Философия как тип мировоззрения0.00 из
5.000 оценок
Мировоззрение,миропонимание,мироощущение.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия[1]. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Мироощуще́ние — отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках.
Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно-интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то в этом случае мироощущение становится мировосприятием.
Философия как тип мировоззрения.
Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
7.Миф как древнейший тип мировоззрения.
На первый взгляд может показаться, что философия, представляющая собой размышление человека о своем месте и роли в мире, существует столько, сколько существует сам человек. Однако если заглянуть в глубь истории, то можно обнаружить, что появление первых философских учений относится к середине I тысячелетия до н. э. До тех пор на протяжении десятков, если не сотен тысяч лет, составляющих более чем 90 % всей истории человечества, безраздельно господствовало мифологическое мировоззрение, миф. И только впоследствии внутри мифологического сознания постепенно формируются религия и философия.
По общепринятым взглядам, миф - это набор чудесных историй, сказок или легенд. В действительности же миф - древнейшая форма мироощущения, мировосприятия и деятельности людей, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира. В отличие от философии, миф не осмысливает логически окружающий мир как безликое «ОНО», а воспринимает его чувствами как живое, одушевленное существо. Как заметил по этому поводу философ А. Ф. Лосев: «миф есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами, страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью»
Особенности мифологического мировоззрения:
1. Социоантропоцентризм - перенос на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт самого человека и родовой организации общества, тоесть очеловечивание мира, прежде всего природы. Наглядным примером такого социоантропологического взгляда могут служить древнейшие представления о китах, черепахах, слонах и других животных, на которых держится Земля, или традиционные меры длины (например, локоть) в соответствии с пропорциями человеческого тела.
2. Миф - единая нерасчленная (синкретическая) универсальная форма сознания. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяет в себе зачатки знаний, первобытных религиозных верований, разных видов искусства и других духовных элементов. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую, образную и символическую картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Рациональные (логические) понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отожествления, символы. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.
3. Практический характер, «поскольку весь мир считается управляемым мифическими силами, и от способа их действия зависит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифическое видение мира оказывается, пожалуй, побужденным практикой, а затем и само практически заинтересованным... В нем возникает и распространяется глубоко запечатленное в языке "знание" о мифических силах (в самом прямом смысле лично прочувствованных)... Все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливее построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог оборониться от болезни, всякого рода судьбы, нужды и смерти»
Однако на этом практические задачи мифа не ограничивались. Миф имеет важнейшие социальные функции. Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Это происходит потому, что миф был .единственно доступной формой выполнения подобного рода задач в обществе, где не было ни государства, ни писанного права, ни школьного образования, ни средств массовой информации. Для мифологического мировоззрения характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование общественной жизни, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.
Предметом мифологии выступают вопросы происхождения мира и человека, исторические события, вопросы жизни и смерти, добра и зла, то есть извечные мировоззренческие проблемы, а также будущее человечества и мира.
Известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.
Многие сюжеты мифов стали достоянием различных культур Запада и Востока. Различные образы мифологии заняли прочное место в произведениях литературы, живописи, скульптуры и музыки.
Например, в XX веке в литературных произведениях Т. Манна, Ф. Кафки, А. Камю, Г. Маркеса, Ч. Айтматова и др. не только используются традиционные мифы, но и дается им оригинальная интерпретация, резко меняющая их смысл. Тем самым усиливается образность произведений и сила воздействия на читателей.
Ранее мифология рассматривалась в качестве наивного, «детского», полуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, но по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия.
В настоящее время все шире распространяется тенденция различения органических (исходных, входящих в эпос), идеологических и социально-политических мифов. Органическая мифология бытует среди отсталых народов. Идеологические и социально-политические мифы представлены в общественном сознании цивилизованных наций. Идеологические и социально-политические мифы - инструмент, вполне осознанно задействованный в информационных войнах и основанный на знании человеческой природы (например, о «вожде народов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности» нации и т. д.)
Таким образом, миф - это самая древняя форма мировоззрения (на уровне мироощущения и миропонимания), которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе общества и человека в их единстве и взаимосвязи.
Мифологическое мышление постепенно выделяется из эмоциональной сферы, выделяются эмпирически подтверждаемые и рационально осмысливаемые отношения между вещью и словом, ранним (сакральным) и последующим (нрофанным) временем, субъектом и объектом, уточняется значение реальных причинных зависимостей. Одним словом, происходит переосмысливание мифологических представлений об окружающей среде в пользу рационалистически-философского знания. В истории, однако, проявлялась и другая тенденция, а именно - выделение из мифологии собственно религии, наследующей ее многие типологические черты.
55.Философия марксизма.
Маркси́зм —философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом(см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.