Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА №5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ



2016-01-26 409 Обсуждений (0)
ТЕМА №5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Международная торговля как одна из форм МЭО.

2. Особенности структуры международной торговли.

3. Ценообразование в международной торговле.

4. Регулирование международных торговых отношений.

5. Инструменты государственной политики в контексте внешней торговли.

6. Аграрная политика в сфере международной торговли.

7. Деятельность международных торговых организаций.

 

-1-

Международная торговля в широком смысле охватывает любую обменную деятельность, как товарами, так и другими продуктами человеческого труда. Более того, международная торговля охватывает и предметы, которые не создаются людьми, а иногда и не совсем досягаемы для людей. В общем международную торговлю можно определить как систему отношений обменного характера (купли-продажи), которые возникают и существуют между субъектами МЭО и базируются на МРТ.

Мы рассматриваем международную торговлю как форму МЭО, которая отражает товарно-денежные отношения купли-продажи относительно товаров, которые представляют собой продукты так называемого материального производства. Под термином «товары» следует понимать товары материального производства или, грубо говоря, товары, которые можно ощутить с помощью людских органов чувств или определить наличие с помощью специальных приборов.

Международная торговля является своеобразным проявлением мирового товарного рынка. Поэтому не удивительно, что определение мирового товарного рынка почти совпадает в основном смысле с определением международной торговли. Мировой товарный рынок - это часть мирового рынка, система обменных отношений которого построена на организации купли-продажи продуктов материального производства.

Если на национальном рынке движение товаров обусловливается больше экономическими факторами (производственными связями между предприятиями и регионами страны), чем остальными, включая государственную политику, то на мировом рынке существенное влияние на международную торговлю имеет внешнеэкономическая политика отдельных стран. Следовательно, движение товаров между национальными государствами несколько ограничено, а некоторые товары, которые производятся в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот.

Особенности динамики мирового товарного рынка:

* структура и направление внешней торговли отдельных стран развиваются под влиянием изменений конкурентоспособности их товаров на мировом рынке;

* неравномерность развития внешней торговли отдельных стран и всего мирового товарооборота;

* заметной в мире является деятельность ТНК, которые конкурируют между собой, опираясь на помощь своих стран;

* создание международных организаций по вопросам регулирования международных торговых процессов.

Основные показатели международной торговли:

à величина общего экспорта стран;

à величина общего импорта стран;

à торговое сальдо стран;

à удельный вес (доля) экспорта (импорта) страны в общем мировом экспорте (импорте);

à величина экспорта (импорта) данного вида продукции;

à торговое сальдо страны по данному виду продукции;

à удельный вес экспорта (импорта) данного вида продукции.

 

-2-

Структуру международной торговли главным образом рассматривают в двух ракурсах: как торговлю отдельными группами товаров и как систему методов организации реализации товаров на мировом рынке.

Товарная структура международной торговли по основным группам товаров:

а) продовольствие (включая напитки и табак);

б) сырье;

в) минеральное топливо;

г) продукция перерабатывающей промышленности:

Þ оснастка и оборудование (включая транспортные средства);

Þ химические товары;

Þ черные и цветные металлы;

Þ текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда);

Þ другая продукция перерабатывающей промышленности.

Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке:

1. Традиционная торговля - это торговля между субъектами разных национальных экономик по традиционным правилам, то есть по формуле: товар - соответствующие деньги, в зависимости от спроса и предложения.

2. Торговля продукцией в рамках кооперации - это способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации, которая происходит, как правило, по трансфертным ценам (трансферт - банковские операции по переводу иностранной валюты или золота из одной страны в другую) в льготном режиме.

3. Встречная торговля - это совокупность международных торговых соглашений, при составлении которых закупка продукции сопровождается ответной поставкой товаров, с целью достижения баланса экспортно-импортных операций.

Виды встречной торговли:

* бартер - это товарообменные операции с взаимной передачей права собственности на товары без денежного эквивалента и без обязательного учета цен товаров;

* встречная закупка - это торговое соглашение, при котором страна-реципиент рассчитывается поставкой товаров безотносительно к импортируемой продукции, технологии или оборудованию (по форме, как видно, напоминает бартер);

* компенсационные соглашения - это вид международных торговых долгосрочных соглашений, при которых покупатель оплачивает стоимость товаров поставкой других товаров или оказанием услуг, а при необходимости разницу доплачивает деньгами;

* клиринг - это система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, которая основывается на зачете взаимных требований и обязательств. Различают межбанковский и валютный клиринг. Международный межбанковский клиринг - это расчеты между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц из разных стран. Международный валютный клиринг - это расчетная система в международной торговле и других формах экономических отношений между странами, которая базируется на основе международных платежных соглашений. Международные платежные соглашения - это межгосударственные договоры, которые регулируют организацию расчетов и платежей между двумя или несколькими странами.

Интересным современным методом организации международной торговли является соглашение «оффсет», которая предусматривает, как обмен товарами и услугами, так и возможность вкладывать капитал. Соглашения «оффсет» достаточно часто используются в торговле продукцией в рамках кооперации.

Международная биржевая торговля - это организационная форма международной оптовой торговли массовыми товарами, которые имеют стойкие и четко качественные параметры, проводимая в виде систематических международных операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты.

Развитие международной биржевой торговли в современных условиях имеет противоречивый характер. С одной стороны, в связи с резким ростом роли ТНК значение товарных бирж, как больших центров международной торговли где-то уменьшается, а с другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и т.д. Конъюнктура биржевой торговли и ситуация на фондовой бирже - один из главных и достаточно достоверных показателей динамики мировых товарных и валютных рынков, в частности.

Международный аукцион - это способ международной продажи отдельных партий товаров или отдельных предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену. В международной аукционной торговле наиболее часто товарами выступают: чай, некоторые предметы антиквариата, породистые лошади.

Наиболее известные в мире международные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Москве (кони). Самые распространенные аукционы организованы в форме акционерных обществ.

В мире используются разные виды аукционной торговли:

публичный гласный аукцион - это способ реализации товаров, на котором аукционист называет каждую последующую цену больше;

негласный (немой) аукцион - это способ реализации товаров, на котором покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки о согласии поднять цену на величину надбавки. Аукционист при данном способе поднимает цену, не указывая на покупателя, что является выгодным в тех случаях, когда покупатели хотят сохранить конфиденциальность своего приобретения;

голландский аукцион - это вид аукционной торговли, при котором устанавливаются максимальная цена и шаг, а затем совершается понижение цены до первого соглашения кого-то из покупателей, который и становится собственником товара.

Международные тендеры (международные торги) представляют собой состязательную форму закупки. При которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с разных стран на товар или услугу, которые бы отвечали соответствующим технико-экономическим характеристикам. Тендеры имеют следующие разновидности:

открытые (публичные) тендеры - это торги, в которых принимают участие все желающие фирмы;

закрытые тендеры - торги, в которых принимают участие только известные на мировом рынке поставщики и подрядчики;

единичные тендеры - это торги, о проведении которых объявляют только одной фирме (или небольшой группе фирм, как правило, по очереди), о которой достоверно известно, что она сможет выполнить срочный или тайный контракт;

наиболее тендеры распространены на мировом рынке машин и оборудования (более 80% стоимости всех контрактов приходится на тендеры).

Международная ярмарка - это один из способов реализации товаров фирмами из разных стран, которая представляет собой большой, периодически действующий и открытый рынок, который проводится в одних и тех же местах, в определенную пору года и в установленные сроки. Целью международной ярмарки является демонстрация образцов товаров, которые производятся фирмами - субъектами МЭО, для заключения торговых соглашений.

Международная выставка - это демонстрация достижений в области производства, науки и техники одной или нескольких стран на территории другой страны с целью заинтересовать субъектов местной экономики до подписания протоколов о намерениях торговать или даже для заключения торговых соглашений.

По характеру экспонатов ярмарки и выставки разделяют на универсальные и специализированные. Проводятся еще и так называемые мировые выставки, которые не ставят целью непосредственного заключения соглашений. а демонстрируют достижения стран-участниц и международных организаций в области науки, техники, культуры. На таких выставках демонстрируют свою продукцию, как правило, большинство стран мира.

 

-3-

Мировая цена, которая объективно отражает стоимость товара, характеризуется следующими признаками:

это цена, по которой совершаются крупные экспортные и импортные соглашения на условиях, которые являются привычными для большинства национальных товарных рынков;

это цена, которая используется в регулярных торговых соглашениях на главнейших рынках мира;

это цена в таких соглашениях, платежи по которым совершаются в СКВ.

Источники информации о мировых ценах, как правило, следующие:

1) Это полученные разными путями ведомости о ценах в обычных коммерческих соглашениях, расчеты по которым зарубежные фирмы производят между собой в СКВ. Полезно использовать, например, опубликованные международными товарными биржами данные о котировках на такие сырьевые товары, как зерно, каучук, медь, олово и т.д.

2) сведения о ценах, которые публикуются регулярно в отраслевых журналах и в др. периодической печатной продукции международных союзов, ведущих агентств и др. специализированных организаций. Этим источником выгодно пользоваться при поисках информации о мировых ценах на нефть, уголь, черные металлы и др. сырьевые товары и полуфабрикаты, но пользоваться этой информацией следует осторожно, потому что не всегда она отвечает действительности.

3) Импортные контракты отечественных партнеров с иностранными поставщиками, если к ним есть доступ.

4) Информация о ценах, которые используются внешнеторговыми организациями соседних стран в обычных коммерческих соглашениях при закупке товаров.

5) Данные о ценах, по которым отечественные фирмы продавали свою продукцию на том или ином зарубежном рынке. Используя этот источник, обращают внимание на соответствие сроков и коммерческих условий прошедших соглашений и тех, которые предусматриваются совершиться.

6) Расчеты-фактуры, листы о намерениях, протоколы о договоренности и другие документы;

7) Прейскуранты, каталоги предприятий и иные источники подобного рода, хотя пользоваться ими надо также осторожно.

8) Опубликованные разного рода официальные документы ООН и различных организаций промышленно развитых стран.

Информацию о ценах систематизируют и создают досье на иностранные товары, аналогичные или близкие по своим параметрам к тем, которые будут экспортироваться.

Цены на одинаковую продукцию различны в разных странах. Наивысшие цены (внутренние и экспортные) на продукцию обрабатывающей промышленности в большинстве случаев имеют фирмы США, что объясняется большими затратами производства в этой стране с другими промышленно развитыми странами.

Специфика экономического и научно-технического развития отдельных стран прямо или косвенно, наряду с иными ценообразующими факторами, влияет на мировые товарные цены. Поэтому анализ динамики и уровня цен на рынке обязательно должен включать количественную оценку разницы в уровнях цен фирм разных стран и учитывать выявленные причины этой разницы.

 

-4-

Регулирование внешнеторговых и в общем всех международных торговых отношений происходит на трех уровнях:

на уровне предприятия;

на уровне государства;

на уровне международных организаций.

Для предприятия при этом важной стратегической задачей является выбор оптимальной организационной структуры внешнеэкономического сбыта. Оптимальность структуры зависит от следующих параметров:

характера производственной специализации фирмы;

размера фирмы;

принципиальной схемы организационного построения и формы управления;

совокупности внешних условий (внешней среды) функционирования;

уровня развития экспорта.

Последний параметр содержит информацию о характере сбытовых организаций на иностранных рынках, о их масштабах и географической и продуктовой диверсификации.

Для организации экспорта фирмы-производители содержат собственный внешнеторговый аппарат, под которым следует понимать систему органов и служб, объединенных функцией управления процессом реализации и закупки товаров за границей. Внешнеторговый аппарат фирмы в зависимости от возможностей фирмы может иметь вид:

встроенного экспортного отдела (имеет полную организационную зависимость от отдела сбыта);

специального отдела экспорта (занимается обеспечением регулярных экспортных операций, планово-аналитической работой, рекламно-информационной, кредитно-расчетной, транспортно-коммуникационной деятельностью и является самостоятельным по отношению к отделу сбыта);

экспортных дочерних компаний (осуществляют целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию товара фирмы по согласованной с нею ценами, сохраняют юридическую самостоятельность и поэтому самостоятельно отвечают перед покупателями по своим обязательствам).

Значительная роль в укреплении позиций национальных компаний на мировом рынке принадлежит государству, государственным методам регулирования внешней торговли, экспортной политике государства. Экспортная политика государства состоит в том, что, с одной стороны, государство непосредственно совершает процессы финансирования, организации, информационного обеспечения и стимулирования национального экспорта, а, с другой стороны, постоянно происходит совершенствование системы способов непрямого влияния государства на уровень конкурентоспособности национальных товаров путем:

укрепления научно-технической и производственной базы;

регламентации в области стандартов и качества;

помощи в кадровом обеспечении и т.д.

Специфика внешнеэкономической политики некоторых государств:

а) США.

Развитием экспорта занимаются:

* Министерство торговли;

* Экспортно-импортный банк США (выдает прямые кредиты, играет роль гаранта);

* Государственная корпорация содействия частным инвестициям за границей (проводит финансирование и страхование американского экспорта в развивающиеся страны);

* Агентство международного развития (стимулирует экспортную деятельность путем предоставления льгот и гарантий);

* Управление делами в сфере *** бизнеса (бесплатно оказывает американским фирмам услуги: консультации по финансовым, правовым, экономическим и техническим вопросам; составление экспортных программ; обучение специалистов; выдача кредитов и гарантий);

* Управление сельского хозяйства (стимулирует экспорт путем финансовой поддержки, проведения комплексных рыночных исследований).

б) Япония.

Здесь двигаются в направлении преимущественного использования непрямых методов регулирования национального экспорта.

Под эгидой министерства внешней торговли и промышленности действует организация «Джетро», которая занимается аккумулированием информации о внешних рынках, организовывает деловые контакты японских экспортеров с потенциальными покупателями за границей, рекламирует японские товары.

Японский совет сосредотачивает усилия на научно-технической помощи фирмам на стадиях разработки и производства экспортных товаров в форме организации совместных с частным бизнесом исследований. Особенность японских совместных исследований состоит в том, что их конечной целью в большинстве случаев является создание готового продукта-образца, что содействует быстрому, чем в иных странах, промышленному освоению результатов научно-технических разработок.

в) Великобритания.

Основным видом государственной поддержки экспорта является помощь в получении информации об иностранных рынках и иностранных конкурентах, а также содействие в организации международных ярмарок и выставок.

г) Франция.

Созданы специальные органы, среди которых важной является служба СЕЗАМЕ (Служба поддержки и содействия ВЭД), которая бесплатно предоставляет такие услуги, как анализ экспортного потенциала фирмы, консультации по изучению рынков, динамики спроса.

Общие для разных стран формы стимулирования экспорта:

государственное кредитование экспорта;

смешанное кредитование (частное+государственное);

выдача денег каналами помощи (для фирм, экспортирующих свою продукцию в развивающиеся страны);

государственное страхование экспортных кредитов;

налоговые льготы для экспортеров;

выделение субсидий на экспорт (это позволяет экспортеру значительно снизить цену на товар, часто и ниже себестоимости, что создает необоснованные преимущества экспортерам субсидированных товаров);

организационное и информационное содействие со стороны государства в экспорте.

-5-

Инструменты государственной политики делят на тарифные и нетарифные. Тарифные способы внешнеэкономической политики государства непосредственно связаны с таможенными сборами. Пошлина - это сбор денег, которые выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товаром границы и который при этом повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров, влияя этим на объем и структуру внешнеторгового оборота.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных сборов, которые начисляются на товары при экспорте или импорте. Таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок сбора:

колонка максимальных (или генеральных) пошлин (это для товаров из стран, с которыми отсутствует торговый договор);

колонка минимальных пошлин (для товаров из стран, с которыми подписаны торговые договоры);

колонка преференциальных пошлин.

Пошлины бывают трех видов:

a) адвалерные (взимаются в процентах от цены товаров);

b) специфические (взимаются в определенной денежной сумме с массы, объема или единицы товара);

c) смешанные.

Нетарифные способы регулирования внешней торговли делятся на несколько категорий.

Первая категория. К ней относятся больше половины способов нетарифного регулирования, которые непосредственно направлены на ограничение экспортно-импортных операций с целью защиты отраслей национального производства. из этих способов следует выделить:

1) Лицензирование внешнеэкономической деятельности.

Лицензионная система предусматривает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеэкономические операции с определенными товарами, которые внесены в список лицензируемых по экспорту или импорту.

Основные виды лицензий сводятся к двум типам:

а) генеральная лицензия, которая позволяет ввоз товаров, внесенных в список на протяжении определенного периода;

б) разовая индивидуальная лицензия (разрешает импорт или экспорт определенного вида товара конкретному экспортеру или импортеру с указанием количества товаров, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможенного пункта, через который должен происходить ввоз или вывоз товара).

Основным регулятором процесса использования лицензирования внешнеторговых операций на межгосударственном уровне является ГАТТ/ВТО.

2) Контингентирование внешнеторговой деятельности.

Контингенты (или квоты) - это количественные ограничения в стоимостном или физическом выражении, которые вводятся на импорт и экспорт отдельных товаров на определенный срок. Количественное регулирование совершается через индивидуальные неавтоматические лицензии.

Лицензирование и контингентирование представляют собой прямые административные формы государственного регулирования внешней торговли, ограничивающие самостоятельность предприятий по выходу на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены соглашения по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, которые позволено вывозить или ввозить. И все-таки, не смотря на то, что система лицензирования и контингентирования импорта или экспорта устанавливает достаточно жесткий контроль над внешней торговлей некоторых товаров, она в большинстве случаев является более гибкой и эффективной, чем экономические методы внешнеторгового регулирования, что в значительной мере поясняет то, что эта административная система крепко держится в арсенале способов внешнеторгового регулирования большинства стран мира.

3) Антидемпинговая пошлина применяется в случаях импорта товаров по ценам, которые являются более низкими в сравнении с из затратами на производство.

4) Компенсационные пошлины применяются в случаях выявления фактов получения экспортером государственной субсидии с целью повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенности применения антидемпинговых и компенсационных пошлин:

а) необходимость проведения исследования с целью установления фактов демпинга или применения экспортной субсидии, а также определения нанесенных убытков или угрозы их возникновения;

б) эти способы основываются на дискриминационной основе против поставщиков определенных товаров.

5) Импортные депозиты - это форма залога, которую импортер должен внести в свой банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается с помощью определенного отношения к стоимости импортного товара.

6) Импортные налоги. К этому роду взысканий относятся:

а) налог, который в некоторых странах взимается только за пересечение границы;

б) разного рода сборы, связанные с оформлением документов на таможне, с таможенным осмотром товаров, проверкой его качества;

в) портовые, статистические, санитарные и другие подобные сборы.

7) Соглашения о «добровольном» ограничении экспорта. Это навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство с ограничением экспорта товаров в импортирующую страну.

8) Соглашения об установлении минимальных импортных цен. Экспортирующие фирмы должны строго придерживаться минимальных цен на товары при составлении контрактов с фирмами страны, где действует такое соглашение. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня страна-импортер вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может данных экспортеров вытолкнуть за границы ее рынка.

Последние два способа являются новыми среди торговых ограничений. Их специфика состоит в нетрадиционной технике установления, а именно в том, что барьер, защищающий страну-импортера применяется не на ее границе, а на границе страны-экспортера.

Вторая категория. Это способы, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным формальностям. К таким способам относятся:

1) формальные способы на таможне;

2) установление технических стандартов и норм;

3) установление санитарных норм;

4) требования к упаковке и маркировке;

5) требования к разливу.

Третья категория. Это способы, которые, на первый взгляд, совсем не имеют ничего с политикой ограничения импорта или стимулирования экспорта, и действие которых все-таки заметно влияет на экспорт или импорт. Выделяют:

1) Валютные ограничения. Это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. В некоторых странах, например, импортер вынужден получить лицензию на использование валюты для импорта товаров.

2) Регулирование ввоза и вывоза капиталов, то есть регулирование иностранных инвестиций.

 

-6-

Каждая страна проводит свою собственную политику по отношению к аграрному сектору, так как сельское хозяйство является особенным сектором, который в значительной степени зависит от природно-климатических условий. ГАТТ исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. В торговле сельскохозяйственной продукцией демпинг, экспортные субсидии, импортные квоты, дискриминация и международные картели не запрещены, тогда как эти методы ГАТТ решительно запрещает в торговле иными товарами.

Для определения уровня защиты страны от импорта используется показатель. Который называется номинальным протекционистским коэффициентом (Кнп) или номинальным коэффициентом защиты:

, при ВК =стаб.,

где Кнп - номинальный коэффициент защиты;

Р1 - действующая цена на данный вид продукта в данной стране;

Р0 - мировая цена на данный вид продукта;

ВК - валютный курс.

Номинальный коэффициент защиты равен отношению цены, которую получают производители за свой продукт, к цене, которую они могли бы получать при свободной торговле на мировом рынке, при условии, что валютный курс стабилен.

Если Кнп > 1, то есть Р1 > Р0, то это означает, что государство поддерживает производителя данной продукции, защищая от импорта.

Если Кнп < 1, то есть Р1 < Р0, то это означает. что государство не поддерживает производителя данной продукции. а еще дополнительно его обкладывает налогом.

Коэффициент Кнп позволяет делать подобные выводы, но с определенной мерой осторожности, поскольку определение это не является совершенным. Причины:

при определении Кнп ссылаются на данные о ценах, которые значительно колеблются, а поэтому протекционизм сегодня или завтра может превратиться в налогообложение;

не всегда удается учитывать транспортные затраты, цены не всегда сопоставимы;

в номинальном коэффициенте защиты не учтены другие способы, которые влияют на производителей агропродукции (например, налоги или тарифы на использованные факторы производства).

Чем богаче нация, тем сильнее у нее тенденции к протекционистской защите аграрных производителей, то есть в таких странах высокий номинальный коэффициент защиты. И еще один вывод: фермеры, занимающиеся экспортом продукции, платят всегда больший налог, чем те фермеры, которые производят продукцию, конкурирующую с импортом. Другими словами: фермеры экспортной продукции защищены слабее, чем фермеры, которые борются с импортом.

Причины такой ситуации:

защита импортозамещающего фермерства связана с реализацией всегда популярной задачи: достичь самообеспечения в производстве агропродуктов, а особенно продуктов питания;

налогообложение товаров, которые могут быть экспортированы, преобразовывает в доход государства разницу между высокой ценой на мировом рынке и низкой ценой на национальном рынке;

защита импортозамещающего производства обеспечивает тарифные доходы (или доходы от выдачи лицензий).

Развитые страны используют различные формы политической поддержки фермеров, но имеются общие черты:

направлены на повышение доходов фермеров;

делается это за счет нанесения убытков национальным потребителям агропродукции;

при этом возникают общеэкономические затраты в протекционистских национальных хозяйствах.

 

-7-

Кроме предпринимательского и государственного уровня регулирования есть еще уровень межгосударственный, уровень международных организаций. Главными из них являются: ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО, МТЦ, МТП.

ЮНКТАД (Конференция ООН по вопросам торговли и развитию)- это орган Генеральной Ассамблеи ООН, создана в 1964 г., является одной из многочисленных организаций: в нее входят все члены ООН, а также члены специализированных организаций и МАГАТЕ.

Актуальные проблемы международных торгово-экономических отношений и связанные с ними проблемы развития, ЮНКТАД рассматривает комплексно, в их взаимосвязи, с учетом интересов всех групп стран.

Основные задачи ЮНКТАД:

содействие развитию международной торговли;

обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между разными странами;

выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных МЭО;

участие в координации деятельности иных организаций системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и стимулирования международной торговли;

рассмотрение широкого круга проблем международной торговли сырьем, готовой продукцией, полуфабрикатами;

рассмотрение условий «невидимой торговли» (фрахт морского транспорта, страхования, финансирования и кредитования внешней торговли);

рассмотрение проблем деятельности ТНК, передачи технологий, валютно-кредитных отношений;

Высшими органами ЮНКТАД являются сессия ЮНКТАД и Совет по вопросам торговли и развитию. Сессия ЮНКТАД проводится не реже одного раза в год. Текущая деятельность ЮНКТАД проводится рабочими комитетами и Секретариатом во главе с генеральным секретарем. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.

ГАТТ - это международное многосторонне соглашение, которое регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Она выполняет роль инструмента либерализации в международной торговле, направленного на снижение различных таможенных преград. ГАТТ действует с 1948 года. С 1.01.95 решено организовать Всемирную торговую организацию (ВТО) на базе ГАТТ.

Основные принципы ГАТТ:

1. Недискриманация (режим наибольшего благоприятствования). Такой режим обязывает каждую страну-участницу распространить на всех поставщиков какого-либо товара льготы, которые она бы предоставила одному из них.

2. Одинаковые фискальные правила и иные регламентации для товаров национального производства или импортируемых товаров.

3. Запрет демпинга и разрешение на введение антидемпинговых пошлин в случае нарушения этого запрета.

4. Возможность нейтрализации экспортных премий или субсидий через компенсационные сборы.

5. Гармонизация методов расчета таможенной стоимости товаров.

6. Недискриминационность по отношению к поставщикам при государственных закупках независимо от их национальности.

7. Неконтингентирование импорта, то есть устранение количественных ограничений на импорт. При всяком отклонении от этого принципа необходимо придерживаться правила недискриминации, и такое отклонение возможно только в случае острого дефицита платежного баланса или для развивающихся стран.

ГАТТ проводит ежегодные конференции, на которых обговариваются проблемы унификации правил регулирования внешней торговли и взаимосвязанных с ней экономических отношений.

В 1964 году в рамках ГАТТ создан Международный торговый центр (МТЦ), который с 1968 года действует еще и под эгидой ЮНКТАД.

Цель создания МТЦ: предоставление торговой информации и консультативных услуг, которые способствуют развитию внешней торговли. с 1973 года МТЦ выполняет функции центрального органа в системе ООН по предоставлению технической помощи в развитии торговли (прежде всего экспорта) в развивающихся странах.

МТЦ проводит работу в рамках основной программы «Содействие торговле и развитию экспорта». Главные пункты программы:

создание национальной инфраструктуры для стимулирования торговли;

выявление и освоение экспортных рынков;

создание специальных национальных служб содействия торговле;

стимулирование торговли на многосторонней основе;

подготовка кадров;

совершенствование техники импортных операций.

Штаб-квартира МТЦ находится в Женеве.

Международная торговая палата - это неправительственная международная организация, объединяющая национальные федерации предпринимателей, заинтересованных в развитии экономических и финансовых связей. Основана в 1919 году.

Цель функционирования МТП: содействовать улучшению экономических отношений между странами, установлению деловых контактов и взаимопониманию.

Своей деятельностью МТП содействует проведению в международную практику стандартов, деловых обычаев, унифицированных правил, условий, а также содействует распространению необходимой политической и торгово-экономической информации для развития международного бизнеса.

Высшим органом МТП является Конгресс. Иные руководящие и координационные органы: Совет, исполнительный комитет, Секретариат, разного рода комитеты, комиссии, бюро, рабочие группы по вопросам торговли, производства, иностранных инвестиций, платежных балансов, международных ярмарок и выставок и т.д.

При МТП функционирует международный коммерческий арбитражный суд, а также Бюро связи с ООН. Решения МТП носят рекомендационный характер. Штаб-квартира находится в Париже.



2016-01-26 409 Обсуждений (0)
ТЕМА №5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА №5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)