Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок и рыночный механизм



2016-01-26 3026 Обсуждений (0)
Рынок и рыночный механизм 4.00 из 5.00 1 оценка




Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок. Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. Рыночной экономике присущи следующие признаки:

  • господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
  • принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; а государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
  • главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция , спрос и предложение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка. Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения. Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара. На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем. Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены. На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством. Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены. На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века. Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным. Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции. Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

 

Предпринимательство

  1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг
  1. Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
  2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
    • субъекты предпринимательства — частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;
    • объекты предпринимательства — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
  3. Субъекты предпринимательства: Юридическое лицо — организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица:
    • независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
    • наличие имущества;
    • право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
    • право осуществлять от своего имени экономические операции;
    • самостоятельная имущественная ответственность;
    • право выступать от своего имени в суде.

Виды юридических лиц:

    • коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
    • некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

  1. Виды предпринимательства:
    • производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
    • коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
    • финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
    • посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
    • страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
  2. Формы предпринимательства. По признаку объектов предпринимательства:
    • Малый бизнес (до 50 человек):
      • Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
      • Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка
    • Средний бизнес (до 500 человек) — он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
    • Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.

По типу фирм:

    • Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
    • Товарищество, или партнерство — бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
    • Кооператив — похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
    • Корпорация — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация — акционерным обществом (АО).
  1. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
    • свобода предпринимательской деятельности;
    • инициативная и самостоятельная деятельность;
    • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
    • юридическое равенство различных форм собственности;
    • законность в предпринимательской деятельности;
    • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
    • государственное регулирование:
      • прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);
      • косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).
  2. Функции предпринимательства:
    • ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
    • организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
    • творческая — использование новаторства в деятельности.

 

Деньги

Деньги — особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента (измерителя всех товаров). Деньги выражают стоимость всех товаров и услуг и используются для равноценного обмена товаров и услуг между собой. Деньги возникли несколько тысяч лет назад (во II в. до н. э. в Египте). В древности больше всего были популярны монеты из ценных металлов: золота и серебра. Национальная валюта — это денежная единица какой-либо страны, используемая в ней самой и для международных расчетов. В России это рубли, в Англии — фунты, в США — доллары и т. д. Во многих государствах для резерва финансовых средств и повышения стоимости собственной валюты используют золотой стандарт. Золотой стандарт — денежная система, в которой всеобщим эквивалентом является золото, его частично используют в обращении и на него разменивают денежные купюры. Функции денег: деньги являются средством торговли и обращения, мерой стоимости, счетной единицей, средством накопления и сбережения. Виды денег: бумажные купюры, биллонные монеты (монеты из металлов), кредитные деньги (векселя, пластиковые карточки).Инфляция — обесценивание денег из-за выпуска денежной массы сверх потребностей товарооборота. Деньги выпускаются в большом количестве, а выпуск товаров остается прежним. Население стремится быстрее избавиться от обесценивающихся денег и купить как можно больше товаров. Однако размер денежной массы не соответствует количеству товаров. Дефицит (нехватка) товаров приводит к повышению цен и дальнейшему обесцениванию денежных единиц. Причины инфляции. Источником инфляции может стать господство монополий, чрезмерные расходы государства на военную отрасль, истощение золотого запаса страны из-за хищений и коррумпированности чиновников. Часто инфляция возникает во время форс-мажорных обстоятельств: войны, природных катаклизмов, мировых экономических кризисов.Виды инфляции. По темпам роста цен выделяют: а) умеренную (или ползучую) инфляцию — цены на товары поднимаются постепенно и не более чем на 10% в год; б) галопирующую — происходит быстрый подъем цен, от 10 до 200% в год; в) гиперинфляцию — возникает при сверхбыстром росте цен (более 200% в год).Последствия инфляции: дефицит товаров и продуктов, обесценивание денежных сбережений населения, ухудшение экономического благосостояния населения, социальная напряженность в обществе, крах денежной системы и утрата деньгами своих функций при гиперинфляции. Антиинфляционная политика заключается в приспособлении к инфляции или в борьбе с ней. Приспосабливаясь к инфляции, государство контролирует цены и повышает зарплаты. Бороться с инфляцией правительство может с помощью сокращения денежной массы путем изъятия избытка денег из обращения (дефляция); с помощью укрупнения и обмена денежной единицы (деноминация).

 



2016-01-26 3026 Обсуждений (0)
Рынок и рыночный механизм 4.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Рынок и рыночный механизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3026)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)