Таким образом, почвенные водоросли классифицируют в зависимости от поставленных целей (например, для экологического анализа), по жизненным формам, способу питания и филогении
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Почвенные водоросли являются обязательным компонентом любой наземной экосистемы. Развиваясь на поверхности и в толще почвенного слоя, они оказывают влияние на её физико-химические свойства (изменяют pH, усиливают аэрацию, препятствуют эрозии и т.д.), активно участвуют в жизнедеятельности любой экосистемы, хотя их размеры могут быть очень небольшими по сравнению с интенсивной активностью, которую они проявляют. Как автотрофные организмы, водоросли синтезируют дополнительные количества органического вещества, участвующего во многих почвенно-биологических процессах. Водоросли, являясь постоянным компонентом почвенного микронаселения, играют существенную роль в процессах самоочищения почвы и могут использоваться в качестве биоиндикаторов её состояния. Также почвенные водоросли оказывают воздействие и на рост высших растений. На разных этапах формирования и функционирования наземных экосистем почвенные водоросли принимают активное участие в поддержании их стабильности. Благодаря своим биологическим свойствам водоросли способны вегетировать в экологически неблагоприятных условиях и являться частью механизма резистентной устойчивости экосистем. В этом плане особенно важная роль принадлежит им в таких местообитаниях, где высшие растения или отсутствуют, или слабо развиты, в частности, на участках, подверженных сильному техногенному воздействию (отвалы разного происхождения и химического состава, территории, загрязнённые в процессе добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, урбанизированные территории и т.д.). В этих условиях водоросли являются единственным источником органического вещества, или на их долю приходится большая часть синтезируемой первичной продукции экосистемы, а гибель альгоценоза может привести к разрушению всего биоценоза. Обладая высокой скоростью размножения, почвенные водоросли являются важным механизмом упругой устойчивости наземных биоценозов к дестабилизирующим факторам, в том числе и антропогенного происхождения. В связи с этим почвенные водоросли требуют особого изучения. Кроме того, в результате человеческой деятельности окружающая среда стремительно изменяется. А такие микроорганизмы позволяют проводить раннюю диагностику любых изменений окружающей среды, что важно при прогнозировании изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Благодаря многочисленным приспособлениям почвенные водоросли способны существовать даже при крайне неблагоприятных условиях среды. Этим объясняются широкое распространение почвенных водорослей и быстрота их разрастания даже при кратковременном появлении необходимых факторов. Почвенные водоросли представляют большой общебиологический интерес как организмы необыкновенной выносливости и устойчивости к крайним условиям существования. Целью нашей работы явилось изучение особенностей развития зеленых водорослей в почвах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1.Выявить систематический список почвенных водорослей; 2.Провести таксономический и биоэкологический анализы; 3.Выявить физиологические различия в жизненном цикле почвенных водорослей
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЧВЕННЫХ ВОДОРОСЛЕЙ Под «почвенными водорослями» понимают совокупность различных экологических группировок водорослей: наземных, водно-наземных и собственно почвенных, населяющих толщу почвенного слоя (Штина,1996). Систематика почвенных водорослей. Систематика почвенных водорослей может рассматриваться с различных сторон: филогенетическая систематизация, систематизация по способу питания, систематизация почвенных водорослей для экологического анализа и по жизненным формам. Используя пашеровскую концепцию, почвенные водоросли разделяют на следующие отделы: синезеленые водоросли (Cyanophyta); зеленые водоросли (Chlorophyta); диатомовые водоросли (Diatomeae); желтозеленые водоросли (Xanthophyta); эвгленовые водоросли (Euglenophyta); пирофитовые водоросли (Pyrrophyta); красные водоросли (Rhodophyta) (Горбунова, 1991). Причем наибольшее количество видов приходится на долю синезеленых и зеленых водорослей - около 500 (Федоров, 1997). По способу питания почвенные водоросли также неоднообразны. Имеются как фотоавтотрофные, так и гетеротрофные и миксотрофные почвенные водоросли (Бабьева, 1993). При систематике вневодных альгоценозов используют следующую классификацию: a) аэрофильные ценозы; б) эдафофильные ценозы; в) литофильные ценозы (Голлербах, 1999). Для экологического же анализа альгосинузий почвенных водорослей Комароми (1976) была предложена классификация почвенных водорослей по «формам роста», которая выделяла: 1) dispersal - одноклеточные зеленые и желтозеленые водоросли; 2) stratose - нитчатые зеленые и желтозеленые; 3) glutinose - диатомеи; 4) microcoleus - Microcoleus и Phormidium; 5) ramose - Tolypothrix; 6) mucose - Nostoc commune, N. microscopicum (Алексахина, 1994). В это же время Штина и Голлербах разработали сходную классификацию почвенных водорослей по их жизненным формам. Она применима только для эдафофильных водорослей, а азотфиксирующие водоросли выделены в особую жизненную форму. В связи с этим различают формы:1) Ch-форма; 2) C-форма; 3) X-форма; 4) В-форма; 5) Р-форма; 6) М-форма; 7) Н-форма; 8) N-форма; 9) V-форма. Таким образом, почвенные водоросли классифицируют в зависимости от поставленных целей (например, для экологического анализа), по жизненным формам, способу питания и филогении.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |