Вопрос 3. Взаимосвязь и динамизм общих и специфических функций в системе управления организацией
Вопрос 1. Содержание понятия «функции управления». Их состав и объем в зависимости от конкретных условий.
«Функция» – слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к руководителю (субъекту управления) функция – это деятельность по управлению. Функции управления – это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившееся в процессе разделения управленческого труда (планирование целей и стратегии их достижения; разработка организационной структуры и распределение полномочий и т.д). Функции управления характеризуют взаимодействие субъекта управления и объекта управления. Объектом управления в менеджменте называется то, на что (или на кого) направлено управленческое воздействие: подчиненные, организация, подразделение и т.д. Для эффективного, целостного управления функции управления должны быть объединены в единый процесс, который характеризует взаимодействие субъекта управления и объекта управления. Функции объекта управления, реализуемые современными рыночно ориентированными организациями, стали называть бизнес-функциями.Поэтому функционирование таких организаций понимается как процесс реализации бизнес-функций и функций менеджмента. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач. Различие задач и функций проявляется в том, что функции – это повторяющийся вид деятельности организации, а задачи – это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время. Например, проведение маркетингового исследования рынка за определенный период можно рассматривать как выполнение задачи. Функция управления может целиком выполняться одним подразделением, но это же подразделение, одно или совместно с другими, может выполнять и другую функцию. Например, коммерческий отдел наряду с бухгалтерией реализует функцию учета и контроля. Состав функций подразделений и их объем зависят от конкретных условий: 1) сферы деятельности организации; 2) структуры и уровня развития производства; 3) размера компании, ее самостоятельности, места в сложившейся системе общественного разделения труда; 4) уровня технической оснащенности управления. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Например, маркетологи выполняют функции исследования рынка, продвижения товара. Коммерсанты – выполняют функцию продажи товара. В плановой экономике отдел планирования создавался во всех крупных и средних предприятиях. В настоящее время в период формирования рыночной экономики актуальными являются отделы маркетинга, коммерции (или отдел продаж). Работники этих отделов, в настоящее время наиболее высоко оплачиваемые. Функции управления носят объективный характер, это определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей, т.е., чтобы организация функционировала, необходимо обеспечить планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Вопрос 2. Классификация функций управления: общие и специфические (специальные, конкретные). Функциональная матрица распределения обязанностей.
Существует различная классификация функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации. Наиболее простой и доступной для понимания является деление функций на две группы: 1) общие; 2) специфические (специальные, конкретные). Общие функции управления были сформулированы А. Файолем в начале ХХ века. К ним относятся: 1) планирование; 2) организация и координация; 3) мотивация; 4) контроль. Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя функцию планирования, менеджер или предприниматель формулирует цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование). Функция организации реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности. Мотивационная функция заключается в определении потребностей работников, выборе наиболее подходящего и действенного в конкретной ситуации способа их удовлетворения (т.е. выбор системы оплаты труда и премирования и др.) с тем, чтобы обеспечить достижение целей, стоящих перед организацией. Контроль призван заблаговременно выявлять отклонения от установленных планов, стандартов, обнаруживать ошибки и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Особое место в системе управления занимают специфические функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации). В организации можно выделить следующие объекты управления: 1) производство; 2) материально-техническое снабжение; 3) инновации; 4) маркетинг и сбыт готовой продукции; 5) кадры; 6) финансы; 7) учет и анализ хозяйственных процессов и т.д. Управление этими объектами и составляет содержание специальных функций управления. Например, функция управления производством включает: 1) определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг; 2) расстановка работников по рабочим местам; 3) организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования (рабочим местам); 4) своевременный ремонт оборудования и техники; 5) оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе; 6) контроль качества.
Вопрос 3. Взаимосвязь и динамизм общих и специфических функций в системе управления организацией Система управления организацией – это совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой. Эти связи определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, и реализуются в конкретных организационных формах. Система управления включает: - специалистов, объединенных в органы управления (высшие, средние, низшие); - организационная структура управления; - состав полномочий, распределенных между органами управления; - комплекс методов управления; - совокупность связей; - организационную и вычислительную технику; - документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления. Общий вид системы управления представлен на рис. 1. Вход – вопросы, задачи, проблемы, возникающие перед управляемой системой (объектом управления) и требующие решения. Процесс управления – совокупность циклических действий по выработке решений и воздействий на объект управления (реализация функций управления).
Рис.1. Общий вид системы управления Выход - управленческие решения (способы, методы и пути) по достижению объектом управления целей.
- коммуникации,
Рис. 2. Управление организацией как процесс
В соответствии с системным подходом все элементы системы управления связаны друг с другом и оказывают друг на друга как прямое, так и косвенное воздействие. Например, увеличение объемов производства товаров (услуг) вызовет необходимость изменения штатной численности работников, их профессионального уровня и т.д. Представители системного подхода Ч. Бернард, П. Друкер во главу угла ставили цели организации. Лишь после их выработки, утверждали они, можно определить ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Взаимосвязь и динамизм общих и специфических функций управления обусловлена закономерностями процесса управления: - непрерывность - непрерывная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл); - стадийность, т.е. прохождение определенных стадий: 1) формирование целей; 2) определение альтернатив реализации целей; 3) организация исполнения решения; 4) контроль и оценка результатов; - общность – независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления; -согласованность – установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами достижения. ВЫВОДЫ: 1.Функции управления – это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Функции управления характеризуют то или иное взаимодействие субъекта и объекта управления. Управленческие функции являются основой для определения структуры и численности аппарата управления. 2. К общим функциям управления относятся: планирование; организация и координация; мотивация; контроль. 3. Специфические функции управления – это управление такими объектами, как производство, персонал, маркетинг, сбыт продукции, финансы и т.д. 4. С позиций процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций. 5. В соответствии с системным подходом все элементы системы управления связаны друг с другом и оказывают друг на друга как прямое, так и косвенное воздействие.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2003)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |