Рынок и рыночный механизм
Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок. Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. Рыночной экономике присущи следующие признаки:
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка. Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения. Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара. На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем. Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены. На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством. Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены. На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века. Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным. Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции. Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Предпринимательство
Виды юридических лиц:
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.
По типу фирм:
Деньги Деньги — особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента (измерителя всех товаров). Деньги выражают стоимость всех товаров и услуг и используются для равноценного обмена товаров и услуг между собой. Деньги возникли несколько тысяч лет назад (во II в. до н. э. в Египте). В древности больше всего были популярны монеты из ценных металлов: золота и серебра. Национальная валюта — это денежная единица какой-либо страны, используемая в ней самой и для международных расчетов. В России это рубли, в Англии — фунты, в США — доллары и т. д. Во многих государствах для резерва финансовых средств и повышения стоимости собственной валюты используют золотой стандарт. Золотой стандарт — денежная система, в которой всеобщим эквивалентом является золото, его частично используют в обращении и на него разменивают денежные купюры. Функции денег: деньги являются средством торговли и обращения, мерой стоимости, счетной единицей, средством накопления и сбережения. Виды денег: бумажные купюры, биллонные монеты (монеты из металлов), кредитные деньги (векселя, пластиковые карточки).Инфляция — обесценивание денег из-за выпуска денежной массы сверх потребностей товарооборота. Деньги выпускаются в большом количестве, а выпуск товаров остается прежним. Население стремится быстрее избавиться от обесценивающихся денег и купить как можно больше товаров. Однако размер денежной массы не соответствует количеству товаров. Дефицит (нехватка) товаров приводит к повышению цен и дальнейшему обесцениванию денежных единиц. Причины инфляции. Источником инфляции может стать господство монополий, чрезмерные расходы государства на военную отрасль, истощение золотого запаса страны из-за хищений и коррумпированности чиновников. Часто инфляция возникает во время форс-мажорных обстоятельств: войны, природных катаклизмов, мировых экономических кризисов.Виды инфляции. По темпам роста цен выделяют: а) умеренную (или ползучую) инфляцию — цены на товары поднимаются постепенно и не более чем на 10% в год; б) галопирующую — происходит быстрый подъем цен, от 10 до 200% в год; в) гиперинфляцию — возникает при сверхбыстром росте цен (более 200% в год).Последствия инфляции: дефицит товаров и продуктов, обесценивание денежных сбережений населения, ухудшение экономического благосостояния населения, социальная напряженность в обществе, крах денежной системы и утрата деньгами своих функций при гиперинфляции. Антиинфляционная политика заключается в приспособлении к инфляции или в борьбе с ней. Приспосабливаясь к инфляции, государство контролирует цены и повышает зарплаты. Бороться с инфляцией правительство может с помощью сокращения денежной массы путем изъятия избытка денег из обращения (дефляция); с помощью укрупнения и обмена денежной единицы (деноминация).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |