Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет Школы экономической теории



2016-01-26 808 Обсуждений (0)
Билет Школы экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая теория как прикладная наука о ведении хозяйства возникла в период рабовладельческого строя. Однако только в XVI−XVII столетиях появилось ее название – «политическая экономия».

Первой школой научной политэкономии был меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ»−торговец, купец). Эта школа исходила из того, что источником богатства общества является торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Затем возникает школа классической западной политэкономии. Ее представителями были физиократы во главе с Франсуа Кене. Они первые перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Однако ограничили эту сферу только сельским хозяйством, считая, что богатство создается только в этой отрасли.

В дальнейшем возникает школа классической буржуазной политэкономии, блестящими представителями которой были У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и С. Сисмонди. Основным объектом исследования они сделали производство как таковое, независимо от отраслевой принадлежности.

В XIX столетии К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщающее название – марксизм. В границах этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях и тех элементах, которые их образуют, жестко детерминированных причинах смены формаций, что с точки зрения авторов определяет содержание исторического процесса.

В марксисткой концепции продолжено исследование трудовой теории стоимости, начало которой принадлежит У. Петти, А. Смиту и Д. Рикардо.

Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политической экономии. В марксистской концепции была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по таким проблемам, как: противоречия товара, двойственный характер труда, закон стоимости как закон движения товарного производства. К. Маркс создал теорию прибавочной стоимости.

Во второй половине XIX – начале XX столетия в западной политэкономии складывается несколько школ:

1. Австрийская школа (Бем-Беверк, Менгер, Вазер), которая обосновала теорию предельной полезности благ. В соответствии с этой теорией полезность хозяйственных благ зависит от редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя единица запаса.

2. Кембриджская школа (Великобритания). Ее родоначальником был Альфред Маршалл (1842–1924 годы), основной труд которого «Принципы политической экономии» (1886 г.). Здесь представлен синтез теории цены и стоимости Смита, Рекардо и теории предельной полезности. Много полезного сказано об эластичности спроса, издержек, фактора времени и т.д.

 

3. Американская школа. Возглавил ее Джон Бейц Кларк. Очень крупная фигура в экономической мысли Запада. Главное в концепции Кларка – теория предельной производительности факторов, что прежде всего имеет важное значение для микроэкономики.

4. Лазанская школа. Лидер этой школы Леон Вальрас (1834–1910 годы). Это математическая школа, школа математического моделирования. Леон Вальрас ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия и разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия.

Вышеназванные школы образуют определенное единство, которое принято называть маржинализмом (от французского слова marginal – крайний, предельный). Маржинализм – учение о предельной полезности и предельной производительности факторов производства. Теоретические достижения Вальраса стали одной из основ моделей «затраты–выпуск» В. Леонтьева, американского экономиста, русского по происхождению.

Широко известный деятель германской социал-демократии Э. Бернштейн в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» изложил свой критический взгляд на марксизм. Он отметил, что исторический материализм К. Маркса основан на механическом детерминизме, а в сформулированном в нем виде объективность экономических законов порождает фатализм. В. Ленин, который сам в немалой степени исказил учение марксизма, как считал Э. Бернштейн, квалифицировал марксистскую концепцию прибавочной стоимости как абстрактную формулу, опирающуюся на гипотезу.

Интересно, что теоретик так называемого реформизма оказался прав. Так, он отрицал абсолютное и относительное обнищание пролетариата и писал о повышении жизненного уровня народа на рубеже XIX–XX столетий, что стало реальностью, особенно во второй половине XX столетия.

Э. Бернштейн дал анализ акционерного капитала и сделал вывод о децентрализации и демократизации капитала, которые приведут к увеличению числа собственников, росту уровня жизни и преодолению социально-экономических катаклизмов в обществе, что также осуществилось.

Э. Бернштейн не без оснований считал, что кризисы будут преодолимыми благодаря кредитной системе, новым формам экономических связей, увеличению информации, развитию всемирного рынка. Общество вступило в такую фазу, когда издержки революций очень велики и неэффективны, их должны заменить всеобъемлющие реформы.

Серьезное влияние на все последующее развитие экономической теории оказал австрийский экономист И. Шумпетер. В своей книге «Теория экономического развития» он стремился найти внутреннюю силу постоянной смены существующей экономической системы. Такой внутренней силой экономического развития могут быть появление новых методов производства и товаров, освоение новых рынков и новых видов сырья, постоянные изменения рыночных ситуаций.



2016-01-26 808 Обсуждений (0)
Билет Школы экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет Школы экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)