Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы и предпосылки религии, ее функции и роль в жизни общества



2016-01-26 1320 Обсуждений (0)
Основы и предпосылки религии, ее функции и роль в жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет курса «История мировых религий». Основные понятия и категории, методы и принципы изучаемого курса, его структура.

Предмет -возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.
Главные задачи курса истории религии:

- анализ причин возникновения религии и церкви, путей развития мировых религий;

- ознакомление с историей и современным состоянием бытующих в России религиозных традиций, верований и религиозных организаций;

- формирование чувства взаимного уважения представителей различных религиозных взглядов, а также атеистов;

- выработка умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений.

Основными методами изучения предмета являются:

- анализ данных других исторических наук;

- исследование религиозной жизни народов мира;

- реконструкция утраченных культовых явлений и воззрений, восстановление текстов документов религиозного характера;

- сопоставление утверждений представителей различных религиозных конфессий.

 

Характеристика основных разделов религиоведения: философии религии, психологии религии, социологии религии, феноменологии религии и истории религии.

Религиоведение сегодня включает сегодня ряд разделов основными, среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религий. Философия религии – совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение и понимание объекта.

Социология религии – изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной групповой и индивидуальной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о существовавших и существующих религиях. Наряду с вышеперечисленными, выделяют раздел, включающий знания о свободомыслии в отношении религии. В этом разделе раскрывается содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления, описывается его история, типы и этапы развития, представленность его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.

Понятие «религия». Сущностные характеристики религии.

Религия(от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Веру можно целиком считать естественным свойством человеческого сознания. Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры- это твердое убеждение человека или людей в существование сверхъестественного, тогда как нерелигиозная вера (например вера в существование внеземных форм жизни..) этого признака лишена.

Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями. Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

 

Основы и предпосылки религии, ее функции и роль в жизни общества.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера - особо психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Если же феномен веры рассматривать с чисто научной точки зрения, то обнаружится, что она на самом деле строится на целиком естественных психологических основаниях:

- эмоции и чувства- как положительные ( любовь, надежда), так и отрицательные (ужас перед неизвестным);

- воля (так как религиозная вера предусматривает сознательную концентрацию всей психической жизни человека на религиозных образах и чувствах);

- воображение, благодаря которому абстрактное и расплывчатое понятие «сверхъестественных сил» приобретает в сознании обычного человека конкретные образы богов, ангелов, бесов и т.д.

Основные функции религии:

Мировоззренческая – религиозное мировоззрение формирует у людей надежду на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Эту функцию также называют смысловой, то есть наполнение человеческой жизни значением и смыслом. Иллюзорно-компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая, тесно связана с мировоззренческой: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия.

Коммуникативная – общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в общении между людьми, общение осуществляется главным образом в культовой деятельности. Регулятивная– осознание индивидом содержания определённых ценностных установок, которые вырабатываются в каждой религии и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная – помогает людям осознавать себя как моральную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования.

Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждение; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.

В религии обнаруживается сущность опреде ленного типа общественных систем, следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Религия может многое рассказать об обществе, важно только правильно расшифровать закодированную в ней информацию.
Религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Отчуждение — это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительно го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, представляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бюрократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение личности. В религии находят выражение указанные моменты отчуждения действительной жизни. Не она «ответственна» за развертывание отношений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, наоборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию.

Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятель ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение действительности, то она содержит соответствующую информацию об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перерабатывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире. С другой стороны, это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных принципов религии, она «предвосхищает», предваряет результаты взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей. В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего, она отражает те ее стороны, которые обусловливают несвободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего содержания отражательного процесса в религии. Результаты отражения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах.

По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь, каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы. Религиозная вера, совокупность религиозных представлений, переживаний, надежд.

 



2016-01-26 1320 Обсуждений (0)
Основы и предпосылки религии, ее функции и роль в жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы и предпосылки религии, ее функции и роль в жизни общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)