Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, опосредуемых через спрос и предложение. Условия возникновения: 1. редкость экономических ресурсов 2. ограниченность производственных возможностей человека по сравнению с его потребностью 3. общественное разделение труда 4. экономическое обособление производителей Функции: 1. регулирующая – рынок явл. инструментом регулирования товарных производств; 2. стимулирующая – стимулирует изготавливать с меньшими затратами; 3. информационная – необходимая информация о товаре; 4. санирующая – очищение общественного производства от нежизнеспособных субъектов; 5. ценообразующая – установление цены. Виды: I. по географическому обхвату: мировой рынок; национальный рынок; региональный рынок. II. по типу конкуренции: монопольный; олигопольный; рынок совершенной конкуренции. III. по условию действующего законодательства: легальный; нелегальный. IV. по объекту купли-продажи: 1. финансовый рынок (валютный рынок; рынок национальных валют); 2. товарный рынок: (р. потребительских товаров; р. товаров промышленного назначения; р. информаций; р. технологий). Основы функционирования рыночной системы: - Частная собственность и право, как основа принятия решений хозяйствующими субъектами; - Свободное колебание спроса и предложения, которые формируют цену; - Товарное производство. Фиаско рынка – проблема, на решение которых рынок не рассчитан -: - загрязнение окружающей среды - р. не справляется с Нац. обороной и с производством ряда благ - неравное распределение доходов - цикличность – чередование подъемов и кризисов - безработица и др. +: - эффективность - не знает деффицита Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели. Модели рыночной экономики: 1.Либеральная модель рыночной экономики (США): - приоритет частной собственности; - гибкие рынки труда и товаров; - незначительное государственное регулирование; - относительно низкие налоги. 2. Европейская экономическая модель – социальная рыночная экономика: - поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий; - невмешательство государства в механизм ценообразования; - проведение политики «открытой экономики». 3. Скандинавский социализм Частная собственность и соблюдение основных рыночных принципов, но с существенным вмешательством государства (процессы перераспределения доходов – высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями). 4. Модель новых индустриальных стран Развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государств-го вмешательства различаются. Особенности белорусской социально-экономической модели развития: - мощная и эффективная государственная власть; - развитие частного сектора наряду с государственным; - приватизация государственной собственности; - ориентация на интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией; - приоритет — развитию социальной сферы.
Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса Спрос – желание и способность людей покупать товары. Закон спроса – с повышением цены какого-либо товара спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара Неценовые факторы спроса: 1. доходы населения 2. потребительские вкусы 3. число покупателей 4. цены на сопряженные товары: - взаимозаменяемые; - взаимодополняемые 5. ожидания
Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения Предложение – желание и способность продавцов (производителей) предоставлять товары на рынке. Закон предложения – с повышением цены на рынке увеличивается объем предложения данного товара. Неценовые факторы предложения: 1. издержки производства 2. технология 3. налоги 4. цены на другие товары 5. ожидание 6. число продавцов Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Равновесие рынка. Причина изменения спроса м.б. связана с ростом популярности производимого продукта среди клиентов компании-производителя. Спрос зависит либо от цены, либо от качества изделия. В случае повышения спроса на продукт, цена будет возрастать. Это связано с дополнительными затратами на изготовление дополнительных партий изделий. При сокращении предложения на готовую продукцию, ее цена возрастает. Основа проблемы в том, что благодаря увеличению предложений продукция перейдет в разряд дорогостоящих продуктов. Рыночное равновесие — это когда спрос на товар равен его предложению. Такая цена в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Виды рыночного равновесия: Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (867)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |