Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел: «Сознание, бессознательное»



2016-01-26 1666 Обсуждений (0)
Раздел: «Сознание, бессознательное» 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по дисциплине

«Основы философии»

 

преподаватель:

Прудникова Елена Яковлевна

 

[email protected]

 

ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ
Главное требование, предъявляемое к презентациям - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи.
Порядок работы над презентацией:

Выбор темы.

Подбор литературы.

Написание презентации.

Оформление презентации.

Защита презентации.


Выбор темы
Выбор темы осуществляется студентом произвольно из общего списка тем по согласованию с преподавателем, но в одной учебной группе темы не должны повторяться. Тему следует выбирать с учетом интереса студента к определенным вопросам курса, наличия литературы, доступа к дополнительным источникам. Допускается в некоторых случаях выбрать свою тему презентации или видоизменить тему из предложенного списка. Главным условием является согласование выбранной самостоятельно темы с преподавателем.


Подбор литературы

Подбор литературы - дело ответственное и достаточно трудоемкое. Данная методичка значительно облегчает задачу, поскольку в заключительной части дается список рекомендуемой литературы по каждой теме, а также список Интернет-ресурсов. Однако следует помнить, что предложенные перечни носят рекомендательный характер, они не исчерпывающие и могут быть самостоятельно откорректированы в зависимости от возможностей студента, в связи с появлением новых, не вошедших в эти списки, работ и публикаций.

На этой стадии нужно:
Ознакомиться с настоящей методичкой, а также программой по курсу философии.

Обратиться к философским словарям (печатным и электронным): там можно найти основные определения, степень разработанности проблемы, какие-то идеи.

Просмотреть названия опубликованных статей по выбранной теме в научно-теоретических журналах за последние 5 лет, по последним номерам за каждый год и номера журналов за текущий год. Следует обратить внимание на публикации в журна­лах «Вопросы философии», «Общественные науки», «Человек», «Здравый Смысл» и пр.

Просмотреть данные о литературных источниках по исследуемой теме в изучаемых работах: в списках литературы, в сносках.
После подбора литературы и ее получения необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом ре­комендуемым планом.

При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующих ту или иную проблему, раскрывающих содержание рас­сматриваемых проблем.

В ходе изучения литературы, выписок, подбора примеров, необходимо каждый раз делать для себя пометку о выходных данных источника (фа­милия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем пра­вильно оформить презентацию.

Оформление работы

Презентация выполняется в программе Power Point (приложение к Microsoft Office).

Общий объем не должен превышать 15 страниц текста. Шрифт, его размер подбирается произвольно, главное требование, чтобы текст и вставленные картинки были читаемыми и распознаваемыми.

Следует располагать каждый пункт презентации по горизонтали на отдельном слайде (странице). Необходимо выделить заглавие слайда.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Текст должен соответствовать структуре презентации.

Защита презентации
К защите не допускаются презентации со следующими недостатками: не выдержан объем, допущено значительное количество ошибок, выполнено небрежно, без выводов, а также списка использованной литературы, ксерокопированные работы или работы взятые из Интернета (возникает сомнение по поводу авторства).

Выполненная с соблюдением всех указаний презентация сдается в календарные сроки, объявленные преподавателем. За несколько дней до защиты презентации автор получает от преподавателя отзыв, с которым знакомится. Особое внимание следует обратить на указанные в отзыве недоработки, упущения, замечания, вопросы. Следует заранее подготовиться, чтобы ответить в аудитории на все замечания преподавателя, иначе это существенно может снизить оценку работы.

Во время защиты необходимо в течение 5-10 минут изложить актуальность, основные положения презентации и четко ответить на вопросы преподавателя (если они возникнут).

Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения темы презентации; степени самостоятельности в их изложении; полноты использования имеющейся по данной теме литературы; а также полноты ответов на вопросы.

СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Титульный лист.

Цитата, отражающая тему исследования.

Основные понятия и их определения.

Актуальность темы исследования.

Положения, выносимые на защиту (основные тезисы).

Схема.

Текст культуры.

Выводы.

Список литературы.

Титульный лист
Титульный лист – первая страница вашей презентации. Он должен содержать следующие сведения:

Название федерального органа, учебного заведения.

Полное название работы.

Фамилия и инициалы студента с указанием курса.

Фамилия и инициалы преподавателя.

Место и год написания работы.


Образец оформления титульного листа вы найдете в Приложении 1.

 

Цитата, характеризующая тему исследования
Цитата, характеризующая тему исследования, является визитной карточкой вашей презентации. Она полностью должна предвосхищать все последующие части вашей работы, настраивать читателя, создавать определенный контекст понимания вашей проблемы.

В цитате должна быть заложена какая-то мысль, которую вы полностью разделяете или же которая представляется спорной.

Цитата должна принадлежать какому-то очень известному автору, в первую очередь, философу. Однако можно использовать также цитаты виднейших ученых, нобелевских лауреатов, религиозных деятелей, мыслителей. Не забудьте указать, кому принадлежит данная цитата (фамилия и инициалы автора ставится справа под цитатой).

Цитата располагается на отдельном слайде (странице) по центру, крупным шрифтом.

Основные понятия
Важно выделить и дать определения основным понятиям, используемым в презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы.

Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник).


Актуальность темы исследования
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное ис­следование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.), или прак­тической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики обществен­ной жизни. Обосновывая актуальность, вы можете упомянуть об исследованиях, проводимых в смежных областях, например, в медицине.

 


Положения, выносимые на защиту
Этот пункт презентации является самым сложным, поскольку требует, во-первых, ясного понимания проблемы, а, во-вторых, умения давать четкие формулировки основным своим идеям. От студента требуется в соответствии с поставленными целями и задачами тезисно изложить предельно важные мысли по теме презентации. Здесь понадобится умение отсекать все неглавное, отвлекающее, бессодержательное.
Положение, выносимое на защиту, несет в себе какое-то утверждение, поэтому в нем не должно быть вопросов или каких-то императивов, призывов, лозунгов. Пример положений: «Предпосылками терроризма является глобализация и информатизация, которые несут унификацию культур, традиций, экономик, политических режимов, а вместе с тем и напряжение, конфликты, нередко выливающиеся в террористические акты».


Схема
Схема – это то, что позволяет наглядно увидеть все защищаемые вами положения, объять выбранную вами проблему. Схемы очень часто используются в презентациях, поскольку они не требуют большого напряжения в прочтении текста, они напрямую доводят мысль до зрителя, одновременно показывая взаимосвязь разных идей друг с другом.

Схемы можно создавать разными способами: по положениям, по различию философских позиций по вашей проблеме, по ожидаемым прогнозам, по оценке «за» и «против» и т.д.

Текст культуры
Текст культуры – это произведение искусства (картина, фотография, фильм, спектакль, музыка, поэзия, литература, скульптура, инсталляция и пр.), которое отражает вашу тему. Известно, что искусство очень сильно влияет на человека, на его восприятие, навевая какие-то мысли, идеи, размышления.
Текст культуры должен полностью соответствовать теме вашей презентации: если это картина художника, то необходимо, чтобы ее размер был достаточным, чтобы рассмотреть на слайде (не следует брать совсем мелкие картинки и растягивать их, от этого качество изображения очень страдает). Если в качестве текста культуры выступает кино, музыка, спектакль, книга, то необходимо просто дать название произведения, указать автора и кратко изложить содержание (поскольку данное произведение может быть не известно широкой аудитории, и требуется понять смысл по краткой аннотации). Если вы выбрали поэзию, то отдельные строчки, наиболее ярко отражающие вашу тему, можно поместить в саму презентацию с указанием автора и названия стихотворения, поэмы. Если текстом культуры является песня, то можно также указать ее название, автора и вставить помимо этого строчки этой песни.

Выводы
Выводы являются наиболее важной и значимой частью вашей работы. Они подводят итог вашего исследования, показывая, на­сколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Выводы должны, во-первых, соответ­ствовать поставленным задачам исследований, а, во-вторых, показывать перспективу дальнейших исследований по данной проблеме. Желательно, чтобы в выводах презентации прозвучала ваша собственная позиция.

Заключение не должно совпадать текстуально с фрагментами основной части работы; повторения, равно как и использование нового фактического материала, будут лишними.

Список использованной литературы

При описании книг необходимые сведения берутся с титульного листа, с облож­ки, оборота титульного листа, из выпускных данных, оглавления и т.д.

Библиографическое описание состоит из заголовка и элементов, объединенных в области.

Заголовок содержит имя индивидуаль­ного автора. Если составляют описание книги двух и трех авторов, их фамилии приводятся в той последовательности, в которой они даны в книге. Вместо полного имени автора указывают его инициалы, которые пишутся после фамилии. Элементами описания являются: заглавие книги, место издания, издательство, год издания.

Ниже перечислены области, включающие в себя эле­менты, из которых состоит описание:

Область заглавия и сведений об авторстве.

Область издания.

Область выходных данных.

Область количественной характеристики.


При описании применяются следующие разделительные знаки:

. (точка) – для отделения одной области от другой;

, (запятая) – перед годом издания;

: (двоеточие) – перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) – перед сведениями о коллективном авторстве (сборник, коллективная книга), составителе, редакторе;

// (двойная косая черта) – перед названием периодического издания, сборника, иного источника, в котором опубликована статья, а также перед названием коллективного учебника при ссылке на главу, выполненную отдельным автором.

Полное описание книг и статей осуществляется в списке использованной литературы. В сносках применяется сокращенные варианты описания, о которых речь пойдет ниже.

Примеры описания:

Книга с одним автором.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.

Книга с двумя авторами.

 

Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с.


Статья из книги (сборника).

Пастушкова О.В. Свобода в пространстве современного образования / О.В. Пастушкова // Труды Всероссийской научной конференции «Философские науки в процессе гуманитаризации высшего технического творчества». - Воронеж. 18-20 декабря 2006. – С. 16-20.

Статья из журнала.

Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала / В.А. Кутырев // Вопр. философии. 1998. №5. – С. 135-143.

Статья из газеты.

Рубан В. Опять кадры решают все // Московские новости. 1994. 15 сент.

При библиографическом описании и оформлении ссылки на материалы, извлеченные из Интернета, нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала. Например:

Коптев А.В. Античное гражданское общество [WWW-документ] // История Древнего Рима [WWW-сайт]: URL: http:www.rome.webzone.ru (2003. 11 сентября).

Сокращения в библиографическом описании:

Сокращения применяются во всех областях и элемен­тах библиографического описания. Исключение состав­ляет основное заглавие книги или статьи, где все слова пишутся полностью.

Наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний:

1. В области выходных данных:

а) в названиях места издания:

Москва — М.; Ленинград - Л.; Петербург - Пб.; Петроград - Пт.; Санкт-Петербург - СПб.; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д. Названия других городов приводятся полностью (Тюмень, Омск и т.д.)

б) в наименованиях издательств - издательство:

Издательство политической литературы - Политиздат.

Восточно-Сибирское книжное издательство - Вост.-Сиб. кн. изд-во.


2. В области количественной характеристики:

страница - С.

3. В сериальных изданиях:

Труды - тр.; Известия - изв.; Ученые записки - учен. зап.; Серия - сер.; Том - Т.; Часть - Ч.; Выпуск - вып.

4. В названиях месяцев:

Январь - янв.; Февраль - февр.; Апрель - апр.; Август - авг.; Сентябрь - сент.; Октябрь - окт.; Ноябрь - нояб.; Декабрь - дек.

Цитирование:

При включении в текст цитат необходимо учитывать следующее:

1. Цитаты, как правило, выписываются непосредственно из первоисточников, причем из последне­го издания.

2. Вместо пропущенных слов в цитате ставят три точки.

3. Первое слово цитаты, помещенной в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной.

4. Если цитирование производится не по первоисточнику, то в сноске следует указать «цитируется по: ... » и дать описание того источника, которым автор презентации пользовался фактически.

5. Цитата должна дословно воспроизводить текст, сохранять в точности орфографию и пунктуацию подлинника.

6. Любые изменения, внесенные в цитату, должны быть оговорены. Если есть необходимость выде­лить часть цитаты или отдельное слово в ней, то следует заметить в скобках «подчеркнуто мной» или «разрядка моя», поставить тире и затем напи­сать начальные буквы своего имени и фамилии. Пример: «... наши законы являются подлинно народными решениями...» (выделено мной — М.М.).

Если цитата прерывается словами автора, то эти слова с обеих сторон выделяются запятыми и тире.

Оформление ссылок на источники:

Ссылки на источники являются обязательным элементом презентации, особенно в пункте «Основные понятия и их определения». Они свидетельствуют о глуби­не изучения материала; показывают состояние исследования проблемы в специальной литературе; употребляются с целью аргументации рассматриваемых вопросов.

После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках ука­зывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой - номер страницы. Например: [14, с. 236].

Список использованной литературы:

При составлении списка использованной литературы следует придержи­ваться библиографических норм описания. К сожалению, сейчас не всегда можно ориентироваться на библиографические списки даже к статьям в цен­тральных научных периодических изданиях, не говоря уже о "продукции" многочисленных свежеиспеченных издательств. В любом случае (нумерованный список или нет) источники располага­ются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию кни­ги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от на­звания одной косой чертой. Если в вашем списке литературы приводится конкретная статья из журнала или сборника, то их названия обязательно при­водятся после двух косых черт.

Сначала идут работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных языках. Работы одного автора располагаются в хронологиче­ском порядке их опубликования и сопровождаются буквами латинского ал­фавита.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все по­мещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Список литературы в презентации должен включать в себя не ме­нее 5 наименований.

 

 

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Раздел: «Онтология».

Проблема бытия и ничто в философии.

Проблема пространства и времени в современной философии.

Случайность и необходимость: новые горизонты синергетики.

Принцип системности в онтологии

 

Раздел: «Сознание, бессознательное».

Сознание и мозг.

Сознание и мышление.

Истоки человеческой деструктивности.

Психоанализ в современном мире.

Человек и его символы.

 



2016-01-26 1666 Обсуждений (0)
Раздел: «Сознание, бессознательное» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел: «Сознание, бессознательное»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.064 сек.)