Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема лекции №2 «Экономические ресурсы»



2016-01-26 798 Обсуждений (0)
Тема лекции №2 «Экономические ресурсы» 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Экономические категории и законы,

2. Классификация экономических ресурсов.

 

1.При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

Категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления,

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов. Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

♦ специфические законы;

♦ особенные экономические законы (законы для ряда эпох);

♦ общие экономические законы.

Специфические экономические законы — это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы — это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются усло­вия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы — законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

2. Ресурсы(с франц. - «вспомогательное средство») - это вещи, которые используют для производства благ и услуг. Для человека ресурсы выступают в качестве источников получения необходимых материальных и духовных благ, которые можно реализовать при имеющихся технологиях и социально-экономических связях.

Для организации экономической деятельности общество располагает экономическими ресурсами- факторами производства. Под экономическими ресурсамипонимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т. е. благ.

Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды:

1) материальные ресурсы- земля, или сырьевые материалы;

2) капитал- все произведенные средства производства, используемые при изготовлении товаров и услуг, доставке их к конечному потребителю;

3) людские ресурсы(личный фактор) - труд и предпринимательская способность. Экономические ресурсы обладают общим признаком - ограниченностью.Они редки или имеются в ограниченном количестве. Потребности же общества по существу безграничны. Перед обществом стоит задача наиболее целесообразного и эффективного использования ресурсов для более полного удовлетворения потребностей общества и его членов. В связи с этим важно определить границу производственных возможностей.Под производственными возможностямиподразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

При нехватке хозяйственных средств выбирается наиболее предпочтительный вариант применения производственных факторов. Наращивая объем производства одного продукта посредством увеличения ресурсов на его производство, уменьшают ресурсы для производства другого продукта. Так как одновременно производятся множество продуктов, ресурсы можно перераспределять между производством разных продуктов, в связи, с чем будут изменяться производственные возможности выпуска каждого из них.

График зависимости ресурсов, расходуемых на производство продовольственных и непродовольственных товаров, называется кривой производственных возможностей.Она выражает то, что экономика полной занятости всегда для производства одного товара должна поступиться производством другого.

Кривая производственных возможностей позволяет определить компромисс общества между эффективностьюи равенством.Чтобы экономика функционировала эффективно, она должна при увеличении производства одного товара снижать производство другого товара, т. е. находиться на границе производственных возможностей. Именно таким образом общество будет осуществлять наиболее равное обеспечение материальными благами своих членов.

Аналогично складывается компромисс индивида между потреблением и досугом.Индивидуальное потребление складывается из потребления материальных благ и потребления услуг. Уровень и структура потребления определяются уровнем и темпами развития производства. Повышение уровня производства обусловливает рост уровня потребления. Повышение уровня потребления сопровождается улучшением его структуры: растет доля потребления предметов длительного пользования, качественных товаров и доля потребления услуг (досуг, образование и пр.).

Ограниченность ресурсов порождает стремление к их эффективному использованию. Это достигается путем использования достижений НТП, повышения производительности труда, повышения качества продукции, применения выгод международного разделения труда, использования работы менеджеров и маркетологов и др. В этой связи перед экономической наукой встает двойная задача - объективная и субъективная, или позитивная и нормативная.



2016-01-26 798 Обсуждений (0)
Тема лекции №2 «Экономические ресурсы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема лекции №2 «Экономические ресурсы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)