Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 18. Роль словообразовательных средств в создании действенной речи. Ортологический аспект словообразования



2016-01-26 4197 Обсуждений (0)
Билет 18. Роль словообразовательных средств в создании действенной речи. Ортологический аспект словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Лексический состав языка постоянно пополняется. Для образования новых слов у языка есть собственные внутренние механизмы. Термин словообразование имеет два значения:

1) это процесс образования новых слов

2) особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Словообразование изучает состав, структуру, способы образования слова как единицы действующей в языке словообразовательной системы. Словообразовательная система – элементы, из которых состоят слова, т.е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, структура слов.

Слова подразделяются на:

1) производные - мотивируются другими, т.е. производящими словами;

2) непроизводные – самостоятельные слова.

 

Морфемика– учение о значимых частях слова – морфемах. Морфемы – наименьшие неделимые без потери смысла части слова, обладающие значением.

Виды или типы морфем:

• Корень – обязательная часть, структурное ядро слова, носитель его главного лексического значения, общая часть родственных слов.

• Служебная морфема/аффикс – необязательная часть слова, лишена самостоятельных лексических значений, служит носителем лексико-грамматических, лексических и грамматических значение только в слове и его формах.

ü Приставки/префиксы: перед корнем, возможны две приставки

ü Суффиксы: после корня или другого суффикса и перед окончанием (если оно не нулевое)

ü Интерфиксы (соединительные морфемы): для объединения корней. Примеры: сорокалетний, стекловата, полукруглый.

ü Постфиксы: после окончания или формообразующего аффикса. Примеры: вчитывалась, кем-то.

ü Окончания: вне основы, только в изменяемых словах.

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею, значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)

Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик). Следовательно, «домик» производное, «дом» непроизводное.

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе, соотносится по форме и значению, непосредственно от нее образуется производная основа (основа нового слова): весна→весенний,конфета→конфетка.

Слово считается производным, если для него в языке есть соответствующая по значению и форме производящая основа.

Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы.

Способы словообразования:

v Аффиксальный (морфологический) – производное слово образуется присоединением словообразовательных аффиксов к производной основе.

v Суффиксальный – посредством суффикса (обратить внимание, что производные слова могут менять свою принадлежность к части речи). Суффиксация – главный способ русского аффиксального словообразования.

v Префиксальный – посредством префиксов. Приставка присоединяется к целому производящему слову, а не к его основе. Производные слова относятся к той же части речи, что и производящие. Часто образуются глаголы с иным значением, а также существительных и прилагательных (считать – засчитать, держать – придержать, делать – переделать, ступать – уступать, комфорт – дискофорт, класс – подкласс, веселый – развеселый, подвижно – неподвижно, воспалительный – противовоспалительный)

v Префиксально-суффиксальный – приставка+суффикс. Производящим может быть сочетание предлога с существительным или основой слова какой-либо части речи. Часто образуются существительные и прилагательные (ритм – аритмия, курс – сокурсник, при школе – пришкольный, времена – современный, без голоса – безголос()ый)

v Постфиксации - посредством постфиксов. –либо, - нибудь, -ся, -то + целое производящее слово. Образуются глаголы и неопределенные местоимения (стучать – стучаться , что – что-либо)

v Префиксация + постфиксация. Образуются глаголы (слушать – вслушаться, работать – заработаться, говорить - сговориться)

v Суффиксация + постфиксация. Образуются глаголы (кудрявый – кудрявиться, рубец – рубцеваться, слеза – слезиться)

v Сложение – одна или несколько производящих основ объединяются со знаменательным словом в производное посредством интерфиксов (соединительные морфемы), возможен нулевой интерфикс. Примеры: багровый и красный – багрово-красный, обслуживание самого себя – самообслуживание, укладчик рельсов – рельсоукладчик, царь-колокол. Образуются существительные и прилагательные.

v Сложносуффиксальный (сложение + суффиксация). Производящая основа + интерфикс и суффикс (возможен нулевой). Образуются существительные и прилагательные (бежать на коньках – конькобежец, левый берег – левобережный, ловить зверей – зверолов, красные щеки - краснощекий)

v Аббревиация – сложение сокращенных основ и полных слов. Образуются существительные. Примеры: колхоз, СССР, зарплата, медсестра, телецентр.

v Усечение производящей основы. Образуются существительные. Примеры: пенсионер – пенсион, специалист – спец)

• Морфолого-синтаксический (субстантивация) – переход слов одной части речи в другую. Образуются существительные. Примеры: детская комната – детская, каждый человек – каждый, наречие вокруг - предлог вокруг, деепричастие хотя – союз хотя.

• Лексико-синтаксический/сращение – образование производного слова из целовго словосочетания. Образуются только прилагательные. Примеры: с ума сшедший – сумасшедший, вечно зеленый – вечнозеленый, сего дня – сегодня.

Синтаксическими ресурсами словообразования являются средства морфологии и словообразования. Средство словообразования - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

• словообразовательные морфемы

• специальные операции с основой слова

Билет 19.Лексико-грамматические разряды имени существительного и категория числа: функции, семантические особенности и выразительные возможности.

Категория числа имени существительного — выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом — дома, песня — песни, окно — окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа — единственного или множественного.

Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа – singularia tantum (s.t.), обозначают предметы, понятия, которые нельзя сосчитать, к ним относятся:

1. Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.

2. Собирательные существительные: молодежь, мошкара, периодика, сырье.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна.

4. Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.

5. Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа — pluralia tantum (pl.t.) представлены следующими группами слов:

1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.

2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.

4. Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули.

5. Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.

В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.

Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) — тона (цветовые), цветы (растения) — цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).

Билет 20.Род имени существительного: вариативность и трудности употребления.

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности.

Род – это способность имен существительных сочетаться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя книга, мое ожерелье.

По признаку рода ИС делятся на 3 группы:

1. ИС мужского рода. К ним относятся: 1) сущ-е с основой на твердый или мягкий согласный и нулевым окончанием в Им. п. (стол, конь, камыш, нож); 2) некоторые сущ-е с окончанием –а (я) (дедушка, дядя); 3) некоторые сущ-е с окончанием –о, -е (сараишко, хлебушко, домишко); 4) сущ-е подмастерье.

2. ИС женского рода. К ним относятся: 1) большинство сущ-х с окончанием –а (я) в Им. п. (трава, книга, земля); 2) часть сущ-х с основой на мягкий согласный, также на ж и ш и нулевым окончанием в Им. п. (лень, рожь, тишь).

3. ИС среднего рода. К ним относятся: 1) сущ-е с окончанием на –о, -е в Им. п. (окно, поле); 2) сущ-е на –мя (бремя, время, племя, пламя); 3) «дитя»

ИС общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются в основном в разговорной речи. (экспрессивные названия лиц м., ж., ср. р.)

Трудности употребления:

1. Колебания в роде. Категория рода в отдельных словах (обычно иноязычного происхождения) может изменяться. Например, ряд слов, употребляемых в современном общелитературном языке в качестве сущ-х м. р., раньше использовались в форме ж. р.: черный рояль – черная рояль, зеленый тополь – зеленая тополь.

2. Род несклоняемых слов. Иноязычные нарицательные несклоняемые сущ-е распределяются следующим образом:

К м. р.: названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье), названия животных и птиц (фламинго, кенгуру, какаду, колибри) (НО! Если по условиям контекста требуется казать на самку животного, согласование осуществляется по ж. р. + «цеце» всегда ж. р., т. к. муха), слова «кофе», «пенальти» и др.

К ж. р.: названия лиц женского пола (мисс, леди, фрау).

К ср. р.: названия неодушевленных предметов (пальто, кашне, декольте, метро, кашпо).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, названий газет, журналов определяется по родовому нарицательному слову: По (река), Миссисипи (река), Конго (река), Онтарио (озеро)

Род несклоняемых сложносокращенных слов определяется по роду стержневого слова в словосочетании: МГУ (университет – м. р.), МФА (академия – ж. р.)

3. Названия лиц женского пола по профессии, должности. Многие сущ-е м. р., обозначающие лицо по профессии, сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола (педагог, физик, оператор, директор). Парные образования допустимы в тех случаях, когда деятельность связана с женской и мужской в равной мере (летчик – летчица, учитель – учительница). Но в офиц.-деловом стиле лучше сохранять м. р. Парные образования в разговорной речи (доктор – докторша, бухгалтер – бухгалтерша) – являются просторечиями.

При обозначении лица женского пола, согласование определения с сущ-м, обозначающим профессию, подчиняется следующим правилам:

1) Необособленное определение ставится в форме м. р.: молодой врач Петрова, молодой депутат Иванова.

2) Обособленное определение, стоящее после имени собственного, ставится в форме ж. р.: Профессор Петрова, уже известная стажерам, прооперировала больного.

4. Сложные сущ-е, пишущиеся через дефис. Род обычно определяется:

1) По первой части, если изменяются обе части: мое кресло-кровать, моего кресла-кровати (ср. р.), новый самолет-амфибия – нового самолета-амфибии (м. р.)

2) По второй части, если первая не изменяется: огромная меч-рыба, огромной меч-рыбы (ж. р.)

Билет 21.Падеж имени существительного: вариативность и трудности употребления. Склонение имен собственных.

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности.

Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении. Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.

В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Во многих падежах существительные имеют вариантные окончания. От правильного выбора варианта и зависит появление речевой ошибки.

· Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода - -а (-я), -у

Окончание -у (-ю):

- у существительных с вещественным значением: гороху, чаю;

- у существительных с уменьшительным суффиксом: чайку;

- у собирательных существительных неопределенного множества: народу;

- у отвлеченных существительных с количественным значением: шуму;

- в некоторых фразеологических оборотах: с глазу на глаз;

- в некоторых сочетаниях после предлогов из, с, без, после частицы ни: с ходу, ни слуху ни духу.

Окончание -у (-ю) закрепилось за разговорным стилем.

Окончание -а (-я):

- у существительных, употребляемых в научной литературе и книжных стилях: чая, гороха, шума;

- при наличии определения: крепкого чая.

Иногда при помощи окончания раскрывается смысл словосочетания. Выйти из дому - из места, где человек проживает; выйти из дома- из данного дома, строения.

 

• Выбор варианта: винительный - родительный падеж дополнения при переходных глаголах.

Купить хлеб (вин. п.) - полный охват объекта.

Купить хлеба (род. п.) - частичный охват объекта.

• Варианты окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

В профессиональной речи обычно используются формы существительных, склоняемых по типу одушевленных: наблюдать личинок; в общеупотребительной - типу неодушевленных: наблюдать личинки. Формы могут указывать на смысловые различия: встретить спутника (человека); встретить спутник (предмет).

• Варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода.

Выбор окончания -е или -у может быть связан:

- со значением: на доме (на доме висит табличка); на дому (работа на дому - надомная работа);

- со стилистической окраской: в отпуске (книжный вариант); в отпуску (разговорный).

Окончание -у имеет обстоятельственное значение: находиться в саду.

Окончание -е имеет объектное значение: разбираться в саде.

• Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

При выборе окончания -а (-я) или -ы (-и) следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

- -а (-я) - бега, доктора, корма, купола, кучера, сторожа;

- -ы (-и) - аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры.

Многие существительные имеют вариантные нормы: вымпел (вымпелы, вымпела), лекарь, прожектор, тенор, трактор, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

кондукторы- приспособления в технике; кондуктора - работники транспорта.

• Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

С нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:

- названия единиц измерения: ампер, киловатт, рентген, микрон;

- названия овощей, плодов: гранат, маслин;

- названия лиц по принадлежности к национальным группам: болгар, грузин, румын, осетин, цыган;

- названия лиц по принадлежности к воинским соединениям: солдат, кадет (но партия кадетов);

- названия парных предметов, предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, брюк, валенок, погон, манжет;

- существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Окончание -ов имеют:

- названия многих народов: греков, гуцулов, курдов, монголов, эскимосов;

- существительные множественного числа: кулуаров, пожитков, сотов;

- названия овощей и фруктов: абрикосов, ананасов, бананов, лимонов, томатов;

- названия единиц измерений: акров, аров, ярдов;

- названия военных профессий: саперов, рекрутов;

- названия отвлеченных понятий: комментариев, критериев, габаритов.

 

Некоторые слова имеют вариантные формы. С нулевым окончанием употребляются в основном в устной речи (грамм, килограмм, апельсин); с окончанием -ов - в письменной (граммов, килограммов, апельсинов).

• Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных женского и среднего рода и существительных, употребляющихся только во множественном числе.

Существует две разновидности таких вариантов:

1. Нулевое окончание -ей (грабель - граблей).

- нулевое окончание нормативно у существительных на -ня: святыня - святынь, пустыня - пустынь, монахиня - монахинь;

- нулевое окончание имеют существительные среднего рода на -ище: корневище - корневищ, хранилище - хранилищ;

- окончание -ей имеют слова с основой на две-три согласные: бредни - бредней, распря - распрей;

- у некоторых существительных сохраняются варианты: баржа - баржей и барж, грабли - граблей - грабель.

2. Нулевое окончание - окончание (ущелий - ущельев).

Эти варианты малочисленны и встречаются только у существительных среднего рода на -ье:

- в большинстве случаев закрепилось нулевое окончание: бездорожье - бездорожий, поднебесье - поднебесий, селенье - селений;

- в отдельных словах встречаем окончание -ев : платье - платьев, подмастерье - подмастерьев, устье - устьев;

- несколько слов имеют варианты формы: низовье - низовий и низовьев, верховье - верховий и верховьев.

• Варианты окончаний творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Некоторые существительные 3-го склонения в творительном падеже множественного числа могут иметь вариантные окончания -ами (-ями), -ьми.

Слова, оканчивающиеся на -ами (-ями), присущи книжной речи; на -ьми - разговорной. Например, дверями, лошадями, дочерями - книжные; дверьми, лошадьми, дочерьми - разговорные формы.

Можно отметить и "застывшие" формы: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

Слово бухгалтер в именительном падеже множественного числа имеет только форму с окончанием -ы.

Склонение топонимов.

Топоним — имя собственное, обозначающее название географического объекта.

а) топоним, употребленный с родовыми наименованиями (город, село) выступающий в функции приложения, склоняется;

б) топонимы славянского происхождения на: -ов(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о) традиционно склоняются (в Царицыне, в Люблине);

в) официальные названия республик согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, оканчивающуюся на -ия и -ея: Правительство Республики Кореи, в Республике Швейцарии. Исключение составляет несклоняемое название "Германия" в сочетании со словом республика: в Федеративной Республике Германия. Названия республик не согласуются, если имеют форму мужского рода или форму женского рода, оканчивающуюся на -а и без окончания: в Республике Ливан, в Республике Куба;

г) первая часть сложносоставных иноязычных топонимов, как правило, не склоняется: в Алма-Ате, под Буэнос-Айресом. Исключение – первая часть в конструкции «топоним на реке»: во Франкфурте-на-Майне.



2016-01-26 4197 Обсуждений (0)
Билет 18. Роль словообразовательных средств в создании действенной речи. Ортологический аспект словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 18. Роль словообразовательных средств в создании действенной речи. Ортологический аспект словообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)