В.Л. Дуровым. В его основу легли подлинные события из цирковой жизни известного дрессировщика и подобранной им собачонки. Основными персонажами рассказа являются как домашние животные, так и люди. Создавая образы своих героев, А.П. Чехов «изумляет портретным мастерством, умением художественно‐выразительнымиштрихами нарисовать внешний и внутренний облик человека и животного»[3]. Так, перед нами проходят: умная, впечатлительная Каштанка – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу…» (С., 6, 430); белый флегматичный кот Фёдор Тимофеич, которого «ничто не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, все презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал» (С., 6, 439); «умный гусь» Иван Иваныч, восхищающийся «своею речью» «черная, очень некрасивая свинья» Хавронья Ивановна, «…в голосе и дрожании хвостика которой чувствовалось много добродушия» (С., 6, 437). А.П. Чехов придавал большое значение эмоциональной стороне литературных произведений для детей. В связи с этим характеры своих персонажей, их душевное состояние писатель раскрывает в конкретных жизненных обстоятельствах, чередуя светлые и радостные с весьма драматичными. Очень ярким в этом отношении является эпизод из главы «Беспокойная ночь», повествующий о болезни и смерти гуся. В эту трагическую ночь Каштанке приснились два страшных «собачьих» сна, она постоянно чувствовала присутствие кого‐то чужого, которого нельзя было увидеть, ее душу раздирала тоска, «было… грустно и хотелось плакать <…> Она начала скулить тихо, тонким голоском: ску‐ску-ску…» (С., 6, 444). Даже Федор Тимофеич, редко покидавший свой матрасик, «в первый раз за все время знакомства подошел к Каштанке <…> Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь» (С., 6, 443). Изображая тяжелые переживания собаки и кота, А.П. Чехов достигает большого эмоционального накала. В обращении клоуна к гусю звучат теплые, интимно‐лирические интонации: «Бедный Иван Иваныч! – говорил хозяин, печально вздыхая. — … Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уж нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя? (С., 6, 443). В этом эпизоде А.П. Чехов доказывает юным читателям, что животные так же, как и люди, способны испытывать тяжелое чувство утраты. Рассказы «Каштанка» и «Белолобый» представляют собой классические образцы приключенческого жанра о животных, воспитывающие в детях интерес и любовь к ним, демонстрирующие ценность таких чувств, как преданность, привязанность и т.д. Они насыщены эстетическим содержанием и совершенно лишены навязчивого дидактизма. Не случайно А.П. Чехов сделал главными героями своих детских рассказов собак. Писатель придавал большое значение роли домашних животных в воспитании и жизни молодого поколения. Куприн не был ни теоретиком, ни критиком детской литературы, но он был писателем, искренно и серьезно утверждавшим, что “... самый трудный и ответственный род литературы - это произведения, предназначенные для детства и юношества...”[128]. А.И.Куприн великолепно чувствует грань между литературой о детях и для детей. Более того, он высказывает интересное мнение, что хорошие рассказы для детей могут с увлечением читаться и взрослыми, пробуждая в них детское начало. Куприн стремился узаконить в детских книгах правду жизни, не приправленную снисходительностью к нежному детскому возрасту. Рассказ А.И.Куприна “В недрах земли” является ярким представителем социального рассказа о детях - жанра, обретшего столь сильную популярность в последнее десятилетие XIX века.Тема фабричного и, в особенности, шахтерского мальчика, вынужденного заниматься самым непосильным трудом. Небольшой рассказ о большом подвиге двенадцатилетнего мальчика Васьки Ломакина, за считанные доли секунды до взрыва буквально вынесшего из шахты одного из шахтеров.“В недрах земли”, как и многие другие произведения А.И.Куприна, является результатом личных наблюдений писателя, его искреннего и деятельного интереса к жизни людей различных профессий.Особенно пристально вглядывается Куприн в условия работы и быта детей на шахтах. Их положение страшнее и безнадежнее, чем положение взрослых рабочих. Шахта, подобно чудовищу, проглатывает их, чтобы никогда не вернуть к жизни. Автор показывает, как в эпизодах драматических, требующих короткого, но предельного напряжения всех сил ребенка, определяется его человеческая личность, его возможное поведение в будущем. А.И.Куприн по большей части может быть признан продолжателем традиций А.П.Чехова. В то же время несомненное наличие беллетристического, универсального элемента в его творчестве делает прозу А.И.Куприна интересной не только для взрослой аудитории, но и для юных читателей. Основным доказательством этого тезиса может служить стабильный успех книг А.И.Куприна у подростков среднего и старшего школьного возраста.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4093)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |